Смекни!
smekni.com

Китайский народный театр (стр. 2 из 5)

ТЕАТР ЭПОХИ СУН

В эпоху династии Сун (960–1279) продолжалась специализация театральных жанров и их дальнейшее формирование. Появились труппы кукольного театра, имеющие постоянное место в городах и свой постоянный репертуар. Были труппы, свободно переходящие с места на место, которые также привлекали большое внимание населения и были любимыми, как и традиционный театр теней, и другие виды зрелищ.

Первые труппы состояли из 2–3 человек, представления более содержательные обычно показывали труппы в 6–7 человек. Большие труппы включали более десятка актёров.

Самые ранние куклы были деревянные, только руки и ноги были приделаны и могли свободно двигаться. Потом появились комбинированные куклы, у которых могли двигаться ручки, ножки головка и всё туловище. Непрестанно совершенствовалась техника. Как и во всем мире, китайские куколки приводятся в движение при помощи ниток. Сначала на куклах были 3 нитки, но постепенно на каждую начали прикреплять по 16 ниток, максимальное количество доходило до 30. Ведь чем больше ниток, тем больше она может делать движений. Кукольные представления такой системы управления в основном распространены в провинциях Шэньси, Фуцзянь, Чжэцзян, Шаньдун, Цзянсу, Гуандун и Хунань. Кроме тех, которые приводятся в движение при помощи соединяющих ниток, появились перчаточные, тростевые и другие куклы.

Перчаточные куколки приводились в движение пальцами руки, что дало им название. Обычно такие куклы имеют только головку, ярко раскрашенное весёлое или сердитое личико, а рука кукловода скрыта в складках, матерчатом мешочке. Представления с такими куклами очень распространены в провинциях Хэбэй, Хэнань, Хубэй, Сычуань, Хунань и Фуцзянь. Куколок, просто прикреплённых к одному концу трости, так и называют – «тростевые куклы». Они популярны в провинциях Хэйлунцзян, Ляонин, а также в Пекине и Шанхае. В руках у актёра, скрытого от взора зрителей, обычно по две трости с прикреплёнными куклами, которые в такт музыке поют, декламируют, разговаривают и выполняют разные движения. Спектакли создаются по мотивам народных сказок и преданий, например, как сказочная мартышка Сунь Укун хитростью взяла волшебный веер, как смелый Лэй Ваньчунь боролся с хищным тигром и т. д.

ТЕАТР ЮАНЬСКОЙ ЭПОХИ

Зарождение профессиональной драматургии и театрального искусства связывают с Юаньской эпохой (1234–1368). Наряду с древнегреческим и индийским традиционный театр Китая входит в «тройку» древней мировой театральной культуры. Главные его сценические средства – выражение сюжета пьесы с помощью песни и танца.

Китай был завоёван монголами, которым театральное искусство пришлось по вкусу. А для китайцев оно стало единственной возможностью для завуалированного выражения своего отношения к событиям в стране. Поэтому значительная часть пьес была написана на исторические темы.

В XII–XIV веках появляется новый вид представлений – цзацзюй. В комических импровизационных сценках появляются новые герои, оформляются новые амплуа. Одновременно и на юге страны ставятся большие народные драмы наньси. Известны названия этих драм – «О женщине по имени Чжао», «Чжан Се, сдавший столичные экзамены первым» и др. Представления таких драм давались в балаганах – это были огороженные, крытые навесом площадки. Зрители сидели на скамьях, сцена находилась на одном уровне со зрительным залом и отделялась от него перилами. Балаган назывался ланцзы. К XIII–XIV векам относится расцвет драмы цзацзюй. Своеобразие театрального искусства Китая строилось на сочетании речевых и вокальных партий, музыки, танца, акробатики. Музыка подбиралась самим драматургом из традиционных китайских мелодий – они переходили из одного спектакля в другой. Драматург же давал советы по трактовке пьес. Наиболее важные сцены разыгрывались в замедленном ритме, с многочисленными мелкими подробностями. Спектакли представлялись на пустой сцене, что давало возможность свободного перемещения действующих лиц, как во времени, так и в пространстве. Об этих переменах актёр устно извещал зрителей.

Для спектаклей цзацзюй использовались два типа строений: балаганы, сцена которых находилась в центре здания и напоминала цирковую арену, и прихрамовые сцены, приподнятые над землёй. Зрители располагались на прилегающей к сцене площадке. Сцены часто украшались вышитыми плакатами – афишами, в них сообщалось название труппы, имена главных актёров. Спектакли были платными, существовал также обычай одаривать актёров во время представления. В труппу входили, как правило, члены семей, редко принимались 1–2 актёра со стороны. Вторые исполняли и мужские роли. Но существовала длительное время и практика исполнения женских ролей мужчинами.

