Смекни!
smekni.com

Творчество Леонардо Да Винчи 3 (стр. 2 из 2)

Также в галерее Уффици находится Поклонение волхвов, начатое Леонардо в 1481 году и заброшенное мастером в стадии наброска в момент переезда в Милан в 1482 году. В пространственной композиции он использует формат потолочных медальонов работы Гиберти, написанных им для Райских врат флорентийского Баптистерия. Но прежде всего, обращает внимание на выразительность и живость фигур, присутствующих уже на барельефах Донателло. Рисунок этот представляет из себя не более чем набросок. Через него мы можем проникнуть в сам процесс творчества, приходящий к завершению лишь после длинной серии подготовительных этюдов. Некоторые из них развиваются из этюдов для Рождества, над которым Леонардо работал в 1478 году и от которого не осталось других следов. Именно событие Рождества было воплощено в Поклонении волхвов. Мастер использовал буквально кинематографический прием: он заставляет перспективу служить себе, это его кинокамера. Композиция построена на системе диагоналей, перекрещивающихся над головой Богоматери. Однако перспектива переносит центр зрительного ряда чуть вправо, в пространство между двумя деревьями. Это означает, что символическое передвижение камеры оставляет как бы за кадром правое поле картины, то есть собственно пещеру Рождества, в которой остаются лишь осел да частично видимый вол. Чтобы ввести зрителя в повествование, стоящий справа юноша на первом плане картины повернулся, обратив взгляд на зрителя. Даже не имея к тому никаких доказательств, мы не можем не признать в нем автопортрет юного Леонардо, самого «режиссера».

Более детальное изучение механики движения человеческого тела обращает на себя внимание уже в фигурах Поклонения волхвов. Святой Иероним из Пинакотеки Ватикана, написанный в тоже время, представляет перед нами почти в роли анатомической модели. Темна менее Святой Иероним - живое человеческое тело, обладающее статичностью скульптуры.

Первая картина, выполненная Леонардов Милане, - Мадонна в скалах, заказанная ему 25 апреля 1483 года братством Непорочного зачатия. Над этим произведением мастер работал вместе с братьями де Предис и другими своими учениками. Сама иконография изображенной группы представляет из себя настоящую загадку: Мадонна с Младенцем, Святой Иоанн и ангел в магическом полумраке превосходно выполненного скалистого пейзажа на фоне воды и растений. Справа глядящий на зрителя коленопреклоненный ангел наделен той же функцией, что и юноша на правом краю полотна Поклонения волхвов. Однако этот ангел не является автопортретом Леонардо, о чем свидетельствует эскизы, хранящиеся в Турине. На них изображена юная женщина.

Возвратившись в Милан из Флоренции в конце 1499 года, или начале 15000 года, Леонардо «тяжкий труд посвящает геометрии, не откладывая кисти» - пишет Пьетро да Новеллара в письме к Изабелле д'Эсте в 1501 году. Именно в тот период рождаются два шедевра: утерянный впоследствии картон к Святой Анне и Мадонна с веретенами, известная в двух вариантах, написанных учениками, но с участием самого маэстро. В описаниях Новеллары приводятся объяснения религиозной символики, сформулированные самим Леонардо. Картон к Святой Анне – небольшая картина, но фигуры написаны в натуральную величину. Сидящая на коленях у матери Мария склонилась к Сыну, Стараясь отвлечь его от ягненка (Символа Страстей Господних), которого малыш весело обнимает. Однако Святая Анна пытается отговорить ее: «Возможно, эта фигура должна была символизировать собой Церковь, не желавшую препятствовать Страстям Господним». Подготовительные рисунки демонстрируют манеру Леонардо приближаться к фокусной точке композиции, прибегая к эффекту развертки и уравновешивая форму с помощью пейзажа или архитектуры. Повествование полностью раскрыто. Может быть, оно дано даже слишком ясно для религиозного сюжета, перевод которого на обычный человеческий, почти обывательский, уровень недопустим. Мария сидит на коленях своей собственной матери, и в то же время, как явствует из расположения ног по отношению к склоненному телу, видно, что Мадонна может уйти и подняться без усилий, отрывая Сына от менее явного символа Страстей – святого Иоанна, его верного товарища по детским играм. Однако она не делает этого. Святая Анна удерживает ее взглядом и жестом обращенной к небу руки.

Затем появляется само живописное полотно. Оно начато в 1501 году и ныне хранится в Лувре. Леонардо возвращается здесь к образу ягненка, но избавляется от резких движений и акцентированных жестов. Голова Святой Анны теперь возвышается над остальной группой. Мадонна склонилась вперед, поддерживая Сына, который обнимает ягненка, торжествующе глядя на мать. Мария, нежно улыбаясь, знает, что могла бы увести его легким кивком головы. Именно голова поддерживает в равновесии эту фигуру: ступня невидимой зрителю согнутой ноги опирается о ту же скалу, на которой сидит Святая анна. Таким образом, камень этот становится как бы опорной точкой весов, причем Святая Анна может контролировать эти вещи своей невидимой рукой.

