Смекни!
smekni.com

Народные промыслы 2 (стр. 2 из 3)

Каждый гончарный промысел на Руси имеет свои неповторимые особенности, которые проявляются и в необычных формах, и в местных названиях предметов быта, и в своеобразном декорировании продукции. На тамбовских землях издавна существовали и существуют раз­нообразные кустарные промыслы. На берегах рек Цны, Вороны, Лесного Воронежа, Челновой и других были обнаружены остатки глиняной посуды, относящейся к эпо­хе неолита. Так, у села Старое Тарбеево Мичуринского района археологами были най­дены неолитические бытовые изделия из глины со следами украшений в виде ямочек и зубчиков. Уже в конце XVII века, как отмечает П.Н. Черменский, в письменных источниках встречаются упоминания о горшечниках, печниках и других ремесленниках Тамбовского края. Была на Руси в ходу пословица: «Соха кормит, ремесло поит, промыслы обувают и одевают». В «Сборнике статистических сведений Тамбовской губернии 1880—1884 гг.» написано, что гончарным делом занимаются всего 368 человек и наиболее развито оно было в Козловском уезде (98 человек). В 1899 году Тамбовская губерния впервые участвует на сельскохозяйственной выставке в Саратове, где получает почётный диплом. Особым спросом пользовались мебель, веялки глиняная посуда. К недостаткам отнесены однообразие рисунков и некачественный полив гончарных изделий, аляповатость глиняных игрушек. Украшали керамические изделия всевозможные желонки, рельефные жгутики, утолщение и утопление краев, кольцевые ножки и ручки. В XIX веке славилась именно тамбовская игрушка, которую изготавливали в с. Романово Тамбовской губернии (ныне с. Ленино Липец­кой области). Гончарные изделия в прошлом составляли значительную часть бытовой утвари, до некоторой степени сохранившей своё значение и в наше время.

2. Изделия из дерева

"А в старину всякое ремесло называлось художе­ством, а столяр — художником. И это правильно. Делающий нужные и красивые вещи — тоже художник" .

В. Фаворский

Один из самых любимых материалов народных умельцев — дерево. Оно обладает богатыми природными свойствами, легко обрабатывается. Из дерева делают посуду, игрушки, всевозможные предметы быта, а резьба и роспись превращают обыденные вещи в произведения искусства. В народе широко бытовала исконная русская посуда: ковши, скопкари — их свое­образные пластичные формы напоминают плывущую по воде величавую птицу. Не менее популярны были прялки, покрытые резьбой и росписью, разнообразные по форме и декору в зависимости от места, где они делались. Про степные районы Тамбовщины обычно говорили: «здесь вся губерния прядёт». Для тамбовских прялок характерна массивность, монументальность сильно натянутой доски донца. Каково же художественное оформление тамбовских прялочных донец? Исследователи не раз уже отмечали, что красота донца заключается, прежде всего, в единстве функциональности всей конструкции прялки и её пластического выражения. Монотонная плоскость доски вдруг оживает при соприкосновении с инструментом резчика: выямчатая, трёх­гранная или ногтевидная резьба придаёт донцу пластичность и богатство фактуры, по­могает ощутить всю вещь в целом. Можно только любоваться сплошным узором, со­стоящим из кругов и розеток, декоративных желобков.

Резьбой по дереву увлекаются люди всех возрастов: и пожилые, которые помнят, как в старину украшали дома при помощи резных наличников, подзоров, причелин; и люди среднего поколения, нашедшие интерес в изготовлении деревянных скульптур, и совсем юные, познающие секреты дерева под руководством наставников, энтузиастов декоративно-прикладного искусства.

В украшениях жилища центральное место — на фронтоне дома, светёлке, крыльце, в навершнях наличника — занимает образ солнца. Им украшаются причелины. Знак солнца и на самых «ответственных местах» — окнах, дверях, т.е. там, где ограждённость, замкнутость внутреннего пространства жилища нарушена, носит охранительную функцию (ту же охранительную функцию выполнял орнамент на одежде — по по­долу рубах, на рукавах, на вороте или в древних женских украшениях, прикрывавших уши). Магические доброжелательные знаки и знак солнца в первую очередь должны были служить преградой злому началу, которое попыталось бы приблизиться к человеку с тем, чтобы причинить ему вред. Образ солнца имеет как будто бы ясную функцию — светить, греть, животворить. В современном русском народном изобразительном творчестве (в декоре индивидуального жилища, утилитарно-декоративных и декоративных изделиях, в игрушке) распространены мотивы древнерусского, древнеславянского искусства, иногда перекликающиеся с искусством народов Востока и финно-угров. Композиция с образом коня, в которой изображены кони — спутники солнца, везущие солнце, — распространённая в народной вышивке XVIII — XIX веков и в современной игрушке, известна в искусстве XI — XII веков. Образ птицы, знакомый по археологическим материалам XI — XII вв., со свойственными ему стилистическими особенностями изображения, схож с элементами орнитоморфных композиций в декоре современного жилища.

