Смекни!
smekni.com

Культура Древней Греции 13 (стр. 2 из 5)

Естествознание в эллинистическую эпоху стало переходить из сферы отвлеченного, философского размышления о природе в сферу конкретных фактов и явлений. В эту эпоху греческая математика, механика и астрономия наряду с другими отраслями знаний достигли своего наивысшего развития. Греческая наука перешла от рассмотрения мира в целом к дифференцированному знанию, из единой науки выделились и развились отдельные науки естественные и гуманитарные. Почему это произошло? Основная причина такого изменения характера науки заключается в изменении исторических условий, в новых общественных потребностях. После завоевания Греции Филиппом Македонским греческие города вынуждены были отступить от своих демократических принципов и повиноваться царю. Сын Филиппа, Александр, объединил под своей властью огромную империю и сделал столицей Александрию. Походы Александра Македонского требовали не только полководческого искусства, но и знаний и умений из конкретных наук. Войско сопровождали инженеры и строители, астрономы, историки и медики. Со времен Александра необычайно развилась военная и строительная техника. Профессия инженера начала пользоваться общественным признанием и уважением. Новые торговые, политические и экономические связи охватили огромные территории от Индии и Средней Азии до Пиренеев. Астрономия, география, а с ними и естествознание в целом стали общественно необходимыми. Не случайно наследники империи Александра Македонского проявляли большую заботу об ученых, создавали условия, обеспечивающие им возможность спокойной научной работы. Во времена правления первых Птолемеев Александрия стала культурным центром античного мира. Так, уже первый Птолемей привлекал в Александрию ученых, создал библиотеку. При втором Птолемее возникло знаменитое научное учреждение древнего мира - Александрийский музей (Мусейон), организованный учеником Аристотеля Стратоном. Этот музей является предшественником современных научно-исследовательских институтов.

Мусейон представлял собой сообщество ученых, посвятивших себя научным исследованиям и получавшим от царя плату за свои занятия. Богатые собрания библиотеки Мусейона - они насчитывали 700 тысяч томов, обсерватории, коллекции были предоставлены в распоряжение ученых и учащихся. Большинство ученых занимались преподаванием или каким-либо ремеслом - медициной, землемерием, архитектурой, инженерным делом. Поскольку Александрия была новым городом без установившихся традиций, она была открыта всевозможным влияниям: Мусейон привлекал ученых всего мира.

Почти каждый ученый эллинистической эпохи был связан с Александрией если не личным контактом, то научной перепиской. В Александрии жили и работали крупные ученые: геометр Евклид, географ и математик Эратосфен, астрономы Конон, Аристарх Самосский и позже Клавдий Птолемей. С Александрией были связаны математик АполлонийПергский, астроном Гиппарх и Архимед. Особую роль в эллинистическую эпоху сыграли Евклид и Архимед.

Среди четырех дисциплин, изучаемых в Мусейоне: литературы, математики, астрономии и медицины, - математика занимала особое место. В течение первого периода своего существования математическая школа отличалась интенсивной и блестящей деятельностью. Она началась с систематизации знаний, накопленных в классическую эпоху, - Евклид разработал начала геометрии, а Аполлоний создал общую теорию конических сечений.

-Образование В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Существовало две системы воспитания: афинская и спартанская.

Образование в Афинах. Идеал воспитанияв Афинах - интеллектуально, эстетично и физически развитый, сочетающий красоту тела и нравственные добродетели гражданин свободного общества Афин. Уже к V в. до н.э. среди свободных афинян не было неграмотных людей. А обучение из дома перешло в школы. Мальчики под надзором своих «педагогов» (то есть дядек, почтенных рабов) шли в школу грамматиста, кифариста и в палестру.

В школеграмматиста они учились читать, писать и считать. Для этого пользовались восковыми табличками- диптихами, т.е. двумя скрепленными с одной стороны дощечками, которые раскрывались как книга или переплет. Учились понимать и крупными отрывками заучивали наизусть произведения Гомера, язык которого был очень не похож на аттический тех времен, но для всех греков он имел значение как бы церковного языка, так как на нем и Дельфы издавали свои оракулы.

