Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Китая 11 (стр. 3 из 3)

Поэтому в древнекитайской культуре очень важную роль играет культ предков. Не менее важную роль играет и небо (далеко не случайно китайцы называли свою империю Поднебесной). Отличительной чертой китайской мифологии является превращение мифологических персонажей в реальных деятелей, живших якобы в глубочайшей древности. Центральные персонажи различных мифов превращались в императоров, а второстепенные – в сановников и вельмож. Это в сущности, – первопредки, ставшие культурными героями.

Первоначально мифологические сюжеты были разрозненными, но по мере объединения самостоятельных царств начинается их унификация. Одновременно формируются и общие представления о природе. Особенно древние китайцы преуспели в разработке различных систем классификации. В этих системах преобладала пятеричная система, основанная на предположении, что в мироздании господствуют пять стихий. Модель мира была пятичленной (четыре стороны света и центр в качестве середины). Разумеется, верховный правитель считался находящимся именно в центре, истолковывался как божество центра. Тем не менее, культ предков сохраняет свое значение.

В эпоху Чжоу окончательно складывается культ Неба (Тянь). Небо рассматривается в качестве высшего начала, власти которого подчиняется буквально все. Согласно представлениям древних китайцев, воля неба открывалась в различных гаданиях и предзнаменованиях. Именно этим объясняется широкое распространение гаданий и их разнообразие в древнекитайской культуре.

Мифология давала и определение объяснение происхождению мира. Первоначально, как считалось, существовал Хаос, в бесформенном мраке которого родились два духа (или бога) – инь и ян. Именно они и занялись упорядочением мира, т.е. превращением хаоса в космос. Инь и ян – темное и светлое начала соответственно. Предположительно, первоначально инь означало теневой (северный), а ян – освещенный (южный) склон горы. Впоследствии инь становится символом женского начала, севера, тьмы, смерти и др., а ян – символом мужского начала, юга, света, жизни и др. по всей видимости, эта символика тесно связана с древними культами плодородия. В эпоху Чжоу небо начинает толковаться как воплощение ян, а земля – как воплощение инь. Рождение мира тогда становится результатом взаимодействия инь и ян, а это не что иное, как разновидность священного брака Земли и Неба.

Традиционализм древнекитайской культуры был тесно связан с проявлением индивидуальности. Все неповторимо личностные проявления порицались. Напротив, действия в соответствии с заданными традицией образцами рассматривались как проявление высшей доблести. Естественно, что такая система ценностей вела к бюрократизации всей общественной жизни и культуры в целом. На авансцену выходят организация и организованность в качестве условий верности традиции и стабильности. Традиционность и стабильность очень надолго становятся приоритетами китайской культуры. Главное в культуре Древнего Китая – не индивид, не личность, а «целое» - коллектив, общество, государство. Общественный идеал древнекитайской культуры – Порядок.

Как и в Древнем Египте, в Древнем Китае на смену духам приходят боги, понимание которых также очень близко древнеегипетскому. Богами древние китайцы называли все, что изменялось на глазах и могло вызвать удивление – горы, реки, птиц, зверей, деревья и даже людей. Такие боги располагали человека к доверию ко всему, что его окружает, поскольку вещи, как природные, так и рукотворные, становились вместилищем богов. Древние китайцы считали, что боги не могут существовать сами по себе, они буквально слиты с вещами. Тем самым вещи приобретали божественный смысл. Китайский пантеон также был в значительной степени зооморфным.

Тем не менее, культ предков оставался очень сильным и влиятельным. Сын при жизни родителей должен был им беспрекословно подчиняться, а после смерти – пребывать в трауре в течение трех лет и не заниматься все это время никакой общественной деятельностью. Естественно, культ предков у китайцев, как и у других народов, был продуктом предыдущей стадии культуры, соответствующей первобытной родовой общине. Специфика древнекитайской культуры и состоит в том, что эти культы, которые в других культурах последовательно преодолеваются и поэтому значительно ослабляются, в данном случае мирно сосуществуют почти в неизменной виде с ценностями и структурами принципиально иного типа. Резкие контрасты в Древнем Китае отсутствуют.

