Смекни!
smekni.com

Иерусалимский Храм 2 (стр. 2 из 3)

Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они.
(Иез.11:16)

Большинство историков полагают, что синагоги появились около 2500 лет назад в Вавилоне, за несколько лет до разрушения Первого Храма. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги.В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнесет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в Шаббат, праздники и будни. Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме. Тем не менее, молитва не является полной заменой жертвоприношения. БогослужениеНовые формы богослужения в синагогах основывались на концепциях, развившихся из храмовой службы и благодаря Храму они стали частью религиозной жизни еврейского народа.Во Втором Храме синагога находилась в храмовом дворе, а молитвы и чтение Торы были частью храмовой службы. Многие храмовые ритуалы, как например, биркат-коханим, помахивание лулавом в праздник Суккот, трубление в шофар и другие, пришли в синагогальную службу из храмового ритуала и получили распространение в синагогах в Земле Израиля и в диаспоре ещё в период существования Храма. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог и при каждой две школы — начальная (бет-сефер) и средняя (бет-талмуд). В бет-сефер преподавали Танах, а в бет-талмуд — Мишну.В эпоху Второго Храма главной функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме. Несмотря на развитие новых форм богопочитания, в народном сознании Иерусалимский храм продолжал оставаться местопребыванием Славы Всевышнего и единственным местом жертвоприношения Богу. После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма. Устройство синагогиХотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне.Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения. У входа в молитвенный зал обычно помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги. В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору. Над ковчегом располагается нер тамид — «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно. Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями.Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм. Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш, всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему. Иерусалимский Храм в христианстве Образ Иерусалимского Храма«Место, где Соломон построил Храм Господень, называлось в древние времена Бетель; туда отправился Иаков по повелению Божию, там жил он, там видел лестницу, конец которой достигал неба, и ангелов восходящих и нисходящих и сказал: „истинно это место свято“, как читаем в книге Бытия; там воздвиг он камень в виде памятника, соорудил алтарь и возлил на него масло. Там же впоследствии Соломон воздвиг по Божиему повелению храм Господу прекрасной и несравненной работы, и дивно украсил его всякими украшениями, как читаем в книге Царств; он возвышался над всеми соседними горами и превосходил все сооружения и здания великолепием и славою. В середине Храма видна высокая, большая и снизу выдолбленная скала, в которой находилось Святое Святых; туда Соломон поставил Ковчег Завета, содержащий манну и ветвь Аарона, которая там зацвела, зазеленела и произвела миндаль, туда же поместил он и обе Скрижали Завета; там Господь наш Иисус Христос, утомленный поношениями иудеев, обыкновенно отдыхал; там место, где ученики признали Его; там ангел Гавриил явился священнику Захарии, говоря: „зачни сына в старости своей“. Там же между храмом и алтарем был убит Захария, сын Варахии; там был обрезан младенец Иисус на восьмой день, и был назван Иисусом, что значит Спаситель; туда был принесен Господь Иисус родственниками и матерью Девою Мариею в день очищения её и встречен старцем Симеоном; там же, когда Иисус был двенадцати лет, нашли его сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их, как читаем в Евангелии; оттуда позже он выгнал волов, овец и голубей, говоря: „дом мой есть дом молитвы“ (Лк. 19:46); там сказал он иудеям: „разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его“ (Ин. 2:19). Там на скале видны до сих пор следы Господа, когда он укрылся и вышел из храма, как сказано в Евангелии, чтобы иудеи не побили его камнями, которые схватили. Тут иудеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.»— «Путешествие Зевульфа в Святую Землю 1102-1103 гг.»Согласно Феодориту, Храм Соломона является прототипом всех церквей, построенных в мире.Св. Августин сравнивает Храм Соломона с образом церкви: камни, из которых Храм построен, суть верующие, а его основание — пророки и апостолы. Все эти элементы объединены Любовью (подробное описание в псалме 39). Этот символизм был развит Оригеном. Иерусалимский Храм и тамплиеры


