Смекни!
smekni.com

Столкновение цивилизаций 2 (стр. 3 из 3)

Разрабатывая цивилизационную парадигму, Хантингтон пишет о неизбежности разных моральных оснований в построении отношений со своими ("братским странам") и со странами остального мира. Хантингтон пишет, что такие западные идеи, как "индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок, отделение церкви от государства" не находят отражения в незападных цивилизациях. Но он забывает о том, что каждая цивилизация порождает свои собственные формы демократии и законности, не желает признавать незападные системы ценностей в качестве правомочных. Здесь как бы подтверждается, принцип "двойной морали" не только порожден политиками Запада, но и постоянно ими используется. Ответные действия позволяют им делать вывод, что вообще любой цивилизации присуще двуличие. Но это совершенно нет так.

Только Запад либерален и демократичен внутри себя, а во внешних проявлениях крайне авторитарен. Это, по сути дела, признается Хантингтоном. Он пишет прямо: “По сути дела Запад использует международные организации, военную мощь и финансовые ресурсы для того, чтобы править миром, утверждая западные политические и экономические ценности.” Поэтому различия в культуре, базовых ценностях и верованиях - лишь второстепенные причины конфликта.

Таким образом, теория конфликта между цивилизациями может вылиться в обоснование эскалации авторитаризма Запада под лозунгом защиты цивилизации (на основе западных критериев цивилизованности). Противоположный вариант - признание "плюрализма культур" и того факта, что новое варварство есть в том числе результат неадекватной активности западной цивилизации.

Мы рассмотрели проблему столкновения цивилизаций. На мой взгляд,

взаимодействие между цивилизациями – это сложный, неоднозначный, нелинейный

процесс, в результате которого при определённых обстоятельствах

действительно может усиливаться рост цивилизационного самосознания и

обостряются межнациональные противоречия. Но достаточно часто происходит и

другое: возрастает взаимодействие и сотрудничество и даже происходит

процесс сближения цивилизаций. Например: в ХIХ-ХХв. – Мексика

идентифицировала себя через противостояние США, а сегодня эта страна

активно сотрудничает с Америкой. Рост религиозного самосознания нельзя

однозначно воспринимать как источник повышенной конфликтности в современном

мире. Проблемы фундаментализма сильно преувеличиваются западной

общественностью. В целом, концепция Хантингтона, очевидно, направлена на

то, чтобы доказать мировой общественности: центральной осью геополитики в

будущем станет конфликт между Западом и другими цивилизациями. Культурные

ценности вполне могут стать основой для политической мобилизации масс. Чаще

всего это происходит в ответ на действия экзогенных факторов, когда

существует выбор других культур. Проблема заключается в том, чтобы не

спровоцировать такую ситуацию. Сегодня, как и столетия назад, мир на

планете во многом зависит от доброй воли и усилий разных народов и их

политических лидеров. Концепция «столкновений цивилизаций» уводит политиков

от перспективы разрешения международных конфликтов в сторону однозначной

конкуренции и противопоставления.


Список использованной литературы:

à Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций», М.,1991 г

à Еврасов Б.С. «Сравнительное изучение цивилизаций», М.,1990 г.

à А.Н.Савельев «Континет Россия», 1997 г.

à Тойнби А. «Постижение истории», М., 1991

à Асоян Ю. «Открытие идеи культуры: опыт русской культурологии», М., 2000г.