Картина Святой Иоанн Креститель (Лувр), видимо, написана годом ранее. Теперь фигуры на картинах Леонардо демонстрируют цветущие вакхические формы, хотя и не столь явно двусмысленные, как у Караваджо, но трепещущие чувственные. Их лица светятся от счастья и притягивают к себе гипнотически неподвижными взглядами обведенных тенями глаз. Уже в ученическом наброске ангела к картине Благовещение, который Леонардо приколол к листу, датируемом приблизительно 1504 годом, автор вплотную приближается к изображению некого слияния полов: двусмысленность присутствует не только в физических чертах; ментально персонаж также является гермафродитом. В школе Веррокьо существует несколько версий данного изображения, лучшее из которых, находящееся в Базеле, приписывается Леонардо.

3 «Тайная вечеря» в творчестве Леонардо да Винчи

3.1 Жизнь и судьба картины

Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и... солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796г. трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур. Панорама картины удобнее всего рассматривается, если поместить точку наблюдения на высоту шести метров. Ныне этот эксперимент повторить уже не удастся, поскольку пол в помещении поднялся за прошедшие столетия приблизительно на метр. Таким образом, фреска помещена на уровень взгляд наблюдателя, находящегося на втором этаже здания. Далее: согласно евангельскому рассказу[2], Тайная вечеря происходила в «coenalkulumstratum»[3]

Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. А между тем, сколько времени, сколько вдохновенного искусства и сколько пламенной любви вложил Леонардо в создание этого шедевра.

3.2 «Тайная вечеря»: сюжет и образы

Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии “Тайная вечеря” производит неизгладимое впечатление.

На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия. И драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устремленном к главному действующему лицу – мужу со скорбным лицом, который принимает свершающееся как неизбежное.

Христос только что сказал своим ученикам: “Один из вас предаст меня”. Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты.

Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы.

Увидев “Тайную вечерю” Леонардо, французский король Людовик XII так восхитился ею, что только боязнь испортить великое произведение искусства помешала ему вырезать часть стены миланского монастыря, чтобы доставить фреску во Францию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О масштабе и уникальности дарования Леонардо позволяют судить его рисунки, занимающие в истории искусства одно из почетных мест. С рисунками Леонардо да Винчи, зарисовками, набросками, схемами неразрывно связаны не только рукописи, посвященные точным наукам, но и работы по теории искусства. Много место отдано проблемам светотени, объемной моделировке, линейно и воздушной перспективе. Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные открытия, проекты и экспериментальные исследования в математике, механике, других естественных наук.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки, оказали огромное влияние.

Леонардо да Винчи, из всех известных нам творцов в истории человечества, обладал наиболее всесторонней гениальностью. Он считал себя, прежде всего художником, но из его записных книжек и рисунков видно, что в свое представление об искусстве он вкладывал многое из того, что ныне мы называем естественно - научными вопросами. Он настолько был убежден в могуществе человеческого зрения как отличного инструмента для исследования природа, что видеть и знать, по его мнению, было одним и тем же. Художники, говорил он, это лучшие из ученых; они не только наблюдают природу лучше, чем другие люди, но думают о том, что видят и затем рассказывают остальным о виденным ими в своих картинах. Нынешнее ученые предпочитают передавать свои знания в словах и для этой цели ими изобретено очень много новых слов? во времена Ренессанса считали, что "хорошая картина ценнее тысячи слов".

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анточа Л., Кастель А., Чанки М., Галуцци П. Жизнь и творчество Леонардо до Винчи. - М.: Белый город, 2001, - 143 с.

2. Дживелегов А. Леонардо да Винчи. - М.: Искусство, 1998, - 159 с.

3. Долгополов И.В. Рассказы о художниках. - М.: Изобразительное искусство, 1992, - 845 с.

4. Любимов Л.Л. Искусство Западной Европы. - М.: «Просвещение», 1989, - 348с.

5. Любимов Л.Л. Небо не слишком высоко. - М: «Просвещение», 1999, - 220 с.

6. Лазука Б.А. История искусства. – Минск: Искусство, 1996, - 304 с.

7. Муратов П.П. Образы Италии. – М.: «Республика», 1994,- 541 с.

8. Персидская К.Е. Леонардо Великий. - Санкт – Петербург: Изобразительное искусство, 2007, - 326 с.

9. Савицкий М. Искусство. – Минск: Искусство, 1992, - 321 с.

10. Хойс А.Е. Как Леонардо стал художником. – М.: Искусство, 2007, - 450 с.


[1] Прециозность – преувеличенная изысканность, доходящая до жеманства

[2]Марк, XIV, 15; Лука, XXII, 12

[3] Жилое помещение, которое в средиземноморском строительном искусстве 1 века нашей эры помещалось уже на втором этаже.