ИсточникРеконструкция Второго Храма (Christian van Adrichom, K?ln, 1584)Орден тамплиеров (храмовников) — военно-религиозный орден христианских рыцарей-монахов, который был основан в 1118 году — имел непосредственное отношение к Храму Соломона, образ которого оказал значительное влияние на характер ордена.«Поскольку они не имели ни церкви, ни постоянного прибежища, король дал им на время местожительство в южном крыле дворца, близ Храма Господня.»[111] «Храм Господень» — имеется в виду находившаяся на Храмовой горе мечеть Аль-Акса, где располагался дворец короля иерусалимского Балдуина II. Главная резиденция тамплиеров располагалась в южном его крыле. В дань памяти Храму, некогда стоявшему на этом месте, а также, возможно, чтобы отличать его от «Храма Господня», крестоносцы переименовали Купол Скалы (Куббат-ас-Сахра) в Храм Соломона.[112] Отсюда и название самого ордена: «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», в документах же 1124-25 гг. тамплиеры именуются проще — «рыцари Храма Соломона» или «рыцари Иерусалимского Храма». Да и само название «тамплиеры» произошло от «temple» — Храм.«Помещения их расположены в самом Храме Иерусалимском, не столь огромном, как древний шедевр Соломона, но не менее славном. Воистину, всё великолепие Первого Храма состояло в бренном золоте и серебре, в полированных камнях и дорогих породах дерева, тогда как очарование и милое, прелестное украшение нынешнего — религиозное рвение тех, кто его занимает, и их дисциплинированное поведение. В первом можно было созерцать всяческие красивые цвета, тогда как в последнем — благоговеть пред всевозможными добродетелями и благими делами. Воистину, святость — подобающее украшение для дома Божия. Там можно наслаждаться великолепными достоинствами, а не блестящим мрамором, и пленяться чистыми сердцами, а не золочёными филёнками.
Конечно же, фасад этого храма украшен, но не каменьями, а оружием, а вместо древних золотых венцов стены его увешаны щитами. Вместо подсвечников, кадильниц и кувшинов обставлен этот дом сёдлами, упряжью и копьями.»— Бернар Клервоский (1091-1153), «Похвала новому рыцарству»«Открыто признанной целью тамплиеров было защищать христианских пилигримов в святых местах; тайным намерением — восстановить Храм Соломона по образцу, указанному Иезекиилем. Такое восстановление, предсказанное иудейскими мистиками первых веков Христианства, было тайной мечтой Восточных патриархов. Восстановленный и посвященный Вселенскому культу, Храм Соломона должен был стать столицей мира. Восток должен был превалировать над Западом и патриархия Константинополя должна была верховенствовать над папством. Чтобы объяснить название тамплиеры (Храмовники), историки говорят, что Балдуин II, король Иерусалимский, дал им дом в окрестностях Храма Соломона. Но они впадают здесь в серьёзный анахронизм, потому что в этот период не только не оставалось ни одного камня даже от Второго Храма Зоровавеля, но трудно было и определить место, где эти храмы стояли. Следует считать, что дом, отданный тамплиерам Балдуином, был расположен не в окрестности Соломонова Храма, а на том месте, где эти тайные вооружённые миссионеры Восточного патриарха намеревались восстановить его.»— Элифас Леви (аббат Альфонс Луи Констан), «История магии» Третий Храм в христианствеПо распространенному в христианстве традиционному представлению, Третий Храм будет отстроен человеком, которого иудеи примут за Мессию. В христианских источниках этот человек обычно ассоциируется с Антихристом Апокалипсиса, который по предсказаниям отстроит Третий Храм и возобновит там службы, что будет служить одним из признаков близости Второго Пришествия Иисуса Христа, почитаемого христианами истинным Мессией. Иерусалимский Храм в исламеСогласно мусульманскому преданию, Магомет в ночь своего путешествия из Медины в Иерусалим на верблюдице Молнии «стал своей священной стопою на Скалу Мориа, раскачивающуюся между небом и землёю». Был взмах, почти достигший врат рая, — и Скала издала крик радости. Но пророк повелел ей молчать — и вошёл во врата рая. А Скала вновь пала к земле — и вновь вознеслась — и в движении своём пребывает и доныне: «не мешаясь с прахом и не смея преступить неба».«Мусульмане всегда относились к великому иудейскому Храму на горе Мориа с особым почтением. Магомет в первый год после появления Корана предписал своим последователям во время молитвы обращаться лицом к этому святому месту, и верные мусульмане постоянно совершали паломничества туда. Когда Иерусалим был завоёван арабами, халиф Омар первым делом восстановил „Храм Господень“. С помощью своих главных военачальников предводитель правоверных совершил благочестивые деяния: он расчистил землю собственными руками и наметил основания величественной мечети, чей темный и высокий купол венчает вершину горы Мориа.