При анализе народного искусства обычно подчёркивается мысль о том, что в настоящее время образы, возникшие при определённых исторических условиях, сохраняются лишь в силу их эстетической значимости. При этом, как правило, отмечают, что отшлифованность, явившаяся результатом воспроизведения одних и тех же образов в течение веков, придала им художественное совершенство, которое и обеспечивает им жизнь в современном обществе. Но этого мало. Народная традиция, которая является результатом связей народного искусства с окружающей средой, сохраняет духовные ценности народа в образно-художественном выражении искусства, осуществляет их адаптацию к изменяющимся исто­рическим социально-экономическим усло­виям.

Стремление худож­ников к возрождению ремесла понятно. Они занимаются не только изготовлением краси­вых поделок, но и ка­чественных удобных в быту вещей. Благода­ря их творчеству совре­менникам представля­ется старинная резная утварь, обереги, язы­ческие символы и об­разцы культового пра­вославия, игрушки, по­суда, прялки и т.д. Сре­ди мастеров известные в Тамбове Андрей Ни­колаевич Капаницкий, Владимир Фёдорович Панин, Владимир Викторович Оверчук, Николай Васильевич Клёпов и другие. Они украшают декором прялки, подносы, кружки, вазы.

3. Традиционная русская вышивка

В глубинах тысячелетий скрываются истоки русской вышивки. История её преображений и воскрешений продолжается и в наше время. Счётная гладь, украшавшая монастырские покрывала прошлых веков, вновь объявилась во времена хрущевской оттепели на мужских галстуках; а переливчатая белая перевить с дворянского белья перекочевала на карманчики детских платьиц. В прежние века полагалось в каждом доме иметь огромное количество вышитых дорожек, салфеточек, подушек. Все это тоже украшалось различными видами вышивки. Крестьянки, прежде чем начать вышивание, должны были напрясть пряжи, потом наткать полотна. На это уходили вся осень и вся зима, только весной, когда наступали желанные долгие и светлые дни, когда прилетали птицы - приступали к торжественной и праздничной работе – украшению тканей. В праздник прясть не полагалось, а вы­шивать — можно. По суровому полотну выводили красной ниткой образы солнца и звёзд, коней и деревьев, поющих птиц и даже древних языческих богов и богинь.

Для крестьянской невесты слава хоро­шей рукодельницы была всё равно что вто­рое приданое. На очередном витке ностальгии стало мод­ным вышивать картины. Вышить картину непросто, и удаётся это лю­дям с безупречным художественным вкусом. Эти своеобразные произведения искусства были по­пулярны в 60-е годы прошлого века. А послед­ние несколько лет этот вид творчества пережива­ет настоящий бум. Специалисты говорят, что этот жанр народ­ного творчества соединяет в себе черты приклад­ного искусства, живописи и рукоделия, имеюще­го истоками своими многовековые национальные традиции. Сюжеты творчества стали совершенно другими. Вместо некогда популяр­ных кошечек, лебедей вышивают копии живописных шедевров мирового и отечественного искусства, известных образцов иконописи, пейзажи, портреты и натюрморты. Предметы народного искусства — это больше чем украшение современного жилища. Большое значение издавна придавалось в быту и обрядах русским вышитым изделиям. Объектом приложения вышивки являлось всё многообразие одежды и ряд предметов домашнего обихода — полотенца, простыни, подзоры, плат­ки, полавочники и т.д. Особенно богаты вышивкой полотенца и ширинки, так как по­мимо своего практического назначения они играли большую роль в целом ряде разно­образных бытовых и религиозных обрядов.

Полотенца (убрус, ширинка, рукотёр, рукотёрник, утирка, утиральник, плат, наспичник) имели самое разнообразное применение в быту. Убрус, ширинка, косынейка — полотенца, составляющие часть женского головного убора. В нашей Тамбов­ской губернии невесты покрывали голову особым свадебным полотенцем. В отличие от традиционной орнаментации полотенец по узким краям, в этом случае богато ор­наментировались углы, а вдоль четырёх краёв вышивали узкие орнаментальные поло­ски. Свадебные рушники — белые, словно снег, цветастые по краям, как полевой бу­кет, и знак нерушимой любви и дружбы на всю жизнь связывали руки молодых. Кра­сивый обычай, намекающий на то, что и вся жизнь рождающейся семьи должна быть такой же чистой. Особенно богато украшалось большое рукобитное полотенце (стено­вое длиной в степу). Во время рукобитья его дарили жениху, вешая ему на шею, что означало: невеста просватана, и жених кидал полотенце своей родне. Дарные полотен­ца, которыми невеста одаривала родню жениха, меньше украшались, чем рукобитные, и впоследствии они нередко служили утирками. Полотенца развешивались в избе. Их красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены, предавая праздничность, делая жилище нарядным. . Язык русской народной вышивки — это своего рода система письма, где чер­нила и бумагу заменяют холст и чаще всего красная или чёрная нить.