Смекни!
smekni.com

Национально-культурное развитие Исилькульского района на современном этапе (стр. 9 из 11)

Традицией стало проведение в конце года районного фестиваля национальных культур «Единение», который разработан на основе положения о проведении ежегодного областного фестиваля культур «Единение».[75] Девиз фестиваля: «В единстве – наша сила, в дружбе – наш успех». Фестиваль проводится с целью укрепления международных связей, поддержки, сохранения народного творчества, приобщения к национальному искусству, распространению родных языков, формированию национального достоинства.

Проведение фестиваля содействует передаче культурных ценностей из поколения в поколение, развитию уважительных межнациональных отношений, повышению общего уровня культуры народов, проживающих на территории Исилькульского района.

В программе фестиваля принимают участие коллективы художественной самодеятельности города и района. Организовываются выставки народных умельцев. Лучшие исполнители народных песен и танцев принимают участие в областном фестивале национальных культур «Единение», который проходит в городе Омске.[76]

Все районные фестивали, праздники малых деревень, конкурсы, благотворительные творческие акции, обменные концерты между районами, гастроли лучших самодеятельных коллективов по районам области, регионам России и другие многообразные формы проявления самобытности и талантов творческих коллективов проходят в рамках ежегодного областного фестиваля русской культуры «Душа России», который учрежден в 1992 году постановлением Губернатора Омской области.[77]

Главная задача фестиваля – обеспечение государственной поддержки по сохранению и развитию народных традиций, фольклора, ярких талантов во всех жанрах народного творчества.

Проведение фестивалей доказывает, что между людьми разных национальностей нет больших различий, всех объединяет одно: стремление сохранить свои традиции, культуру народа и передать культурное наследие своим детям и внукам. Участие в фестивалях подтверждает, что истинная культура, покоряющая мудрой простотой, красотой, дарящая тепло и радость людям зарождается и расцветает в глубинке.

Исследовав реальные проявления в области возрождения, сохранения и развития национальных культур Исилькульского района можно сделать вывод, что в настоящее время эта область должна быть приоритетной. Только объединение усилий специалистов и энтузиастов, общественных объединений и органов власти может спасти уникальную часть культурного наследия, сберечь культурную самобытность района.

Заключение.

Россия – это не просто политическое, экономическое и культурное пространство, но и пространство многообразных и самобытных этнических общностей, забота о возрождении, сохранении и развитии которых, их естественной среды обитания и культуры – особо важная задача всех россиян. Такой крупный регион России, как Сибирь входит в территорию формирования древнейших культур человечества. Сибирь на протяжении нескольких веков испытывала влияние буддизма, ислама и христианства. Уже в XIX - XX в.в. переселившиеся на эту территорию этносы европейской части России, Белоруссии, Украины и Прибалтики, Западной Европы (немцы, поляки, финны, чехи и другие), Кавказа (чеченцы, ингуши, армяне и другие), Средней Азии (казахи, уйгуры, узбеки и т. д.) определили основные характеристики сибирской цивилизации:

· полиэтичность культуры;

· своеобразие культуры, явившееся результатом прямого взаимодействия европейских и азиатских культур (западной и восточной).[78]

Прежде всего, нужно говорить об укреплении и развитии культурных связей с народами Центральной Азии через гуманитарные науки – историю, этнографию, археологию, культурологию, философию, филологию, религиоведение и другие.

Необходимо отметить, что сначала национальных реформ в России прошло более 13 лет. Группа ведущих учёных ещё в 1989 году приступила к подготовке проекта «Национальная политика партии в современных условиях», а общество приступило к решению национальных проблем и регулированию межнациональных отношений. Стало ясно, что национальные проблемы требуют решения на профессиональной научной основе. Омские учёные накопили уникальный опыт разработки программ и проектов решения проблем в национальной сфере. Однако, по данной теме всё-таки недостаточно научного и литературного материала, поэтому тема данной работы актуальна. Важно продолжать выработку научных основ национальной и межнациональной политики на региональном уровне.[79]

В ходе подготовки дипломной работы были собраны и проанализированы нормативно-правовые, делопроизводственные документы, статистические и публицистические материалы для освещения основных задач сохранения и развития национальных культур на территории Исилькульского района, в период с конца XX - начала XXI века.