Величайший молитвенный дом, самый священный мусульманский храм в мире после Мекки, возвышается на том месте, где „Соломон начал строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, где Господь явился Давиду, его отцу, на месте, где Давид готовился у гумна Орны Иевусянина“. Эта мечеть прекрасно сохранилась до наших дней и является одним из лучших творений сарацинской архитектуры. В неё ведут четверо широких ворот, обращённых к четырём сторонам света: Баб-эль-Джаннат, или Ворота сада, смотрят на север; Баб-эль-Кыбла, или Ворота молитвы, — на юг; Баб-ибн-эль-Дауд, или Ворота сына Давидова, — на восток; и Баб-эльТарби — на запад. Арабские географы называли её Бейт-Алла, „Дом Господень“, а также Бейт-Альмоккаддас, или Бейт-Альмакд, „святой Дом“. Отсюда Иерусалим получил своё арабское название Эль-Кудс („священный“), Эль-Шариф („благородный“), и Эль-Мобарек („благословенный“); тогда как правители города, вместо обычных звучных титулов провозглашающих их власть и независимость, носят простое имя Хами, „хранители“.»— из «История рыцарей - тамплиеров, церкви Темпла и Темпла», написанная Ч. Дж. Аддисоном, эксквайром из Внутреннего Темпла Иерусалимский Храм в западной культуре сэр Исаак Ньютон

Автор: сэр Исаак Ньютон
ИсточникЧертёж Иерусалимского храма, выполненный Исааком НьютономСэр Исаак Ньютон считал Храм Соломона прототипом всех храмов мира. По его словам, «Храм Соломона самый древний из больших храмов. По его образцу Сесострис построил свои храмы в Египте, и отсюда греки заимствовали свою архитектуру и религию»[113]. В своём труде[114] Ньютон посвящает большую главу (гл. I) описанию устройства Храма Соломона.Храм Соломона был для него чертежом Вселенной, носителем всех тайн мира, и он верил, что законы природы и Божественная Истина закодированы в его строении и в пропорциях между различными его частями и, изучая размеры Храма, можно их расшифровать. Ньютон посвятил вычислению устройства Иерусалимского храма все последние годы своей жизни.[115]Из легенды о Соломоне.источник не указан 317 днейГексаграмма — это шестиконечная звезда, получающаяся при наложении вверх одного треугольника на другой, известна как Печать Соломона. Говорят, что сам Соломон, царь Израиля, носил на пальце кольцо с этой печатью и истинным именем Бога. И оно давало ему силу повелевать миром духов. С помощью кольца он заставил демонов построить себе храм. Более того, кольцо позволяло ему ежедневно в полдень путешествовать на Твердь Небесную и внимать там секретам мироздания. Легенда гласит, что однажды Дьяволу удалось убедить Соломона снять кольцо. Стоило ему снять кольцо, как Дьявол принял его облик, а Соломону, прежде чем получить обратно свой трон, пришлось три года скитаться в дальних краях. У алхимиков два треугольника гексаграммы символизировали огонь (треугольник, смотрящий вверх) и воду (треугольник, смотрящий вниз), тем самым фигура превращалась в идеальный символ управления материей. Масонское движение

Автор: Christophe Dioux Dessin original: Anonyme
