Смекни!
smekni.com

История возникновения шумерской цивилизации (стр. 2 из 3)

В архитектуре прямые линии уступили место извилистым и ломаным. Украшения приобрели большую роль и изощренность. Пространство помещений иллюзорно расширялось благодаря беспокойной игре светотени. Широко применялись зеркала для создания иллюзии бесконечного пространства. Осуществлялись широкомасштабные проекты, например, ансамбль площади собора св. Петра в Риме, спроектированный Л. Бернини.

Период расцвета фламандского барокко приходится на 1-ю пол. XVII в. и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Законодателем в новом стиле стал великий мастер европейского барокко П.П. Рубенс (1577-1640). Он пишет портреты, исторические картины на мифологические и библейские темы, оформляет дворцы и церкви. В композициях "Воздвижение креста", "Снятие с креста" художник использует резкие ракурсы фигур, беспокойные пятна света и тени. Открытость композиции, особая чувственность тел, характеризует Рубенса, интерпретирующего греческие и римские легенды; "Похищение дочерей Левкиппа", "Вакханалия", "Персей и Андромеда". Переходом к зрелой фазе творчества художника стал цикл картин "Жизнь Марии Медичи" для Люксембургского дворца во Франции (1622-1625). Картины театральны, манера письма выразительна, непринужденно свободна. Одна из любимых тем художника - тема вакхическая, ("Вакх", "Вакх и Ариадна", "Союз земли и воды"), демонстрирующая откровенно телесное восприятие жизни, языческое и театрально-карнавальное в своей основе.

В скульптуре к барокко относят, прежде всего, итальянца Л. Бернини (1598-1680), чья алтарная скульптурная группа Экстаз св. Терезы (церковь Санта-Мария делла Виттория, Рим) считается образцом воплощения особенностей этого стиля, эталоном барочной скульптуры. Живопись, скульптура, декор, архитектура создают здесь целостный драматический ансамбль. Диапазон дарований Бернини чрезвычайно велик: от архитектора, скульптора, живописца до театрального комедиографа и постановщика.

В музыке барокко характеризуется усилением драматического звучания, стремлением воплотить душевные переживания человека, утверждаются новые музыкальные приёмы и эффекты. Формируется новый музыкальный жанр -опера. Начало было положено "Камератой" - объединением поэтов и музыкантов, стремившихся возродить античную трагедию и воплотить ее черты в новом театрально-музыкальном жанре. Опера - вид театрального искусства, сочетающий инструментальную музыку, сольное и ансамблевое пение с элементами драматического действия и декорациями.

Популярными становятся и две формы инструментальной музыки: концерт и соната. Оркестровое исполнение рассматривается как максимально выигрышная форма передачи типичных для барокко контрастных эмоциональных состояний. В концерте инструменты как бы соревнуются друг с другом. "Большие концерты" - кончерти гросси -писались для оркестра композитором Корелли. Впоследствии Антонио Вивальди (1680-1741) создаёт концерт для солирующего инструмента {чаще всего скрипки) с оркестром. Получилось как бы соревнование солиста с оркестром, или личности с миром.

Первое публичное представление оперы состоялось в дни празднеств по случаю бракосочетания французского короля Генриха IV и Марии Медичи во Флоренции. Это была "Эвридика" Я. Пери и О. Ринуччини. Вскоре по типу "Эвридики" начинает создавать музыкальные драмы Клаудио Монтеверди. В Венеции открывается первый публичный оперный театр, куда может прийти каждый, просто купив билет. Оперы Монтеверди "Орфей", "Ариадна", "Коронация Поппеи" имели в Венеции большой успех. В середине столетия открывается придворная опера в Неаполе. В неаполитанской опере сюжет отступает на второй план. Главным становится бельканто, красивое пение (композитор Скарлатти).

В то же время никого из всех называвшихся выше писателей, композиторов, живописцев - кроме, пожалуй, Бернини, мастера барокко "чистой воды" - нельзя полностью и безоговорочно отнести только к этому стилю. В этом состоит еще одна особенность искусства XVII в. -великих мастеров много и каждый сам по себе целая эпоха и особый стиль.