Другой крупной формой юаньского театра была драма чуаньци, которая следовала во многом традиции «южной драмы». Спектакли, как правило, были очень большими, шли по несколько дней подряд.

Сформировались две театральные традиции – «северная» (цзацзюй) и «южная» (нанъсюй) драмы. Центром первой стал район Пекина, второй – город Ханчжоу. Можно говорить о формировании двух абсолютно зрелых форм театрального искусства. Для них характерно наличие драматической линии, а также соединение в действии музыкальных и танцевальных номеров со сценическими. Тем не менее, у двух этих форм были и существенные различия. «Северная драма» испытала на себе иностранное влияние, в частности, из Индии и Персии. Она имела чёткую структуру – пролог и четыре акта, а вокальные партии исполнялись исключительно главными действующими лицами. В «южной драме» не было жёсткой структуры, а вокальные партии могли исполнять все персонажи. Допускались также импровизация и прямое обращение к зрителям. Однако она достаточно быстро пришла в упадок, воспрянув вновь лишь на рубеже Юаньской и Минской эпох. В XVI «южная драма» обретает название «чуаньци» (повествование о необычном). Расцвет этого жанра продолжался до начала XVIII века. «Северная драма» приняла в себя некоторые элементы «южной», и в результате и появилось понятие «Юаньская классическая драма».

Можно выделить около 12 типов сюжетов: религиозные, бытовые, детективные и т.п. Сохранились имена 158 драматургов. Из более чем 700 пьес, созданных ими, до нас дошли 170 целиком и около 40 фрагментами. Одним из создателей жанра является Гуань Хань-цин. Ему принадлежит знаменитое произведение «Обида Доу Э».

ИЯНСКИЙ И КУНЬШАНЬСКИЙ ТЕАТР

Дальнейшее развитие китайского театра относится к XIV–XVII векам. В этот период возникают два крупнейших направления китайского театра – иянское и куньшаньское.

Иянский театр зародился в провинции Цзянси. Для него характерно обращение к народной тематике, народным мелодиям. Вначале представления этого театра состояли из коротеньких пьес на сюжеты из жизни ремесленников и кустарей. В дальнейшем актёры иянского театра стали ставить пьесы на сюжеты популярных романов – «Троецарствие» Ло Гуань-чжуна, «Речные заводи» Ши Най-яня, «Путешествие на Запад» У Чэн-эня, а также хроник – «Генералы из семьи Ян», «Биография Юе Фэя» и др.

Спектакли-циклы шли по нескольку дней подряд, и каждый из них обрывался на острой ситуации, чтобы обеспечить присутствие зрителей и денежный сбор на следующий день. Изображение больших исторических событий потребовало введения в спектакль массовых батальных сцен.

Другое крупное театральное направление этого периода – куньшаньский театр – возник в Куньшане (провинция Цзянси). Это было излюбленное место отдыха и развлечения китайской аристократии. Сюда в поисках заработка съезжались актёры, музыканты, драматурги, поэты. Постепенно на базе местных представлений сложился театр. Этот театр был придворным. Спектакли разыгрывались обычно в гостиных или в дворцовом зале (поэтому куньшаньский театр называли ещё «театром на ковре»). На искусство этого театра оказали большое влияние аристократическая литература и изобразительное искусство XV–XVII веков. Это проявилось в высокой технике актёрской игры и в вокальном мастерстве актёров.

В отличие от иянского театра, музыка которого строилась на разнообразных ритмических рисунках, для куньшаньского театра характерно большое мелодическое разнообразие. Музыка к спектаклям создавалась композиторами.

КИТАЙСКИЙ ТЕАТР В XVII–XIX ВЕКАХ

Пережив громкую славу, оказав влияние на ряд местных театров, куньшаньский театр к концу XVIII – середине XIX века постепенно теряет свою популярность и почти совсем исчезает. В XVII–XIX веках театральными центрами становятся крупные города Китая, в том числе город Янчжоу, через который проходит путь императора, совершающего поездки по стране, а позднее – Бэйпин (Пекин). Сюда съезжались труппы местных театров. Наибольших успех имели труппы, получившие название хуабу (популярные). Постепенно формируется в столице Китая Пекине театр, известный как столичный театр (цзинси), были достаточно известны и аньхойские труппы – «Саньцин», «Сыси», «Чуньтай» и другие.

Пекинскому (столичному) театру принадлежала инициатива создания нового типа спектакля, построенного на основе наиболее ярких отрывков из различных пьес.

Большую известность приобретали пьесы жанра уси, изобилующие батальными сценами, построенные на акробатике и манипуляции бутафорским оружием. В искусстве театра цзинси нашли выражение основные черты традиционного китайского театра.

ТРАДИЦИОННЫЙ КИТАЙСКИЙ ТЕАТР