Источник: Oeuvre personnelle / own workСимволы масонства.Строение Иерусалимского Храма оказало значительное влияние на идеи масонского движения (братства «вольных каменщиков»). Храм является центральным символом масонства. По словам Энциклопедии масонства (издания 1906 года), «Каждая ложа есть символ иудейского храма».Согласно масонской легенде, возникновение масонства восходит к временам царя Соломона, который «есть один из искуснейших в нашей науке, и в его времена существовало много философов в Иудее». Они соединились и «представили философическое дело под видом сооружения Храма Соломонова: эта связь дошла до нас под именем Свободного каменщичества, и они по справедливости хвалятся, что взяли своё начало от сооружения храма».[116]Соломон поручил зодчему из Тира Хираму Абифф руководство сооружением Храма в Иерусалиме. Хирам разделил рабочих на три класса, что, по мнению масонов, послужило прообразом степеней масонства и особого символического языка братьев масонов.По другой версии, масонство происходит от ордена Тамплиеров (Храмовников), который был разгромлен французским королём Филиппом IV и Папой Климентом V.Среди прочего, большое значение в учении масонства придаётся колоннам Храма Соломона, которые носили название Яхин и Боаз.«Врата для посвящаемого, выход к свету для ищущего, колонны Храма Иерусалимского. Б:. — Северная колонна и Я:. — Южная колонна. Символические колонны напоминают исписанные иероглифами обелиски, которые возвышались перед египетскими храмами. Их находят и в двух округлых порталах готических соборов.
<…>Северная колонна также символизирует разрушение, первозданный Хаос; Южная — созидание, упорядоченность, систему, внутреннуюю взаимосвязь. Это Земля и Космос, Chaos и Amber.
Между колоннами Храма могут изображаться ступени, которые символизируют испытания и очищение стихиями при получении масонского посвящения.»— Официальный сайт Великой Ложи России Всемирного братства вольных каменщиков (масонов) Массовая культураКопия Иерусалимского храма возведена в тематическом парке на тему истории христианства Holy Land Experience во Флориде. Здесь проводятся презентации и спектакли об истории иудаизма и раннего христианства. Примечания На месте, где сегодня находится мусульманская святыня Куббат ас-Сахра («Купол над Скалой»), построенная арабами в 637 году. ср. Втор.3:25 ср. Ис.10:34 Поскольку его предназначение — «очищать (обелять) от грехов», а также, поскольку при его постройке использовалась древесина ливанских кедров. встречается в Библии лишь один раз — 2Пар.36:7 Как правило, это название относится к Храму Соломона, поскольку его строительство ознаменовало избрание постоянного местопребывания Шехины (Славы Божией) на земле, как сказано: «На место, которое изберёт Господь, Бог ваш, для водворения там имени Своего» (Втор.12:11). Источником этого названия является Мишна (Миддот IV,7), где здание Храма (вероятнее всего, Храм Ирода) сравнивается с образом льва, у которого передняя часть значительно выше задней. Здесь и далее по изданию «Мосад а-рав Кук», Иерусалим, 1975 г. Перевод — рав Давид Йосифон. Дело в том, что повествование в Писании не всегда придерживается хронологического порядка. Мидраш Танхума Мидраш Шир ха-ширим Раба Так, Раши объясняет, что слова «И построят Мне святилище» означают «Во имя Меня». То есть, это место будет оставаться святым до тех пор, пока оно используется для служения Всевышнему ср. Иер.7:4-14; Ис.1:11 и др. «Дни траура», Изд. Маханаим 3Цар.14:26; 4Цар.12:19, 14:14, 18:15, 24:13; 1Пар.9:16, 26:20; 2Пар.5:1 2Цар.8:11,12; 3Цар.7:51; 2Пар.5:11 Лев.27; 4Цар.12:4,5 и в других местах 4Цар.11:10; 2Пар.23:9 Мишнэ Тора, Законы Храма, гл. 1 Во Втором Храме, однако, Святая святых была пуста. Также часто называется и всё здание Храма. 