Смекни!
smekni.com

Понятие культуры по работе К. Юнга Архетип и символ (стр. 2 из 3)

Впрочем, эта самость создала себе гнездо не столько в душах подлинных гениев и тем более духовных вестников, сколько в ряду второстепенных деятелей наук и искусств.

2. Структура менталитета современности

Понятие «ментальность» появилось в современной отечественной психологической науке сравнительно недавно. Большой словарь Уэбстера дает два значения данного слова:

- интеллектуальный потенциал индивида;

- способ мышления, свойственный определенному социуму.

Ментальность определяется как характеристика либо одной личности, либо определенного общества или сообщества в целом. Существенный вклад в разработку проблемы ментальности внес К.Г.Юнг. Предложенный им термин «архетип»( греческое слово архетип в переводе означает первообраз) по своему содержанию близок к менталитету. Динамика времени определяется и выражается господствующими в обществе архетипами; смена времен означает смену архетипов или, по крайней мере, способов их проявления и акцентуации. Как правило, ведущие архетипы эпохи завуалированы и опосредованы социальными ритуалами и общепринятыми полусознательными представлениями, с которыми никто не спорит и даже не ставит под сомнение - просто потому, что это не приходит в голову. Воздух, которым мы дышим, не является предметом обсуждения - до тех пор, пока он не меняет решительно своего химического состава, к которому нужно заново адаптироваться или, если это оказывается невозможным, качественно его менять. По этой причине не вдаваясь в их анализ, под менталитетом будем понимать определенную совокупность тех компонентов сознания, которые обусловливают его структурную целостность и качественную социальных (этнических) общностей.

В структуре менталитета, представленного на рис.1, его компоненты образуют диалектические взаимосвязанные и взаимодействующие крайне острые противоречия, различные ментальные типы и соответственно отражают этнические особенности общества. С одной стороны, ментальность является результатом взаимодействия последнего с менталитетом, с другой – врожденные способности делают его предрасположенным к конкретным типам поведения и деятельности. Но реальное формирование ментальности происходит под

Структура менталитета. Рис.1.


непосредственным влиянием среды. Понятие среды включает в себя эпоху и место проживания, культуру, религию и философию общества.

По этой причине имеет смысл выделить в качестве основных элементов содержания менталитета общества ряд таких особенностей общественного сознания, как :

- действенность общества как духовной основы объединения народов различных уровней (таких как доктринальная – определяющий, философский – доминирующий и психотехнический – имплицированный);

- влияние культурной системы связывающие обширные массы типичных личностей и групп людей этнической общности;

- политика общества с системой отношений;

- харизматическое отношение к власти.

Процесс влияния менталитета функционально обеспечивает:

- передачу информации о системных свойствах этнической общности, позволяющих этнофорам адекватно реагировать;

- систему способов оценки и взаимодействия в виде готовности предрасположенностей и установок к определенному поведению, мыслями, чувствами и восприятию мира;

- фильтрацию системы воздействий посредством определения их соответствия менталитету с последующим их восприятием, модификацией или отторжением;

- границы раскодирования представляемой информации.

В контексте изложенного ментальность приобретает ряд объективированных характеристик, представляющий интерес с точки зрения выявления особенностей специфических культурных условий, в которых мы живем. В действительности культурные условия не только придают тот или иной вес и окраску индивидуальным переживаниям, но в конечном счете определяют их форму.

Национальная психология в последние годы вызывает все больший интерес, который объясняется не только связанное с расширением международных контактов, а требует разработки новых подходов в изучении нацеленных, прежде всего, на выявление и раскрытие сущности этнопсихологических феноменов. По мнению большинства исследователей национальной психологии, ее структура выражает структурообразующую сторону этнопсихологии, а национально-психологические особенности – динамическую. Именно исследование динамической стороны этнопсихологии дает возможность понять состояние того или иного современного этноса и выявлять направления его развития в культурного процесса.

Психология нации как явление представляет собой компонент общественного сознание, и включают в себя психические черты и свойства, совокупность которых позволяет изучать системный подход к культурологии. В конечном счете данное, или модель, соотноситься с реальным положением культуры, на основе чего могут выть выработаны рекомендации, шаги практических действий.

