Смекни!
smekni.com

История танца (стр. 2 из 7)

Религиозные ритуалы Египта лишь в деталях расходятся с ассирийскими. В частности, у ассирийцев изображается богиня, нюхающая цветок лотоса (помечена А на рис. 6), и на египетской картине (Британский музей) она держит его точно так же (рис. 7).

От финикийцев до нас дошли иллюстрированные примеры танцев и никаких записей, в то время как их соседи, израильтяне, оставили нам пространные записи – Библию, и – никаких изображений. Похоже, что их танец был типичен для всех, мирно соседствующих с ними или время от времени пленявших их народов. Так филистинский (рис. 6) танец, вероятно, был похож на тот, который танцевали израильтяне вокруг золотого тельца (Аписа) в пустыне (Исход, XXXII, V. 19).

«И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за ней все женщины с тимпанами и ликованием» (Исход, X V, V. 1).

Царь Давид не только танцевал перед ковчегом (2 Книга Царств, V1, V. 16), но и писал о танцах в 149 и 150 псалмах. Танец израильтян должен был свидетельствовать об их веселье, так как сказано «есть время для плача, и есть время для танца» (Еккл, III, V. 4), «мы играли для тебя на дудках, но ты не танцевал» (Матф., XI, V, 17). Эти танцы исполнялись всем народом, а не специальными артистами.


Рис. 8
Орнамент, изображающий танец вакханок. Создан гончарных дел мастером Хиероном. Британский музей.

Глава вторая. Греческие танцы к оглавлению

Греческие танцы. Пляски вакханок, изображенные мастером письма по керамике Гиероном. Описание таких греческих танцев как Корибантиум и Гормос. Запечатленная на вазе пляшущая вакханка и скульптура танцовщицы из терракоты. Танцы, в которых участники держались за руки и Панатеический танец на керамической посуде. Танец воинов с Ватиканской скульптуры и греческие танцоры с кастаньетами. Рисунки цимбал и дудочек, хранящихся в Британском музее. Хор. Греческие танцоры и акробаты.

В Греции танец был основной составляющей религиозного ритуала; наравне с музыкой он способствовал становлению лирического искусства. Термином «танец» греки называли разнообразные движения тела, рук и ног, ходьбу, акробатические трюки, изменение выражения лица и мимику.

Историки считают, что греки посвящали все свои танцы божествам. У Гомера Аполлон предстает как orchestes, илипревосходный музыкант и танцор, поэтому среди древнейших танцев существует один, посвященный именно этому красивому богу. Называется он Hyporchema (Гипорема). Вообще же танцы эллинов можно условно разделить на: 1) религиозные танцы, 2) танцы гимнастические, 3) танцы мимические, 4) театральные танцы, исполняемые хором 5) танцы смешанной природы – частично общественные, частично религиозные, например, брачный танец, 6) камерные салонные танцы.

Взрослые женщины и мужчины не танцевали вместе, но юноши и девушки могли вместе участвовать, например, в цепочечных танцах (Hormes, Geranos) (рис. 11).

Рис. 9
Пляшущая вакханка. Ваза в Британском музее.

Рис. 10
Танцующая гречанка.
Ваза из терракоты, ок. 350 лет до н. э.
Британский музей.

Рис. 11
Geranos. Ваза в музее Борбонико, Наплес.

Рис. 12
Панатейский танец. Ок. 4 в. до н. э.

Многие исследователи полагают, что одним из древнейших танцев первой разновидности был Алонс (Aloenes), исполнявшийся под аккомпанемент флейты жрецами Кибелы, посвящавших свою пляску дочери Кибелы Церере. Танцев, посвященных Церере, было множество: это и Антема (Anthema), и Буколический танец (Bookolos), и Эпикредический (Epicredros), и многие другие — пастухов, крестьян, ремесленников, и т. п.

Распространенными были танцы в честь Венеры – покровительницы красивых и благопристойных танцоров. Развивались и противоположные по своему смыслу Дионисийские или Вакхические танцы. Они обычно оканчивались торжеством разгула и непристойности.

Пора Эпиленийского (Epilenios) танца наступала, когда во всех садах виноград был собран и выжат – танцоры своими движениями имитировали эти процессы. А когда вино было готово и разливалось по чанам исполнялся Антистерий (Anteisterios) (рис. 8, 9, 10) и танец, посвященный Бахусу – Вакханалия (Bahilicos), сопровождавшаяся звуками цимбал и тамбуринов, а заканчивавшаяся обычно оргиями.