3Цар.8:64, 9:25 и др. 2Пар.26:16 3Цар.6–7 3Цар.8:65–66 3Цар.8:64 4Цар.16:10–16 2Пар.29:20, 21 2Пар.29:25 2Цар.7:6; ср. 1Пар.21:29; 2Пар.1:3-6 Суд.18:31; 1Цар.1:9; 3:3 Нав.18:1, 21:2, , 12 Мишна, Звахим 14:6 1Цар.1:7, 24; 3:15 1Цар.3:3 Археологические раскопки подтвердили, что город был уничтожен в середине XI века до н. э. и долгое время оставался в руинах. Суд.17-Суд.18 2Цар.2:4 2Цар.5:3 1Цар.21:1-10 Первый Храм - Храм Шломо (рус). Центр еврейского образования Украины. Методический кабинет. Вероятно «Аравна» не является именем собственным, а означает на евусейском языке «царь». 2Цар.24:18 и далее; 1Пар.21 2Пар.3:1 иногда его отождествляют с главным сборщиком податей Соломона — Адононирамом где, согласно Библии, еще Иаков основал святилище Бога Израиля (Быт.28:22). 3Цар.12:26-33 3Цар.12:28 частью которого является гора Мориа Амос.1:2; Ис.6:1; 18:7 Иерусалимский храм, очевидно, оказался недостаточным для удовлетворения народной потребности в отправлении религиозных обрядов. 4Цар.18:3-6, 22; Ис.36:7 4Цар.21; 23:7, 11; 2Пар.33:2 2Пар.30:1 4Цар.23:21; 2Пар.35:1-18 Что можно заключить из того, что после разрушения Иерусалима и основания политического центра в Мицпе самаритяне из Сихема (Шхема), Силома (Шило) и Самарии направлялись в религиозных процессиях в «Дом Божий», в Мицпе. 4Цар.24:13 Или в 423 году до н. э., согласно традиционной еврейской хронологии. 4Цар.25:9-17; 2Пар.36:19 Иер.7:4, 14; 26:4-6; Иез.5:11 и другие Иез.40-48 Зах.7:1; 8:19 Езд.1:7-11}; 5:14,15; 6:5 Или 353 году до н. э., согласно традиционной еврейской хронологии. Похищенные Антиохом из Храма медные сосуды были возвращены его преемниками евреям, жившим в Антиохии, и поставлены в местной синагоге (Иосиф Флавий, «Иудейская Война» VII, 3:3). 1Макк.1:21 и далее; 1:46 и далее; 4:38 1Макк.4:36 и далее 1Макк.4:49 и далее; 2Макк.10:3 1Макк.4:49,50 Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XIV, 4:4; Иосиф Флавий, «Иудейская Война» I, 152 Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XIV, 16:2 и далее Иосиф Флавий, «Иудейская Война» V, 11:4 Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XV Не исключено также и то, что в своих трудах Флавий руководствовался двумя разными способами отсчёта лет правления Ирода. Мишна, Эдуйот, VIII, 6 Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XV, 11:5 Иоан 2:20 Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» ХХ, 9:7 ср. Талмуд, Баба Батра 3б Хр. XV, 11:5 ср. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XV, 11; Иосиф Флавий, «Иудейская Война» V, 5; Против Апиона I, 22 вероятно, опирающийся на свидетельство Тацита Согласно Иосифу Флавию, Второй Храм сгорел 10-го ава. в честь себя — Элия Адриана (Publius Aelius Hadrianus), и в честь Капитолийской триады (Юпитера, Юноны и Минервы) см. курс лекций Иерусалим в веках Разумеется, сегодня невозможно определить был ли данный пожар результатом естественных причин (например, скопления газов в подземных помещениях) или умышленного поджога. Следует, однако, иметь в виду, что за несколько месяцев до описываемых событий, осенью 362 года, произошел пожар в храме Аполлона в предместье Антиохии