Смекни!
smekni.com

Классификация музеев (стр. 5 из 6)

5.Музей-монастырь - ансамблевые музеи, созданные на основе музеефикации комплекса монастырских построек. Относятся к профильной группе историко-архитектурных и художественных музеев. В музее-монастыре главными объектами сохранения и экспонирования является материальное и духовное наследие монастыря, а также представленный в собраниях музея и связанный с монастырем широкий пласт историко-культурного наследия (Соловецкий монастырь, в составе Соловецкого историко-архитектурного и природного музея-заповедника, Архангельская обл.)

6. Музей- храм- музей-памятник, созданный на основе музеефикации единичного памятника культовой (преимущественно православной) архитектуры с целью сохранения и раскрытия его культурно-исторической ценности, на что направлена экспозиционная интерпретация. (Софийский собор в г. Новгород, Успенский собор в г. Рязань). (Рис. 7) (4, 159)

7. Музеи-заводы- музеи, созданный на основе музеефикации промышленного предприятия с целью сохранения и раскрытия его историко-культурной ценности как памятника истории промышленности, науки и техники. Относится к профильной группе промышленных музеев. Позволяет на подлинных памятниках зафиксировать и раскрыть историю научно-технического прогресса и развития промышленности (Нижнетагильский завод-музей истории уральской металлургии г. Нижний Тагил).

8. Музеи-корабли - музеи-памятники, созданные на основе музеефикации судов с целью сохранения и выявления их значения как памятников истории, культуры, науки и техники (Крейсер "Аврора" г. С.-Петербург)

9.Музеи-мастерские - Учреждение музейного типа, созданное на основе объединения музея и ремесленных мастерских и воссоздающее различные виды традиционной деятельности, наиболее часто - народных промыслов: ткачества, кузнечного дела, резьбы и росписи по дереву, кружевоплетения, изготовления игрушки и т.п. ("Секреты тульских мастеров" в г. Тула (филиал Военно-исторического музея-заповедника "Куликово поле")).

В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция трансформации целого ряда ансамблевых музеев в средовые музеи. Средовые музеи, музейные учреждения, деятельность которых базируется в первую очередь на музеефицированных фрагментах природной и историко-культурной среды. Основную роль играют сохраненные или восстановленные взаимосвязи между элементами среды и элементы нематериального наследия. В настоящее время в сторону средового музея эволюционируют многие музеи-заповедники, музеи-усадьбы, музеи-монастыри.

Значительное число музеев совмещают признаки 2-х, а иногда и всех 3-х групп. Ансамблевые и средовые музеи практически всегда комплектуют коллекции движимых памятников, а коллекционные часто располагают зданиями и даже территориями. Многие музеи сегодня работают с объектами нематериального наследия. Однако для большинства музеев тот или иной тип хранимого наследия является определяющим. Так, перевод Музея истории религии в Санкт-Петербурге из Казанского собора в другое здание не изменил суть этого коллекционного музея. А Музей фресок Дионисия даже без коллекций останется самим собою, если будет сохранен и доступен для осмотра Ферапонтов монастырь и собор Рождества Богородицы с росписями великого Дионисия.

Живой музей - средовой музей или учреждение музейного типа, хранящий объекты материального и нематериального наследия в естественной для них природной и историко-культурной среде в условиях поддержания их изначальных функций и постоянной актуализации. Живой музей стремится не только к сохранению определенных традиций, но и к обеспечению их естественного поддержания в жизни общества, а также постоянного развития. Часто в живых музеях музейные экспозиции и отдельные формы музейной деятельности включены непосредственно в современную среду поселения, встроены в реальные социально-бытовые объекты — учебные заведения, рестораны, кафе, гостиницы, салоны, офисы и т.п. (Аптека № 13 в Санкт-Петербурге, Мемориальные зоны Казанского Университета).