Заключение

Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами.

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

До начала XIX в. китайцы не имели возможности сравнить свою культуру ни с одной культурой других стран, так как они мало знали о внешнем мире. Европейцев называли «заморскими чертями» и ставили на одну доску с морскими разбойниками. Ки­тайцы жили довольно обособленно и не зависели от окружающего мира ни в духовном, ни в материальном отношении. Они произ­водили в своей огромной империи все необходимое для жизни, учение Конфуция считали непреложной истиной.

Я выбрала эту тему, потому что китайская культура действительно очень интересна и разнообразна. Она очень сильно отличается от нашей культуры и зачастую непонятна нам, но от этого ее лишь больше и больше хочется изучать.

Печатных материалов о китайской культуре очень много и это, по моему мнению, говорит о том, что сами китайцы ценят и чтут свои историю и культуру.

Тест

Какие из перечисленных ниже изобретений и открытий сделаны в Древнем Китае?

1. Создание небесного глобуса(+)

2. Введение понятия отрицательных чисел(+)

3. Описание солнечных пятен(+)

4. Изобретение компаса(+)

5. Создание насоса

6. Изобретение пороха(+)

7. Изобретение сейсмографа(+)

8. Изобретение фарфора(+)

9. Изобретение солнечных и водяных часов.

(Правильные ответы отмечены знаком «+»)

Приложение

Операция поиска #1

[ Параметры сравнения: размер шингла = 3 ]

[18:06:03] Ya Найдено 3% совпадений (515 миллисек.) по адресу: http://www.kontrolnaja.ru/dir/filosofiya/170594 (4500 миллисек.)

[18:06:03] Ra Найдено 8% совпадений (453 миллисек.) по адресу: http://mtv1.ru/wrt/VVEDENIE-kataklizmyi-1.html (1500 миллисек.)

[18:06:06] Ra Найдено 6% совпадений (140 миллисек.) по адресу: http://mirarte.ru/peop/culture_of_ancient_china/m/29469/1.1.html (4562 миллисек.)

[18:06:09] Ya Найдено 1% совпадений (62 миллисек.) по адресу: http://5ballov.qip.ru/referats/search/100/?query=%EA%E8%F2%E0%E9%F1%EA%E8%E9&visibility=hidden (11406 миллисек.)

[18:06:09] Qi Найдено 1% совпадений (62 миллисек.) по адресу: http://mirslovarei.com/content_his/imperija-maurev-v-iii-%E2%80%94-ii-vv-do-n-je-imperija-maurev-pri-ashoke-33305.html (7015 миллисек.)

[18:06:13] Ra Найдено 7% совпадений (140 миллисек.) по адресу: http://www.znaj.ru/html/23262.html (11312 миллисек.)

[18:06:14] Ra Найдено 5% совпадений (203 миллисек.) по адресу: http://zareferat5.ru/files-view-34356.html (8031 миллисек.)

[18:06:19] Ra Найдено 12% совпадений (93 миллисек.) по адресу: http://www.referatcollection.ru/37495.html (11453 миллисек.)

[18:06:23] Qi Найдено 1% совпадений (218 миллисек.) по адресу: http://www.centant.pu.ru/sno/lib/kumanec/rome/liberVII.htm (19765 миллисек.)

[18:06:24] Go Найдено 65% совпадений (93 миллисек.) по адресу: http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-1403 (14500 миллисек.)

[18:06:38] Уникальность текста равна 29%

Список литературы

1. Авдиев В. И. «История Древнего Востока» - Москва, 1953 г.

2. Васильев Л. С. «История религии Востока» - Москва, 1983 г.

3. Гоголев К. Н.., «Южно-Сахалинский Институт Экономики Права и Информатики

4. Мировая художественная литература»- Москва,1997 г. Под ред. Дьяконова и др.

5. «История древнего мира» - кн. II «Расцвет древнего общества» - статья Степугина Т. В.

6. «Идеология и культура Китая периода расцвета рабовладения», Москва, 1982 г.