Дафне. Население Антиохии состояло в основном из христиан и было враждебно настроено по отношению к императору. Христиане Антиохии были публично обвинены Юлианом в поджоге. Так или иначе, результаты обоих пожаров были весьма благоприятны с точки зрения христиан, хотя и невозможно с точностью установить их причастность к этим пожарам. Талмуд, Йома 54б; ср. Таргум Ионатана к Исх.18:30) В пользу этого мнения говорит также и тот факт, что под этим «Камнем Основания» имеется высеченная в скале обширная пещера в виде маленького подземного храма с тремя нишами, у которых, по преданию мусульман, молились Авраам, Сарра и Агарь. Вход в эту пещеру находится сбоку скалы, снаружи от окружающей её решётки. Эта пещера, по-видимому, представляет то подземное пространство под жертвенником, которое описывается в Мишне (Миддот III, 2) и носило название «Шитин» (ср. Талмуд, Сукка 49а). 3Цар.12:26-33 Хотя в Библии не объясняется, почему вернувшиеся так повели себя с жителями Самарии, исследователи полагают, что причина коренилась в языческих элементах самаритянского культа. Среди исследователей существуют разногласия относительно датировки этого события. Вероятно, оно относится к концу V века до н. э.. Так или иначе, не подлежит сомнению, что ко времени завоевания Иудеи Александром Македонским (332 год до н. э.) самаритяне уже были вполне сформировавшейся религиозно-этнической группой, обособленной от евреев, По их утверждениям, жертвоприношение Исаака происходило на горе Гризим, поскольку Гризим и есть Бет-Эль, где Господь заключил союз с Иаковом, и она же — Мориа; Моисей же, по их мнению, завещал устроить жертвенник не на горе Эйвал, а на Гризим. Возможно, именно это изгнание послужило причиной переселения самаритян в Сихем (Шхем), который стал их религиозным центром. между 170 и 154 гг. до н. э. см. Талмуд, Авода Зара 49 Талмуд, Менахот 109, 110а ср. также Талмуд, Менахот 109, 110а Иез.40 — 48 Маймонид, Мишнэ Тора, Законы Храма, 1:4 Раши, комментарий к Талмуду, Сукка 41а Маймонид, Мишнэ Тора, Законы царей 11:4 Хидушей Аггадот на трактат Мегила, Вавилонского Талмуда. Иерусалимский Талмуд, Маасер Шени 5, 2 Не исключено, однако, что этот комментарий является позднейшим добавлением и его авторство неясно. Раши, комментарий на Иез.43:11 В их числе, р. Шломо Горен, р. Шимон Баадани, р. Исраэль Ариэль и другие. см. «К спору о Храмовой горе», Христиане за Израиль и Международное Христианское Посольство в Иерусалиме Увидеть Третий Храм — это реально. Авраам Шмулевич см. The Third Temple of the whole mankind on the Jerusalem Temple Mountain Талмуд, Меггила 29а Гильом Тирский, хронист XII в. На средневековых планах и картах, изображающих Иерусалим, вплоть до XVI века Храмовая гора носит название Храма Соломона. К примеру, на плане Иерусалима 1200 года ясно можно прочитать «Темплу Соломонис». Marsham, ук. соч.; I. Spencer, De legibus Hebraeorum ritualibus, Cambr., 1685. Sir Isaac Newton, The chronology of Ancient Kindoms Amended, London, 1728 — printed by Histories and Misteries of Man LTD, 1988, U.S.A исследование д-ра Инбаль Лешем-Рамати; ????? ??? ????, ????? ?????? ???? ?????, ????? ?????, ????, 2005. Шварц, Иван Григорьевич (1751—1784) См. такжеСкинияХрамовая гораСтена ПлачаСоломонКовчег ЗаветаКраткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.