Смекни!
smekni.com

Культурные нормы в жизни общества (стр. 2 из 2)

Подводя итог, хочется сказать, что культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они являются обязанностями и указывают меру необходимости человеческих поступков; служат ожиданиями в отношении будущего поступка; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами.

3. Человек привык жить в упорядоченном мире, привык к тому, что в большинстве случаев нормы соблюдаются другими людьми. Когда нам предлагают стул, то мы скорее всего спокойно усядемся на него, когда нам предложат помочь понести тяжелую сумку, или подадут руку при выходе из автобуса, скорее всего мы эту помощь примем и поблагодарим, так как уверены в безопасности этих действий. Такая уверенность – следствие того, что человек предложивший помощь соблюдает нормы культуры и не подставит нам стул со сломанной ножкой, не убежит с нашими сумками. Если же такого убеждения у нас нет, то приходится предпринимать меры предосторожности. Происходит это как правило из-за того, что норма хотя бы один раз была нарушена. Опасаясь девиантного поведения, люди вынуждены с подозрением относиться друг к другу.

Действенность норм конечно не абсолютна, все они так или иначе нарушаются. Нарушение норм – предмет нравственных отклонений, аномалии, сфера преступных действий. Каждое общество выполняет различные формы контроля, имеет институты, которые должны соблюдать нормы и вести борьбу против их нарушения. Нормативная сфера располагает своим набором средств, чтобы ограничить нарушения, воспрепятствовать им в наиболее важных сферах социальной жизни. Важнейшим фактором регуляции являются мораль и право, но в культурной сфере важным средством налаживания нормативности являются ценности.[8]

Культурологи понимают под культурными ценностями не­кий накопленный социального опыт общества, в рамках которого со­браны наиболее оправдавшие себя и показавшие наибольшую социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознании - принципиальные нормы поведения и суждения. Они ведут к повышению социальной интеграции сообщества, к росту взаимопонимания между людьми, их солидарности, взаимопомощи…

Культурная ценность не является обязательной, скорее, это некоторый “резерв” уже обретенного и накопленного социального опыта, лежащий в основе исторической и социальной устойчивости данной культуры.[9]

Одной из главных ценностей является семейное счастье. Эта ценность предполагает следование определенным нормам: забота о близких, помощь им. Понятно, что, если с безразличием и относиться к родным, унижать и оскорблять их, семейное счастье получить непросто.

Итак, ценностное сознание определяет нормы — стереотипы мысли и действия, принимаемые в границах той или иной социокультурной общности. Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры — от элементарных актов материально-практического характера до морали, искусства, науки и религии.

Для утверждения, защиты каждой нормы формируется система одобрений, поощрений, осуждений или запрета. Одобрения могут быть выражены в виде позитивных санкций: формальных (денежная премия, почетная грамота) и неформальных (улыбка, похвала). А осуждения в виде негативных санкций, тоже формальных (штраф, арест) и неформальных (выговор, предупреждение). Широта нормативности и большая потребность в ней приводят к тому, что поощрение обычно менее ярко выражено, чем запрет.

В примитивной среде, в обществах, где еще недостаточно обдуманны формы регуляции поведения, существуют различные табу – категорические запреты на совершение каких-либо действий. Запреты в отношении еды, одежды, произнесения определенных слов приобретают важное значение в системе контроля, снижая уровень напряженности и блокируя разрушительное поведения. Чем сложнее общество, тем сложнее принятая в нем нормативная система, необходимее нормативы и органы, поддерживающие такую систему. Большое значение имеют системы образования, воспитания, государственного управления.[10]

Существует не только аномия - разрушение норм, но и такой процесс как нормотворчество. «Разрушение одних культурных норм всегда сопровождается созданием новых».[11] Изменение деятельности требует изменения норм. Нарушая запреты, открывая новые варианты поведения личность меняют свою деятельность. Иногда нормы «навязываются», вводятся указом властей, вызывая противоречия. «Мало считался царь Петр I со сло­жившимися нормами поведения, когда он резал бороды боярам, вводил немецкое платье и устраивал шутовские ассамблеи, переворачивавшие наизнанку представления, сложившиеся в верхах российского общества».[12]Можно еще вспомнить переход на новый календарь в феврале 1918 года, церковная реформа Никона XVIIвека. Хотя все эти нормы прижились, в то время они вызвали у общества сопротивление, породившее противоречия, сохранившиеся до сегодняшнего дня, а также явные и скрытые расколы.