За Гомером шли Гесиод и Феогнид ради их нравоучительных сентенций, и Солон ради его значения для Афин, а также и басни Эзопа. Важное место в образовательной программе занимала подготовка к религиозным празднествам, на которых присутствовали свободные жители греческих городов. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны.

В школе кифариста учились играть на лире или кифаре, незнакомство с которой считалось признаком необразованности, и исполнять под ее аккомпанемент как староафинские гимны в честь Паллады, так и поэмы Стесихора и Симонида.

С двенадцати лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно "тренирующий ребенка"). Государство и семья особенно заботились о том, чтобы мальчики выросли ловкими, сильными, гибкими и выносливыми, были подготовлены к военной службе. Педотриб показывал детям, как метать копье и диск, тренировал их в беге и прыжках, занимался с ними борьбой, плаванием, верховой ездой, готовил к гимнастическим соревнованиям. Спортивные занятия проводились в специально подготовленных для этого помещениях — палестрах. Нередко уроки проводились под аккомпанемент флейты.
Палестра требовала для своих упражнений не скромной комнаты, а широкого двора с колоннадами, то туда охотно приходили и родители посмотреть на своих сыновей, да и другие лица. Там же охотнее всего и философы вроде Сократа находили свою аудиторию.

С 16 (18) лет мальчики могли продолжить свое образование в гимнасиях. Название "гимнасий" происходит от греческого слова gymnos, что значит "голый, обнаженный". Гимнасием в Древней Греции называли здание, предназначенное для занятий физическими упражнениями или гимнастикой. В гимнасиях, завершив курс обучения в палестрах, тренировались знатные юноши 16—18 лет, готовящиеся к состязаниям и совершенствующиеся в науках. Там же юноши занимались с учителями риторики, выступали ораторы, философы. При некоторых гимнасиях были организованы риторские и философские школы, прославившиеся своими выдающимися учителями. Со временем помещения для гимнасиев становились все более обширными, к ним прибавлялись крытые колоннады и стадионы, где можно было упражняться зимой.

Но к этому низшему образованию прибавляются уже элементы высшего. Сюда относится, во-первых, так называемая эфебия— совместное обучение, физическое и духовное, юношей шестнадцати лет и старше под надзором постановленных государством по народному выбору «софронистов» и «косметов»; а затем и вольное прохождение курса высших наук (математических. естественных и особенно этико-политических) у философов (софистов, Платона, Антисфена, Аристотеля) и риторов.

Обучение девочек. Девочки учились у матери, и эта наука была довольно сложна: кроме хозяйства в нее входила и вся домашняя медицина, так как уход не только за детьми, но и за челядью обоего пола лежал на обязанности хозяйки. Их второй воспитательницей была хорея, которая и их наравне с отроками требовала к службе родным богам. Девочки непременно должны были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем участвовать в ритуальных праздниках. Знакомились они и с литературой. Известно, что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях Греции существовали женские школы, где девушки занимались музыкой, поэзией, пением и танцами.
Завершалось образование девушек мужем, который по греческому обычаю был значительно старше своей жены.

Образование в Спарте.Идеал воспитания - выносливый, смелый, не жалеющий врага воин. Он определяет цель системы воспитания и задания. Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы они выросли сильными, послушными и бесстрашными.

Воспитание детей считалось в Спарте одной из главных общественных обязанностей гражданина, было делом исключительно государства. Спартанец, имевший трех сыновей, освобождался от несения сторожевой службы, а отец пятерых - от всех существовавших повинностей.

Воспитание ребенка не зависело от воли отца,— он приносил его в «лесху», место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в «апотеты», пропасть возле Тайгета.

Кормилицы приучали детей не есть много, не быть разборчивыми в пище, не бояться в темноте или не пугаться, оставшись одни, не капризничать и не плакать...

Все дети, которым только исполнилось семь лет, собирались вместе и делились на отряды - агелы. На первом этапе дети поступали под начало воспитателя - пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись Они жили и ели вместе и приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником агелы становился тот, кто оказывался понятливее других и более смелым в гимнастических упражнениях. Остальным следовало брать с него пример, исполнять его приказания и беспрекословно подвергаться от него наказанию, так что школа эта была школой послушания. Старики смотрели за играми детей и нередко нарочно доводили до драки, ссорили их, причем прекрасно узнавали характер каждого — храбр ли он и не побежит ли с поля битвы.