2.4. Группы музеев по роду деятельности и адресату (типы музеев)

Классификация по основным направлениям деятельности связана с основной категорией посетителей, с которой работает музей: специалисты, широкий круг посетителей, учащиеся, дети. Принадлежность к той или иной группе также оказывает влияние на комплектование фондов, построение экспозиции и другие виды музейной деятельности.

Классификация по основному направлению деятельности начала складываться в 1920-е гг. В советском музееведении 1980-х гг. группы музеев, объединенные основным направлением деятельности, было принято называть "типами музеев".

1.Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы прежде всего на специалистов.(Научно-Исследовательский Музей Российской Академии Художеств в г.Санкт-Петербург).

2.Научно-просветительские (массовые) музеи занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы прежде всего на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий (Государственный политехнический музей) .

3. Учебные музеи - обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя (Музей землеведения МГУ имени М.В.Ломоносова).

4. Детские музеи - предназначены для детской аудитории, их коллекции и приемы экспонирования ориентированы на интересы и потребности детей. Коллекции наряду с редкими и уникальными предметами включают и те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, а также специально сконструированные модели, которые можно использовать в игровой деятельности. С другой стороны, под детскими музеями понимают и музеи, рассказывающие о детской деятельности, например, музеи детского художественного творчества. Первый из таких музеев основан в Ф.И. Шмитом в 1920 г. в Харькове. Эти музеи детские более по содержанию, чем по сути деятельности (Бруклинский Детский Музей).

2.5. Группы музеев по принадлежности (собственнику)

Классификация по собственнику имеет не только юридическое, но и важное содержательное значение, так как перед разными группами музеев стоят разные задачи что, соответственно, определяет особенности их деятельности. Законодательство разделяет все музеи на государственные и негосударственные. Если в советское время в РФ функционировали только государственные, ведомственные (по сути являвшиеся тоже государственными) и общественные музеи, то сегодня картина намного сложнее, как и возникающие юридические проблемы.

1. Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. В своем большинстве они находится в ведении Министерства культуры, как например, Государственный Эрмитаж, в то же время существует большая группа государственных музеев, которые подчиняются другим министерствам и ведомствам (ведомственные музеи).

2. Муниципальные музеи находятся в управлении местной администрации; обычно тесно связаны с местным сообществом, которое активно участвует в их комплектовании и просветительской деятельности. Появление этой группы музеев связано с законодательным закреплением новой для страны формы собственности — муниципальной (1992). Среди интересных примеров — Кисловодский историко-краеведческий музей "Крепость", Музейно-культурный центр г. Нягань Ханты-Мансийского АО.

3.Ведомственные музеи — музеи различного профиля, которые подчиняются министерствам и ведомствам. Отвечают задачам представления и содействия развитию какого-либо отраслевого ведомства: образования, путей сообщения, здравоохранения и т.д.; силовых ведомств (обороны, внутренних дел и т.д.); научных (например. Академии наук) и общественных организаций (профсоюзов, партий, общества "Знание"). По данным Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, где учитываются только наиболее крупные ведомственные музеи, в 2004 г. в стране их было 89. К ним относят:

1)университетские музеи представляют собой группу специализированных учебных музеев различного профиля, которые создаются для повышения эффективности учебного процесса. Одновременно являются научно-исследовательскими подразделениями, базой для научных исследований учащихся. Крупнейшими университетскими музеями являются Музей землеведения МГУ, Музей археологии и этнографии Томского университета, Палеонтологический музей Пермского университета.

2) школьные музеи — разновидность музеев учебных заведений. Входят в группу общественных или ведомственных музеев. Создаются в школах и внешкольных учреждениях с учебно-воспитательными, познавательными и образовательными целями. Могут иметь самый различный профиль: исторический, естественнонаучный, литературный и т.д. Входят в систему народного образования, управляются музейным активом в составе педагогов и учеников; как правило, под методическим руководством государственных музеев аналогичного профиля.