Смекни!
smekni.com

Быт и нравы эпохи Возрождения 2 (стр. 7 из 10)

Самым роскошным из них стал Пир Фазана (1454 г.). Годом раньше Константинополь пал под натиском ту­рок, и этот пир должен был вновь возжечь искру пос­леднего крестового похода. Новый крестовый поход так и не состоялся, и есть некая ирония в том, что знаменитый Пир Фазана эпохи Возрождения должен был возродить грезу Средневековья.

Все подробности держались в строгом секрете до того часа, когда после трех дней скромных трапез привилегированных гостей не ввели в огромный Отель-дела-Салль. Дело было в январе, и зал был за­лит морем света от бесчисленного количества свечей и факелов. Слуги, одетые в сумрачные черные или серые ливреи, оттеняли золото и багрянец, атлас, бархат и парчу нарядов гостей. Стояли три стола, накры­тые шелковым Дамаском, каждый огромных размеров, потому что они должны были также служить сценой. Задолго до начала самого пира обедающие прогули­вались по залу, любуясь, так сказать, сопутствующи­ми зрелищами. На столе герцога возвышалась модель церкви с колокольней, где находились четверо музыкантов. На том же столе разместился корабль с пол­ной оснасткой и командой. Еще на нем был фонтан из стекла и драгоценных камней. Огромный пирог вмещал 28 музыкантов. Механические звери скользи­ли по изящно сделанным лесам. Актеры изображали ожившие пословицы. Во время трапезы угощение спускали с потолка, но вряд ли гости могли, не отвлекаясь, насладиться хотя бы одной переменой блюд: каждая сопровождалась 16 интерлюдиями: выступле­ниями жонглеров, певцов, акробатов, посреди зала была даже разыграна соколиная охота с живыми пти­цами. На настоящей сцене представили сложную по­становку «История Язона», с огнедышащими драко­нами, быками и вооруженными воинами. Но все это явилось лишь прологом к центральному шедевру: мольбе Константинополя о помощи. Одетый сараци­ном великан появился, ведя за собой слона, на спине которого восседала женщина в трауре. Она изобража­ла Церковь, приехавшую к герцогу слезно просить о помощи ее утраченному городу. После погребального песнопения вышел герольд с живым фазаном в руках. У рыцарей существовал давний обычай: за­креплять нерушимую клятву поеданием птицы, счи­тавшейся благородной (павлина, цапли или фазана). Символический обряд был в этом случае несколько изменен, и после клятвы освободить Константино­поль птицу отпустили на волю. Торжественное собра­ние завершилось балом.

Шахматы и кости, состязания в стрельбе из лука, теннис, карты и игра в мяч, пение и азартные игры — все это были излюбленные придворные развлечения того времени.

Даже самый просвещенный правитель без разду­мий захватывал большие куски земли для собствен­ных нужд. Подданные такого жесткого государя име­ли все основания проклинать пережитки варварских утех. Чтобы сохранить будущую добычу для охоты, принцы вводили суровейшие законы, даже назначая смерть тем, кто незаконно убивал охраняемую дичь. Птицы и звери процветали, разоряя или поедая по­севы, причиняя гораздо больше вреда, чем одна охо­та. Государь охотился не в одиночку: он мог решить провести несколько дней в облюбованном им уголке страны, приводя с собой большую свиту и решая го­сударственные дела прямо в поле.

Ночные пиры и танцы сменялись дневными азар­тными забавами, что являло один из нагляднейших контрастов общественной жизни того времени. Неподалеку от сверкающего огнями охотничьего домика, где веселились и пели, стояла убогая хижина кресть­янина, откуда, в сущности, и брались средства на уте­хи богачей.

3.3. Особенности домашней жизни.

Дома, придающие сегодня старинным городам Евро­пы средневековый колорит, почти всегда принадлежат купцам. Это солидные здания, вид которых должен был демонстрировать богатство и надежность своих владельцев, а потому пережить их. Исчезают в веках хижи­ны бедняков, дворец богача становится музеем или муниципалитетом, а дом купца часто остается просто домом. Владелец им гордился: это было наглядное свидетельство его успеха. Художники, писавшие его порт­рет в роскошной одежде, изображали на заднем плане детали обстановки с той же тщательностью, что и чер­ты его лица. И вовсе не случайно, что большинство интерьеров принадлежат домам северных купцов. Даже итальянцы, привыкшие к расточительной роскоши дворов своих государей, признавали, что их собратья по профессии жили как принцы, богатея на доходах пор­тов вдоль побережья Атлантики и Балтики. И точно так же, как, покровительствуя художникам, искали себе славы и бессмертия принцы, жаждали этого купцы... даже если по иронии судьбы дома переживали забытые имена хозяев.

