Смекни!
smekni.com

Рустем Яхин (стр. 2 из 2)

К выдающимся творческим достижениям его можно отнести очень многие лирические песни и романсы. В их числе такие как, ''На реке Деме'', на слова Ш.Биккол, ''Волны'' на слова М.Джалиля, ''Шумят березы'' на слова М.Нугмана, ''Песня любви'' на слова Г.Тукая, ''Не улетай соловей'' на слова Г.Зайшашевой. Этот список легко продолжить.

Остановимся вкратце лишь на некоторых из перечисленных романсов, стиль которых наиболее характерен для Рустема Яхина.

Так в просветленной лирике воспоминаний ''Не могу забыть'' типично все: и полуречитативная ритмоформула начального затактного мотива, и певуче-говорящая мелодия, и простота фактуры сопровождения, в достаточной степени классически – традиционного.

Близка к татарской народной протяжной песне мелодия прекрасного лирического романса ''Не улетай соловей'', фортепианная партия которого предъявляет концертмейстеру немалые технические требования, особенно в виртуозной концовке, завершающей коду.

''Приходи красавица'' волнообразно - аранжированной фактурой аккомпанемента напоминает многие классические образцы. Это, пожалуй, самый излюбленный вокалистами романс Яхина, встречающийся почти во всех его многочисленных песенно-романсовых сборниках.

Близки талантливому композитору жанры шуточной песни ''Письмоносец Хатима'' слова Г.Насретдинова, и детской, красочно представленной в авторском сборнике (''Чапаенок'), в восьми песнях которого много юмора, задора и душевного тепла.[3]

5. Рустем Яхин расширил возможности татарской музыки

Романсы композитора открыли для татарской музыки мир юношеской восторженности, романтических порывов, трепетной взволнованности. Он ввел в татарскую музыку элегичность, мятежность, патетику. Он сделала первые шаги к драматизации вокальной музыки. И весь этот новый строй чувств был немедленно принят слушателями и в настоящее время Яхин один из самых исполняемых. Его музыка одинаково близка и слушателям концерта самодеятельности в непритязательном сельском клубе Татарии и искушенной аудитории академического концертного зала. О популярности музыки Яхина свидетельствует хотя бы тот факт, что на Х конкурсе вокалистов имени М.Глинки сочинения композитора включили в сои программы более тридцати конкурсантов из разных городов нашей страны.

Мелодика Яхина органически связана с национальным фольклором, что проявляется в типе мелодической линии, структуре мелодии, методах развития интонационного материала, особенностях песенного и общего ритма. Как это не странно, мелодия многих романсов, отмеченных печатью новизны, часто основываются на чистой пентатонике. Следуя общим принципам народных песен, Яхин никогда не пользуется их характерными интонационными комплексами. Нет у него прямой связи с бытовыми жанрами. Его рассчитанное на предельно демократическое восприятие искусство исходит не только от быта и фольклора, сколько от высоких образцов профессионального искусства.

Сочетание отточенного профессионализма с сознательной ориентацией на самое демократическое восприятие делает его музыку близкой слушателям разных национальностей. Тем более, что оставаясь композитором, глубоко постигшим духовный строй своего народа. Яхин легко и органично пользуется средствами, найденными и утвержденными как русскими, так и западно - европескими композиторами. Яхин расширяет возможности татарской музыки, развивая в новых условиях традиции Чайковского и Рахманинова, европейских романтиков Х1Х века, импрессионистов и через это знакомое инонациональный слушатель легче входит в богатый и разнообразный мир образов татарского искусства.

Свыше трех десятилетий имя Рустема Яхина привлекает внимание исполнителей, слушателей и музыкальной критики. Искренность и эмоционально –образная яркость его творчества, умение просто и художественно точно сказать свое слово в музыкальном искусстве обратили на себя внимание еще в конце 40-х годов. Тогда уже стало ясно, что в лице Яхина музыкальная общественность Татарии получила крупный, самобытный талант, засверкавший блеском не только композиторских. Но и пианистических граней.

Рустем Яхин никогда не останавливается на достигнутом, никогда не эксплуатирует удачные находки, не ищет легкой популярности. Он все время идет вперед, ставит перед собой все новые задачи. И в этом залог постоянного обновления его искусства, непрекращающегося творчества.

Яхин удостоен почетных званий заслуженного деятеля искусств ТАССР (1964), заслуженного деятеля искусств РСФСР (1970), народного артиста РСФСР (1980), награжден орденами и медалями СССР.

Основные сочинения: Концерт для фортепьяно с оркестром (1 ч. – 1950, 2ч. – 1951); Кантата ''Урал'' для хора солиста и симфонического оркестра (стихи К.Даяна; 1949); Произведения для фортепьяно: Сюита, (1948), Соната, (1949), Вальс-Экспромт (1959), цикл ''Летние вечера'(1969), различные пьесы; Произведения для скрипки: Поэма (1948), Соната (1949), Песня без слов (1953), Старинный напев (1976),пьесы для детей; свыше 350 романсов и песен.

Список использованной литературы:

1. Ю.Виноградов. Рустем Яхин - композитор и пианист/ Композиторы Российской Федерации. - Вып.1:М.:Сов. Композитор. - 1981.

2. Вайда- Сайдашев. Рустему Яхину 60 лет //Казан утлары. – 1981. - №8.

3. Гурарий С.И. Диалоги о татарской музыке. – Казань: Татарское изд-во, 1984. –152с.

4. Музыкальная культура народов Поволжья./ Сборник научных трудов. М.-1978 г. - 173с.

5. Нигмедзянов М. Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань: Татарское изд-во, 1985. – 208с


[1] Гурарий С.И. Диалоги о татарской музыке. –Казань: Татарское книжное изд-во, 1984. С –198-202.

[2] Музыкальная культура народов Поволжья. / Сборник научных трудов. М.- 1978 г. 173с.

[3] Нигмедзянов М. Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань: Татарское изд-во, 1985 г.-208с.