Для теоретиков и мастеров другого великого стиля XYII века -классицизма, язык барокко казался неправильным. С точки зрения хорошо сформулированных и взвешенных норм классики он отличался запутанностью и неясностью. Один из противников барокко с досадою воскликнул: "Будь проклято то великолепие, в котором нет ясности!"

Возрождение традиций античной классики, предпринятое мастерами Ренессанса, было продолжено художниками, скульпторами, архитекторами XVII-XVIII вв. Следование канонам классики стало для них основой творчества. Принципы стиля, базирующегося на классических образцах, зафиксированы в многочисленных теоретических трактатах. Безусловно, классицизм отразил всю безмерность уважения нового времени к гармоничности и соразмерности искусства Греции, объединил многие искусства -литературу, музыку, театр, живопись, скульптуру, архитектуру - едиными нормами, общим мироощущением, так как важнейшей особенностью любого великого стиля является его способность отражать в целом культуру эпохи. Величие этого стиля более всего представляет культура Франции XVII века.

Чтобы глубже понять закономерность возникновения этой эстетики, несколько слов о мироощущении эпохи. Наука XVII века поставила вопрос о свойствах природы. Все, что не проходило npверено, экспериментально-опытном знании, отвергалось. Философ Рене Декарт не видит другой возможности упорядочения мира, кроме все выверять "языком математики". В основе нового мировоззрения лежала философия рационализма, провозгласившего разум основой познания и поведения людей. Основой всего виделся естественный порядок, связывающий воедино весь мир, и который должно было воспроизводить в своих образах искусство. Новое мировоззрение позволило представить человека как механизм с "чистой доской" сознания, на которую общество должно было вписать идеалы как этические, так и эстетические.

Равновесие сил дворянства и буржуазии порождало веру в государство как "разум нации". Общественные противоречия, казавшиеся неразрешимыми для художников позднего Возрождения, в XVII в. получили известную перспективу положительных решений. На новой основе была восстановлена программа гуманизма. Эстетика классицизма была основана на принципе "облагороженной природы" и отражала стремление к идеализации действительности. Важнейшим звеном, связывающим классицизм с искусством зрелого Ренессанса, было возвращение в искусство, и в первую очередь в театр, сильного, деятельного героя. Этот герой должен был, исполняя долг перед государством, подчинять свои личные страсти разуму, который направлял его волю к соблюдению норм морали и выполнению долга перед государством. Именно эта объективно существующая мораль была той общественной силой, которая должна была стать "разумом" героя, воодушевлять и направлять его поступки. Нормой языка трагедии была возвышенная, поэтическая речь определенного стихотворного размера (так называемый александрийский стих). Согласно традиционной эстетике классицизма комедия была жанром более низкого порядка, чем трагедия. Рассчитанная на изображение повседневной жизни и заурядных людей, она не имела права касаться вопросов высокой идеологии и изображать возвышенные страсти. Трагедия же не должна была спускаться к обыденной тематике и допускать в свои пределы людей низкого происхождения. Реальная жизнь могла быть представлена только через сюжеты из античной, библейской или, в крайнем случае, - средневековой мифологии. Таким образом, сословная иерархия отразилась на иерархии жанров. Но в своем последующем развитии классицизм ознаменовался возникновением высокой комедии - наиболее демократического и реалистического жанра классицистского стиля (комедии Жана-Батиста Мольера) Свое наиболее полное эстетическое обоснование классицизм получил в произведении Н. Буало "Поэтическое искусство".

Классицистская эстетика многим обязанная теоретическим взглядам Аристотеля и Горация, носила нормативный характер: строго придерживалась деления на жанры, требовала соблюдения закона. П. Корнель написал одну из первых и самую популярную трагедию классицизма "Сид". Она имела огромный успех. Но была раскритикована Академией за несоблюдение единств. Тем не менее, Родриго, герой трагедии, до сих пор является образцом чести и долга. Ж. Расин, младший современник Корнеля, отошёл от общественной тематики, перевёл действие в сферу личных проблем героев. В трагедии "Федра", на пример, героиня мучается от любви к собственному пасынку и гибнет, не сумев совладать с чувствами, но высокий стиль и три единства строго соблюдались. Комедии Мольера "Тартюф", "Мещанин во дворянстве", "Плутни Скалена", "Скупой" будут вечно популярны, потому что вряд ли когда-либо исчезнут человеческие пороки, которые высмеиваются автором.