Здания обычно строили двухэтажными. Хотя в боль­ших городах или там, где земля слишком дорого стоила, они могли вознестись на три или более этажа. Главная дверь — мощный заслон, окованный железом, снаб­женный массивным замком и засовами с цепями.[8]

Такая дверь способна была выдержать и выдержива­ла при необходимости прямую атаку. Каждый человек старался защитить себя и свое имущество. Дверь от­крывалась сразу в главную комнату, а внутренность дома — видно с первого взгляда — представляла собой единый зал, разделенный на более мелкие помещения деревянными перегородками. Тут не было никакой воз­можности, да и нужды в личном уединении, какой-то частной жизни. Комнаты примыкали непосредственно друг к другу, — съедающий пространство коридор мож­но было использовать лишь в очень больших зданиях. Спальня одновременно служила гостиной, это было общепринято, а члены семьи или даже гости небрежно ходили вокруг постели, пустой или занятой. В богатых домах кровать была массивным сооружением, почти маленькой комнатой. Вошедшее в общее употребление в XVI веке ложе с балдахином стало существенным шагом вперед по сравнению с громоздкими и высокими, открытыми со всех сторон кроватями прежних дней.

Ложе со всех сторон скрывали занавески, не толь­ко защищавшие людей от сквозняков, но и дававшие им некоторую долю уединения. Под ним обычно дер­жали кровать меньшего размера, которую выдвигали на ночь для ребенка или слуги.

Другие комнаты первого этажа также играли двой­ную роль. Отдельная столовая появилась много поз­же и лишь в домах богачей. И готовили, и подавали еду в одной и той же комнате.

Простота трапезы сохранялась до конца XVI сто­летия. В день ели дважды: обедали в 10 часов утра и ужинали в 5 часов вечера. Количество столовой по­суды и приборов было ограниченно. Одни и те же тарелка, нож и ложка использовались для всех перемен блюд. Стекло было редкостью, обычно пили из кружек и кубков из металла. В середине XVI века появился питьевой шоколад, а чуть позже кофе и чай, но прошло много времени, прежде чем они проникли в нижние слои общества. Общепринятыми напитками для женщин и мужчин всех возрастов и классов были эль и легкое вино. Галлон в день считался разумным количеством выпитого, и пили их скорее по необходимости, чем по желанию. В городах, как и на кораблях, найти хорошую чистую воду было почти невозможно.

Главным источником тепла был открытый огонь, на нем же стряпали. В очаге мог встать в полный рост мужчина. Горящие поленья лежали на железных подставах, форма которых не менялась на протяжении двух столетий. Изобретение дымохода где-то к концу XIII века стало, наверное, самым большим дости­жением домашнего прогресса в Европе, так как позволило даже бедным семьям готовить еду дома, не прибегая к услугам общих булочных. Особым вкладом эпохи Возрождения в домашнее хозяйство было со­здание закрытой кухонной плиты. Ее придумали в Германии, а затем она распространилась по всему континенту, принеся в дома средство сохранения тепла, то есть экономного расходования топ­лива. Внутри домов было темновато. Стекло для окон стали использовать уже с начала XIII века, но даже в XVI стеклодувы не шли дальше производства неболь­ших мутноватых пластин. Чтобы застеклить ими боль­шие оконные проемы, их требовалось вставить в свинцовые полосы, что создавало красивые узоры, но уменьшало поток проходящего цвета. Однако даже при таком ограничении север Европы обгонял юг. В Италии долгие месяцы прекрасной погоды делали ненужными дорогие большие и плоские стекла. Окон­ные проемы закрывали ставнями, часто затягивали богатыми тканями. Зимой в дом проникало очень мало света, потому что надо было либо терпеть холод, либо запирать ставни. На севере полы обычно покры­вали раскиданным тростником. Это делалось на про­тяжении столетий. Он был дешев, хорошо впитывал влагу, служил грубой теплоизоляцией, и... в нем от­лично разводились всякие паразиты. Несмотря на всеобщее пренебрежение гигиеной, большинство до­мов могло похвастаться баней, точнее, лоханью для мытья, которую обычно ставили в спаль­не. Часто ею пользовались два человека одновремен­но, чтобы сберечь горячую воду. Единственным доступным топливом в большинстве городов были дрова. Средневековая привычка мыться в общественных ба­нях совершенно вышла из обихода, видимо из-за бо­язни заразы. Домовладелец поэтому должен был сам заботиться о своей бане и дровах для ее нагрева, что в большинстве городов оказывалось дорогим удоволь­ствием.

По современным понятиям домашняя обстановка кажется очень скудной, однако в отличие от предыду­щих веков появилась специализированная изысканная мебель. Вместо простых столов типа «доски на козлах» и скамеек стали делать тяжелые вычурные резные сто­лы и раздельные стулья, часто обитые кожей. Простой сундук стал главным предметом меблировки. В отсут­ствие объемистых чуланов или стенных шкафов, по­надобились стоячие, свободно перемещаемые шкафы-контейнеры для одежды, белья и даже посуды. Они за­нимали много места в комнатах, и естественно, что их внешнему виду придавали большое значение. Эти шка­фы украшали богатой резьбой, особенно в Германии и Англии, в Италии их расписывали. Замечательными произведениями эпохи Возрождения являются «кассоны» - сундуки, которые брала с собой невеста в качестве приданого.