Важное место в структуре психического склада нации занимает национальное чувство, которое придает своеобразную окраску любому межэтническому контакту и определяет эмоционально-оценочное отношение к партнеру по коммуникации. Национальное чувство – это обусловленное объективной социальной действительностью, в которой отражается этнофера к различным особенностям культуры.

Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. В мифах и преданиях народов, в учениях отдельных мыслителей содержатся личностные и социально-психологические характеристики, выражающее стремление в развитие культурологии как единый процесс – матрица культуры.

3. Сущность механизмов проявлении индивидом в окружающей его действительности исходя из этнической принадлежности.

В средневековой христианской культуре были живы актуальные языческие мифологические представления, в частности аграрный культ (см. миф). Для того чтобы "погребенное" в землю зерно дало плод, оно должно было символически умереть, поэтому карнавальные ругательства имеют амбивалентную природу. Когда на карнавале говорят: "Иди в ..." - это означает: "Вернись в материнское лоно, в оплодотворяющий хаос материально-телесного низа, для того чтобы после этого очиститься и возродиться". Наиболее ярко сохранилась традиция европейской карнавальной культуры в Латинской Америке, и в частности в Бразилии. В культуре ХХ века актуализируется повышение общего интереса к мифу (неомифологическое сознание).

Проза русского концептуализма знает лишь одного представителя, ставшего писателем с международной известностью. Это Владимир Сорокин. Его творчество характерно своей амбивалентностью - с одной стороны, явный и острый авангард, с другой - тесная связь с поэтикой постмодернизма. Мы остановимся на чисто концептуалистских текстах Сорокина. Чаще всего его рассказы строятся по одной и той же схеме. Вначале идет обыкновенный, слегка излишне сочный пародийный текст: повествование об охоте, комсомольском собрании, заседании парткома - но вдруг совершенно неожиданно и немотивированно происходит прагматический прорыв в нечто ужасное и страшное, что и есть, по Сорокину, настоящая реальность. Как будто Буратино проткнул своим носом холст с нарисованным очагом, но обнаружил там не дверцу, а примерно то, что показывают в современных фильмах ужасов. Так, в рассказе "Проездом" столичный партийный начальник после обычных разговоров в провинциальном парткоме вдруг залезает на письменный стол и справляет на нем большую нужду, а потом как ни в чем не бывало продолжает прерванный разговор. В рассказе "Деловое предложение" комсомольское собрание заканчивается тем, что двое комсомольцев, оставшись одни, нежно целуются - оказывается, они гомосексуалисты. В рассказе "Свободный урок" завуч начинает с того, что ругает у себя в кабинете пятиклассника за то, что он заглядывает девочкам под юбки, а кончает тем, что в педагогических целях демонстрирует перепуганному школьнику свои гениталии. Безусловно, поэтика Сорокина связана с мощным преломлением психоанализа с его соотношением поверхностного слоя сознания и глубинного бессознательного, принципа реальности принципа удовольствия. Наибольшей популярностью последние годы пользуются такие поэты как Д. И. Пирогов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров. Пригов строит свои тексты на образе тупого и самодовольного советского обывателя, рассуждающего о политике и бытии (сам Пригов называет эту риторику "новой искренностью"), некоего нового Козьмы Пруткова:

Вот избран новый Президент

Соединенных Штатов

Поруган старый Президент

Соединенных Штатов

А нам-то что - ну, Президент

Ну, Соединенных Штатов

А интересно все ж - Прездент

Соединенных Штатов

Здесь явно, кроме Пруткова, видится и капитан Лебядкин из "Бесов" Достоевского. А вот рассуждение на тему метафизики советской экономики, дискурс на тему текст и реальность:

Неважно, что надой записанный

Реальному надою не ровня

Все, что записано - на небесах записано

И если сбудется не через два-три дня

Но все равно когда-нибудь там сбудется

И в высшем смысле уж сбылось

А в низшем смысле уже забудется

Да и уже почти забылось

Иногда тексты Пригова строятся как интертекст, как, например, следующая вариация на тему стихотворения Сергея Есенина "Собаке Качалова":

Дай, Джим, на счастье плаху мне

Такую плаху не видал я сроду

Давай на нее полаем при луне -

Действительно, замечательная плаха

А то дай на счастье виселицу мне