Даже самые необходимые нововведения или запреты, если они не согласованы с нормами, сложившимися в обществе, не оправдывают массовых ожиданий или не компенсируются какими-то заменами, терпят провал, порождают отторжение. Поэтому необходим анализ, учитывающий состояние общества на данный момент; возможность усвоения нормы данным типом культуры; трудности, с которыми столкнется новая мера. Чаще всего старые нормы все равно продолжают существовать как некие ритуалы, если не у всего общества, то у какой-то его части. К примеру, двоеперстие и сегодня существует у старообрядцев, а православная церковь по-прежнему пользуется юлианским календарем.

В конце хотелось бы осветить такие понятия как «нормативная недостаточность» и «нормативная избыточность».

Обилие и жестокость законов могут негативно сказываться на культуре, вредить индивиду и самому обществу. «Нормативная избыточность» с одной стороны соответствует стабильности общества, твердости, устойчивости общественного порядка. С другой стороны, она ограничивает свободу, полезную инициативу и творческую деятельность, суживается разнообразие действий и мыслей личности. Общество плохо приспосабливается к изменениям, происходит замедление темпов развития общества и застой. «Нормативная недостаточность» культуры может вести к росту преступности, падению нравственности, дезорганизации общественных отношений. «Нормативная недостаточность, таким образом становится препятствием для социального прогресса в не меньшей степени, чем нормативная избыточность».[13]Поэтому существует предел нормативности для всякого общества. «Без допущения отклонений, поощрения самостоятель­ности и предприимчивости, хотя бы в специально вы­деленных сферах и ограниченных “свободных зонах”, общество оказывается скованным в своих возможностях приспосабливаться к изменчивой обстановке».[14]

Заключение.

Исходя из поставленных задач, я пришла к следующим выводам:

- культурные нормы это некие стандарты, эталоны, правила, регулирующие поведение человека, а также жизнь общества в целом.

- существуют нормы институциональные, этнографические, конвенциональные, эталонные; общекультурные, групповые, ролевые. Все они дополняют друг друга и их главными функциями являются: формирование поведения человека, понятного другим людям; упорядочивание общественной жизни и организация деятельности людей.

- норма переживает период зарождения, утверждения, потом начинает разрушаться. Но с разрушением старых норм появляются новые, возможно более актуальные. Неисполнение же культурных норм ведет к беспорядкам в обществе, деградации культуры; одинаково плоха как «нормативная избыточность», так и «нормативная недостаточность». Существуют различные механизмы налаживания нормативности: ценности, система поощрения и наказания.

В целом, исполнение норм обеспечивает гармоничность общественной жизни, которая позволяет культуре сохранять устойчивость и целостность в течение длительного времени.

Список использованной литературы:

Культурология. XXвек. Энциклопедия в 2-х тт. СПб., 1998, 1999.

Ерасов Б.С. Социальная культурология в 2-х ч. М., 1995.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

Культурология под редакцией Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. М., 2009.


[1]стр.143-145 Культурология под редакцией Ю. Солонина и М. Кагана

[2] Кульурология.XXвек. Энциклопедия в 2-х тт. СПб., 1998, 1999. с.101 том 2.

[3] стр.145 Культурология под редакцией Ю. Солонина и М. Кагана

[4] Стр. .277-280 Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.,2000.

[5] Стр. 151-154 Культурология под редакцией Ю. Солонина и М. Кагана

[6] Ерасов Б.С. Социальная культурология в 2-х ч. М., 1994.

[7] Стр. 146-151 Культурология под редакцией Ю. Солонина и М. Кагана

[8] Ерасов Б.С. Социальная культурология в 2-х ч. М., 1994

[9] Стр. 295 Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.,2000

[10] Ерасов Б.С. Социальная культурология в 2-х ч. М., 1994

[11] Кульурология.XXвек. Энциклопедия в 2-х тт. СПб., 1998, 1999. с.101 том 2

[12] Ерасов Б.С. Социальная культурология в 2-х ч. М., 1994

[13] Стр. 146 Культурология под редакцией Ю. Солонина и М. Кагана

[14] Ерасов Б.С. Социальная культурология в 2-х ч. М., 1994