Национальный состав населения Омской области по численности отражает этнодемографическую ситуацию в Сибири. 80% всего населения составляют русские, а 20% другие народы и национальные группы, среди которых немцы, казахи, украинцы, белорусы, таджики, евреи, латыши и другие. Почти все национальные и этнические группы в области имеют свои национально-культурные объединения, которых насчитывается более 20, в том числе и русские культурно-национальные центры. В настоящее время они играют большую роль в национально-культурных и национально-языковых процессах. В Омской области есть одно национально-территориальное образование – Азовский немецкий национальный район.[80]

В Исилькульском районе основную массу составляют русские 34015 человек, немцы – 8578 человек, казахи – 3350 человек и другие. Исилькульский район является немецкой национально-культурной автономией с 1997 года. Здесь существует 3 немецких Центра встреч (г. Исилькуль, с. Солнцевка, с. Маргенау). На стадии открытия Центр национальной казахской культуры «Балаша» в Каскатском сельском Доме культуры и Центр славянской культуры при Лесном центральном сельском Доме культуры.

В ходе анализа удалось выявить определённые тенденции в развитии национальных культур на территории Исилькульского района. При написании работы использованы и изучены целевые программы отдела культуры Исилькульского муниципального образования, проекты, текстовые отчёты с 1996 по 2003 года, положение фестивалей, нормативно-правовые документы, распоряжения и другие, что прилагается к дипломной работе. Все они отражают различные аспекты деятельности учреждений культуры в данном направлении. Динамика роста всех показателей за последние 5 лет характерна для всех учреждений культуры без исключения: улучшилось обеспечение оргтехникой, заработной платы работников, повысилась сумма доходов, выше цифры расходов местного бюджета выделяемые на проведение мероприятий и многое другое. Содержательная часть работы учреждений культуры более разнообразна, богаче и ярче, она не является спонтанной, а является последовательной, согласованной, базирующейся на целевых программах по сохранению и развитию национальных культур. Все программы разработаны на основе сотрудничества с национально-культурными Центрами, представителями различных конфессий, с отделом по молодёжной политике администрации района, со школами, со средствами массовой информации и т.д.

Дальнейшее возрастание значения национальных культур и усиление интереса к ним является наиболее перспективным направлением в работе учреждений культуры нашего района. Их основные задачи:

· сохранение и развитие имеющегося культурного потенциала в районе;

· формирование нового механизма культурной преемственности;

· формирование толерантного отношения к иноэтническим культурам;

· изучение национальных языков;

· непрерывное эстетическое воспитание подрастающего поколения на традиционной национальной основе;

· передача народного наследия.

Взаимопроникающее развитие национальных культур способствует взаимному культурному обогащению народов различных национальностей, воспитанию в духе народных традиций подрастающего поколения.[81]

Геополитическое расположение Исилькульского района определяет своеобразие культурной жизни при поддержке местных органов власти. На протяжении ряда лет постоянно велась работа по выявлению мест компактного проживания представителей отдельных национальностей, определению базы развития национального наследия, при остановке процесса ассимиляции.

Проанализировав собранный материал, проведя беседу с деятелями культуры, пришли к выводу, что невозможно решить все национальные проблемы и проблемы культуры вообще до конца и навсегда. Но главные задачи способные объединить россиян и обеспечить гражданское согласие необходимо решать сообща: сохранить все проживающие в Сибири народы, включая этническую, экономическую и социальную структуры; механизмы защиты здоровья и детства духовно-нравственного воспитания; решить задачи по созданию атмосферы внутреннего единения и согласия.

Библиография.

1. Борзова Е.П. История мировой культуры. – СПб., 2001.

2. Бурлина Е.Я. О культуре в научном и мифологическом ключе. М., 1989.

3. Быстрова А.Н. Мир культуры /Основы культурологии/. М., Новосибирск, 2000.

4. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

5. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. М., 1990.

6. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

7. Исилькуль – на Транссибирской магистрали. Очерки истории города и района. /Колесников А.Д., Машкарин М.И. и др. Омск, 1995.

8. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1996.

9. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

10. Колесников А.Д. Омская пашня. Омск, 1999.

11. Культурология XX век: Энциклопедия Т. 1. А – Л /Гл. ред. С.Я. Левит – СПб. 1998.

12. Культура. Социум. Творчество: Материалы Всероссийской научной конференции и V-го всероссийского научно-практического семинара «Досуг. Творчество. Культура». /отв. ред. М.А. Жигунова, Н.А. Томилов, Н.Ф. Хилько. – Омск, 2002.