Смекни!
smekni.com

Культура эпохи Просвещения 2 (стр. 3 из 4)

Иначе выглядит Просвещение Англии. Не один из европейских стилей не существовал в искусстве этой страны в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны. Поэтому черты барокко (стиль в европейском искусстве конца 16 - середины 18вв.) и классицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или художника. Для английского искусства характерно большое внимание к эмоциональной жизни человека, постоянный поиск средств, которые могли бы выразить сложный и изменчивый мир чувств и ощущений. Все это нашло блестящее воплощение в портретной живописи. Другая, не менее важная черта английской художественной культуры – обостренное внимание к проблемам этики и морали. Английское Просвещение, сложившееся на рубеже 17-18 в.в., буквально пронизано идеями нравственного воспитания личности. Одним из ведущих в живописи стал бытовой жанр, приобретший яркую сатирическую окраску. Очень важным для английских просветителей было ощущение самобытности национальной культуры: оно вызвало желание идти во всем своим путем, и опыт европейской живописи часто воспринимался критически. До 18 в. В Англии не было мастеров, которых можно поставить в один ряд с ведущими живописцами Европы. Однако в 16-18 в.в. здесь работали два выдающихся художника - немец Ханс Хольбейн Младший и фламандец Антонис Ван Дейк. Их влияние во многом определило неповторимый путь английской живописи и английского искусства в 18 столетии. Прежде всего, это проявилось в особом внимании к жанру портрета: он занял главное место, потеснив пейзаж и исторический жанр. Одним из самых известных портретистов в Англии был Сэр Джошуа Рейнольдс — английский исторический и портретный живописец, представитель английской школы портретной живописи XVIII века, теоретик искусства первый президент Королевской академии художеств, член лондонского королевского общества. Он получил блестящее художественное образование, превосходно знал основные направления современного искусства, В его творчестве сочетались различные стили и средства: классицизм, для изображения его героев в виде античных или исторических персонажей, традиции баталистов или просто
пейзаж, употребляемый для фона картины. Рейнольдс изображал на своих полотнах знаменитых людей. Благодаря его произведениям мы можем через множество лет видеть его известных персонажей. Картины художника дают нам четкое понятие о характерах и особенностях его героев. Еще одно значение этого английского художника для мировой культуры - развитие жанра портрета, живописец был ступенькой от старых мастеров к новым.

Но Родиной Просвещения является Франция где для мыслителей эпохи Просвещения был характерен универсализм творческих и жизненных интересов. Они сочетали зрелую философичность мысли с юношеской влюбленностью в поэзию, увлеченность естественнонаучными и математическими исследованиями — с постоянным участием в общественно-политической жизни своих стран. Ярчайшим памятником эпохи Просвещения является созданная во Франции “Энциклопедия искусств, наук и ремесел” (1751-1780), грандиозный труд, включавший в себя 28 томов. “Энциклопедия” стала не просто сводом информации во всех сферах культуры на уровне самых передовых знаний XVIII века, но и грандиозным гимном силе разума и прогресса, декларировавшим новые этические и эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности. В ее издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Германии, Голландии, Англии и других стран. Душой этого поистине эпохального мероприятия был Дени Дидро, прославившийся не только как критик и общественный деятель, но и как талантливейший литератор и теоретик искусства.

Острая литературная борьба в XVIII веке велась прежде всего вокруг возникшей в это время совершенно новой эстетической позиции, сформулированной прежде всего французскими просветителями, основным требованием которой было активное вмешательство художника в общественную жизнь. В рамках этого подхода среди многообразия литературных школ и направлений наиболее ярко вырисовываются три основных, возглавляемых Вольтером, Руссо и Дидро. Вольтер был в основном продолжателем французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы революционного романтизма, а Дидро был как основателем и главой школы французского материализма в философии, так и создателем школы реализма в литературе и искусстве.

Эстетические взгляды Дени Дидро неслучайно считались своеобразным манифестом просветительских представлений о предмете, роли и задачах искусства. Их теоретическим обоснованием были философские воззрения автора, состоящие в признании объектив­ного существования природы, частью которой является и сам человек. Поэтому первоисточником, базой искусства является для Дидро сама природа, являющаяся его “первой моделью”. “Каков бы ни был уголок природы, в который вы заглянете — первобытный или культурный, бедный или богатый, пустынный или населенный — вы всегда найдете в нем два прекрасных качества: истину и гармонию” (Цит. по: Гачев Д. Эстетические взгляды, Дидро. М., 1961. С. 61). Только жизненная правда может и должна сделаться объектом искусства. Чем ближе художник к действительности, тем лучше и значительнее, по мнению Дидро, его творчество, тем более высокой оценки оно заслуживает. Дидро обращался к деятелям искусства со страстным призывом изучать жизнь, проникать в глубинные тайны бытия, идти вглубь народной жизни, где лихорадочно бьется ее истинный пульс. Если художник учится у жизни, то, в конце концов, своими правдивыми и страстными произведениями он сам начнет “учить жизнь”, влиять на человеческие чувства и разум.

Но самой главной задачей искусства для Дидро было служение передовым идеям эпохи, требованию времени. “Всякое произведение должно быть выражением одной большой идеи, оно должно быть поучительно: без этого оно будет немым” (Там же. С. 70). Отождествляя этические и эстетические принципы, иными словами, утверждая, что совершенным может считаться только произведение, пропитанное определенной моральной идеей, Дидро провозглашает принцип идейности нового искусства, исповедующего реализм.

В полной мере эти философские и эстетические принципы Дидро воплотил в своих литературных произведениях. Он использует новые выразительные средства, отказывается от традиционного развития сюжета, являясь основоположником совершенно новых литературных жанров — философской повести и философского романа, которые как нельзя лучше помогали отразить “правду жизни” и глубину ее осмысления. Вершиной литературного творчества Дидро является философская повесть “Племянник Рамо”, в которой ши­рокая панорама общественных нравов и социальных пороков тесно переплетается с глубиной аналитического исследования души главного героя.

Универсальный гений Вольтера — философа, естествоиспытателя, поэта и прозаика — в полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость. Ему не было равных в обличении пороков государства, лицемерия официальной церкви и ее слуг, в разрушении и ниспровержении всяческого рода предрассудков и расхожих мнений. Вольтер оставил после себя колоссальное как по объему (более 70 томов сочинений), так и по широте стилистической и жанровой палитры творческое наследие. В нем есть и строгие естественнонаучные трактаты, героические трагедии, философские повести, галантные письма, комедии, полные юмора. Вольтер считал, что необходимо использовать любое оружие, которое в данный момент может оказать наибольшее воздействие на граждан, поднимая их на борьбу с пороками и несправедливостями жизни. Несмотря на то, что в своем творчестве Вольтер придерживается основных принципов классицизма, он видит всю ограниченность слепого подражания прежним образцам, насыщая старые традиционные формы классической трагедии, комедии, поэмы новым просветительским содержанием.