Смекни!
smekni.com

Функция управления в концертной деятельности (стр. 3 из 3)

{"mname":"articles","id":"33"}

Приложение:

Психологическая подготовка артиста к публичному выступлению.

Психологическая подготовка артиста - исполнителя к публичному выступлению - серьезная, ответственная и очень увлекательная работа самого артиста. Именно эта предварительная психологическая подготовка во многом помогает артисту в максимальной реализации его художественных задач на сцене, помогает раскрывать весь свой творческий потенциал перед аудиторией и получать удовольствие от своего выступления.

Только обладая уверенностью в своих силах и осознавая свою творческую уникальность на глубинном психологическом уровне можно стать настоящим мастером-творцом, создающим неповторимый момент настоящего чуда.

Достаточно сложно найти артиста, который ни разу не испытал бы на себе негативные формы и последствия сценического волнения. Некоторые артисты переживают сильнейшие стрессы во время публичных выступлений. Естественно, что подобные переживания не проходят бесследно, и такой опыт, накапливаясь, негативно сказывается на самооценке человека, лишая его уверенности в себе и в будущем.

Есть мнение о том, что чем больше исполнительский опыт и чем чаще артист выходит на сцену, тем реже он должен страдать от различных негативных проявлений сценического волнения. Было бы замечательно, если бы так было на самом деле. На самом деле, если в личном опыте артиста есть какая - либо ситуация, связанная с концертной деятельностью и носящая психотравматический характер, то всякий раз нахождение в похожих ситуациях будет запускать весь комплекс негативных, стрессовых состояний и моделей поведения, помочь избавиться от которых может только профессиональный специалист - психолог.

Недостаточная готовность к выступлению, сомнения в успехе, отсутствие веры в себя и свои возможности - способны действовать по-настоящему разрушающе на творческий потенциал и карьеру артиста в целом. В связи с этим трудно переоценить и роль педагога для молодого артиста. Именно педагог должен сформировать общую сценическую культуру, суметь создать адекватную и функциональную методику подготовки к публичному выступлению для каждого ученика индивидуально, с учетом его психологических особенностей.

Существует целый спектр проблем. Это волнения и повышенная тревожность перед будущим выступлением, заниженная самооценка по поводу своих профессиональных возможностей, боязнь неудачного выступления, ожидания каких - либо технических затруднений при публичном исполнении произведения, отсутствие "творческого запала" перед выступлением... Многие артисты с которыми приходилось работать, фактически нуждались в полной коррекции своего неэффективного поведения в условиях работы на сцене.

Есть немало рекомендаций по подготовке к публичным выступлениям от многих известных педагогов и исполнителей. Однако воплотить эти рекомендации в своей творческой жизни артисту самостоятельно бывает непросто, поскольку здесь нужны специальные психологические знания. И эти знания есть у психолога.

Подготовка к публичному, концертному выступлению строится из многих составляющих и ведется индивидуально с каждым артистом с учетом его психологических особенностей и возможностей. У каждого человека есть "свои" ситуации, в которых он по каким - либо причинам действует не так как, как ему хотелось бы.

В заключении хотелось бы добавить, что всякий раз обнаруживая у себя что-то, что мешает нам реализовываться, стоит подумать о том, что каждый день нам представляется не одна возможность что-либо изменить в себе к лучшему, так что может не стоит упускать этот шанс?

Психология исполнительства.

Аудитория и Я: внутренним взором исполнителя

Аудитории бывают разные: дружественные и не очень, легкие, колючие, теплые или холодные. Но настоящий исполнитель создает своих слушателей. Так же как он каждый раз заново создает произведение в момент его исполнения…

«Когда я думал о предстоящем выступлении, одна вредная мысль не давала мне покоя: мне казалось, что на концерте меня будут слушать и рассматривать десятки глаз и ушей, как будто через увеличительное стекло.…И каждое мое движение будет, как на ладони…Я достаточно уверен в себе и в качестве своего исполнения, но.…В общем, чувствовал себя от этого, как в оковах, и от этого много потерял…»

«Мне показалось перед выходом на сцену, как будто на меня из зала дохнул Северный полюс, и от этого во мне замерзло все, что так необходимо для того, чтобы звучала музыка.…Пришлось играть в условиях такой вот мерзлоты…»

«Перед выходом на сцену, мне вдруг ни с того ни с сего начало казаться, что я лечу куда –то в бездну… Вид зала лишил меня ощущения какой-то опоры внутри …»

Что ж, мы все взаимодействуем в этой жизни друг с другом словами, жестами, мыслями, чувствами. Мы можем повести за собой или наоборот разрывать всякий контакт. Мы строим эти взаимодействия исходя из нашего опыта, знаний, предзнаний и предчувствий. И от того насколько эффективно нам удается то или иное взаимодействие мы бываем, счастливы или нет.

То, что содержится в нас на психо-эмоционально-энергетическом уровне моментально считывается окружающим пространством и разворачивает колесо жизненной истории исходя из заданных нами параметров.

Если думать о том, что на меня во время концерта будут смотреть через увеличительное стекло, то, скорее всего, так и будет. На вас действительно будут так смотреть, потому, что эта ваша мысль, транслируясь вовне, будет оказывать свое влияние на пространство. Так не лучше ли сделать себя обладателем более полезных мыслей? «Скорее я буду, как ювелир, через увеличительное стекло создавать неповторимую огранку своих бриллиантов – исполняемых мною произведений». По – моему, так как-то поудобнее. И даже как-то вдохновляет.

Ощущение «северного полюса», как и ощущение «полета в бездну» при виде зрительного зала также стало тем самым фильтром, через который происходило ваше дальнейшее взаимодействие с аудиторией. Ну конечно, до того момента, пока вы все-таки с собой более менее не совладали усилием воли.

А между тем, потратив буквально несколько минут можно было бы перезагрузить это «холодное» состояние на «теплое» или что-то более продуктивное, а «полет» сменить на уверенное перемещение, но по земле. И зал, исходя из этих ощущений, стал бы таким, каким хотелось бы. И чувствовать себя в контексте выступления можно было бы совершенно по-другому, потому, что это всего лишь наши субъективные состояния, заложниками которых мы иногда становимся.

На эту тему есть немало научных и околонаучных обоснований, и приводить здесь их не хватит места.

А вот научиться продуцировать полезные мысли-чувства-состояния, помогающие использовать свои способности в полной мере – дело весьма полезное и очень благодарное, хотя и местами достаточно трудоемкое. Уж очень иногда тяжело бывает облегчить себе жизнь. Однако это стоит того, чтобы можно было просто получать удовольствие оттого, что делаешь на сцене:

«Во мне образовался какой-то необыкновенный заряд позитива, который было невозможно удержать в себе. И мой Моцарт просто разбудил это, слегка придремавшее в креслах, царство….Мне показалось, что я и те, кто сидел в зале зажили и задышали в одном ритме…Ощущение было необыкновенное…»

Список литературы

1. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. перераб. И доп. – М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. – 288 с.

2. Викторов, А.В. Начинаем эстрадный концерт. М., «Знание», 1974.

3. Новаторов, В.Е. Культурно – досуговая деятельность

4. Щербакова, Г.А. Концерт и его ведущий. М., «Сов. Россия», 1974.

5. «Wikipendia» Словарь терминов – www.wikipedia.ru/org/wiki.

6. Слонимский Ю. В честь танца. М., 1988.