Каренос (Garenos) изначально возник в Делосе. Считалось, что он был придуман Тесеем, чтобы увековечить память об удачном возвращении из Критского лабиринта (рис. 12). Его исполняли взявшимися за руки мужчины и женщины. Танец вел музыкант, играющий на лире – он символизировал собой Тесея.

Рис. 13
Танец воинов, предположительно Корибантум. Греческий барельеф в Музее Ватикана.

Рис. 15
Греческая танцовщица с кастаньетами (Британский Музей).
См. также Танец с кастаньетами у Мирона, ил. 63а.

Среди танцев второй разновидности, гимнастических, самыми важными были пляски воинов, изобретение которых приписывалось богине Минерве. Самым впечатляющим из них был Корибантум (Corybantum). Этот фригийский танец носил смешанный характер: в нем прослеживаются черты боевого, религиозного и мимического танцев. Вооруженные танцоры подпрыгивали, подбрасывая оружие вверх и лязгая им. Так они имитировали Корибантов, старавшихся заглушить крики новорожденного Зевса на Крите.

Пиррик (Pyrrhic) (рис.13), боевой танец дорийцев, был довольно быстр, исполнялся под двойную дудочку и символизировал действия воинов на бранном поле. Описанный Гомером Гоплит (Hoplites) считается танцем именно этого типа. Дорийцы очень трепетно относились к этому танцу и считали, что их военный успех зависит от быстроты и сноровки в его исполнении. В последующие периоды он уже имитировался танцовщицами и исполнялся сольно. Его любили танцевать и эфебы в Панатенее, но у них это было, скорее, миметическое выступление, не ставящее перед собой задачу сымитировать военные действия. Также существовало много героических танцев, посвященных Гераклу, Тесею и др.


Рис. 16
Цимбалы (около 4 дюймов) и двойная дудочка (Британский Музей).

Хор у греков состоял из певцов и танцоров и был неотъемлемым элементом драматического действа. Театральное представление в те времена включало декламацию стихов, жестикулирование, мимику, танцы и пение. Такой способ представления особенно полюбили дорийцы, их стихи по преимуществу пелись хором. Позднее же эту форму исполнения заимствовали афиняне, использовавшие ее в драматических постановках.

Трагедийный танец Эммелия (Emmelia) исполнялся очень торжественно, в то время как комедийный Кордакс (Cordax) был фривольным и даже непристойным, как танец сатиров. Аккомпанементом для них служила музыка барабанов, пастушеских рогов, дудочек, кастаньет и цимбал (рис. 14, 15, 16).


Рис. 16
Греческие танцоры. Ваза в коллекции Гамильтона.

Хор, участвовавший в Дионисийских ритуалах, насчитывал до пятидесяти человек, пение которых сопровождалось звуками цитары, а не флейты. А ко времени постановки пьес Софокла хор сократился до пятнадцати человек, руководимых певцом-профессионалом. История становления хора вообще достаточно сложна, и потому разбираться в ней на этих страницах не представляется возможным.

Рис. 17
Вакханка. Ваза из Норсера, Музей Наплеса.

Рис. 18
Греческие танцоры-акробаты.

Публичные танцы и те, что танцевались в честь времен года, стихий огня и воды были очень многочисленны и по большей части сильно различались в зависимости от региона исполнения. Камерные же танцы, исполняемые профессиональными танцорами, такие как Котабос (Kotabos), подробно описываются многими авторами. Ссылки на их работы можно найти в разделе «Список использованной литературы» данного издания.

Читателей, вероятно, очень удивит, что танцы канатоходцев и акробатов, исполнявшиеся с ножами и мечами, были очень почитаемы в Древней Греции. Греки учили танцевать и ходить по канату даже животных, таких как слоны.

Ритуальные пляски, в основном, не продумывались заранее, а исполнялись прямо на месте любителями. Даже величайшие люди того времени не стеснялись демонстрировать свои чувства в танцах. До нас дошли свидетельства танцевального соревнования между Софоклом и Саламисом, судимое Эпиминондом. Хорошие танцоры существовали и среди царей, и среди бедняков. В последнем случае высокое положение они могли получить благодаря удачному браку. Филипп Македонский взял в себе жены танцовщицу Лариссу, а танцор Аристодем был видным сановником при его дворе. Должно быть, они умели поразить своим мастерством на праздниках и фестивалях (рис. 9, 14, 18)!