Смекни!
smekni.com

Знак и образ (стр. 3 из 3)

История развития культуры отражается в истории развития языка. Но эволюция языка не является просто следствием перемен в общественной жизни. Несмотря на изменения, происходящие в языке, он остается одним и тем же в течение столетий, и дети понимают своих предков, а деды- внуков и правнуков. Дело в том, что наряду с быстро изменяющимся слоем лексики в языке имеется основной словарный фонд- лексическое «ядро» языка, которое сохраняется веками. Сюда входят все корневые слова. Они понятны всем носителям данного языка, отличаются высокой частотностью употребления и служат источником для новых словообразований. Это, например, такие слова, как «вода», «дом», «мать», «работа», «десять»,и. т. п.. Основной словарный фонд со временем тоже изменяются ( так наши предки говорили не «пахать землю», а «орать землю» ). Но эти изменения совершаются очень медленно- иначе люди разных поколений не могли бы понять друг друга и опыт прошлого не накапливался бы в культуре.

Знаковые системы записи.

Важнейшая из них- письмо,система записи знаков естественного языка, устной речи. К этому типу знаковых систем относится также нотная грамота, записи танца и. т. п.. Особенностью знаковых систем этого типа является то, что

они возникают на базе других знаковых систем- разговорного языка, музыки, танца- и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи- одно из величайших достижений человеческой мысли. Особенно большую сыграло появление и развитие письменности, позволившей человеческой культуре выйти из начального, примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки, техники искусства, права, и.т.д. .

Зародышем письменности было «предметное письмо»-возникшее еще в первобытном обществе использование предметов для передачи сообщений (например, оливковой ветви как знака мира). Первой стадией истории письменности было письмо в рисунках(пиктография). На следующей стадии возникают идеографическое письмо, в котором рисунки приобретают все более упрощенный и схематический характер. И наконец, на третий стадии создается алфавитное письмо, в котором используется сравнительно небольшой набор письменных знаковых, означающих не слова, а составляющих их звуки устной речи.

Аналогичным образом развивалась и запись музыки-нотное письмо, и система записи танца. В настоящее время для записи музыки или танца часто используются технические средства-аудио-и видеосистемы.

Появление и развитие письменной речи порождает принципиально новые культурные возможности культурного прогресса. Базисным знаком письма является не слово, а меньшая и более абстрактная единица-буква. Количество базисных знаков система уменьшается и становится обозримым. Благодаря этому становится возможными качественно новые способы обработки, восприятии и передачи информации.

Запись создает возможность существенно увеличить словарный состав языка. В племенных бесписьменных языках редко употреблявшиеся слова просто исчезали из социальной памяти на смену забытым словам приходили новые. Словарь таких языков содержит не более 10-15 тысяч слов. Всовременных языках за счет использования письма происходит накопление слов и их количество достигает полумиллиона.

С возникновением письменности начинают складываться языковые нормы и правила, создается нормированный литературный язык, появляются приемы обработки текста. В результате совершенствуются способы выражения мысли в языке, повышается точность и глубина передачи ее нюансов.

Неизмеримо вырастает все количество циркулирующий в обществе информации. Бесписьменные языки могли обеспечит передачу лишь того объема знаний, который хранился в фольклоре и ограничивался возможности памяти жреца или сказителя. Письменность позволяет обществу транслировать информацию, которой намного превосходит объем памяти отдельного человека. Возникают библиотеки, выполняющие функцию хранилищ знания и делающие его доступным для грядущих поколений. Снимаются временные и пространственные границы общения: становится возможной коммуникация между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное историческое время. Благодаря письменности изменяются качества информации, сохраняющиеся в обществе. Оригинальная, нестандартная мысль, которая среди современников считается не заслуживающий запоминания, без письменности была бы после смерти автора забыта, и потомки бы о ней не знали. Письмо дает возможность сохранит и запечатлеть ее. Это открывают широкие возможности для развития творчества.

Письменность открыла путь к тиражированию текстов- книгопечатанею. Когда золотых дел мастер Иоганн Гутенберг из Майнца изобрел печатный станок и набор текста из стандартных литер шрифта, стало возможным массовым тиражирование книг. Началась новая эра культурного прогресса. Круг читателей значительно расширился. Произошла демократизация письменного общения, оно стало повседневным делом миллионов людей. Возникли условия для массового образования и просвещения народа. Вместе с тем школьное обучение грамоте стало непременным условием функционирования письменной речи, сохранения языковых традиций и непрерывности существования культуры.

Одним из важных направлений развития систем записи явилось создание формализованных языков, играющих большую роль в современной логике и математике. С разработкой формализованных языков связано развитие электронно — вычислительной техники, которое ныне во многом определяет судьбы дальнейшего культурного прогресса человечества.

Заключение.

Таким образом понятие символа многозначно. Символ можно определить, исходя из сравнения с понятиями знака и образа. Тогда символ можно представит как образ, взятый в аспекте своей знаковости, и как знак, наделенный всей ограничностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Символ нельзя «расшифровать» усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некой рациональной формулы, которую можно сказать, что в отличие символа от знака в то, что для знаковой системы многозначность есть помеха, мешающая рациональному функционированию знака, тогда как символ тем содержательнее, чем он более многозначен. Сама структура символа направлена на то, чтобы представить через еденичное явление, целостный образ мира.

Отличие символов от знаков, в которых внутренний смысл более «однозначно» соотнесено с определенным означаемым, и которые поэтому представляют более узкие рамки для постижения и выражения истины, приводит к тому, что символы часто используются для выражения сложных и глубоких истин религиозного и духовного порядка. Смысол символа не дан, а задан и раскрывается в динамике его восприятия. Этот смысл нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно пояснить, соотнеся с работой всей семиотической системы.

Список использованной литературы:

1. Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999. - 216с.

2. Кармин А. С. Культурология : учебник / А. С. Кармин, Е.С. Новикова. - Спб.: Питер, 2008. - 464с.

3. Культурология: Учебное пособие / составитель и ответственный редактор

А.А. Радугин — М.: Центр, 1998. - 304с.