Смекни!
smekni.com

Реформы Петра I их причины и последствия (стр. 4 из 6)

Поэтому оценка результатов экономической политики Петра I не может быть однозначной. Да, была создана промышленность западного, буржуазного образца, позволившая стране стать равноправным участником всех политических процессов в Европе и мире. Но сходство с Западом затрагивало только технологическую сферу. В социальном плане русские мануфактуры и фабрики не знали буржуазных отношений. Тем самым Петр в определенной степени решил технические задачи буржуазной революции без ее социальных составляющих ,без создания классов буржуазного общества. Это обстоятельство обусловило серьезнейшие перекосы в экономическом развитии страны, на преодоление которых пришлось потратить много десятков лет. [4; стр. 256]

Наиболее ярким примером подобных экономических «извращений» является учреждение в 1721 г. «посессионных мануфактур» - предприятий, на которых вместо наемных рабочих работали крепостные крестьяне, приписанные к данной мануфактуре. Петр создал экономического монстра, неизвестного капиталистическому способу производства. По всем рыночным законам на заводах и фабриках не могут вместо наемных рабочих трудиться рабы. Такое предприятие просто нежизнеспособно. Но в петровской России оно благополучно существовало, пользуясь продержкой государства. [4; стр. 256-257]

2.6. Финансовая и фискальная реформы.

При Петре I эти сферы были подчинены все тем же задачам: построению сильного государства, сильной армии, экспроприации сословий, что вызвало резкий рост повинностей и налогов. Совою задачу – мобилизации средств – такая политика решила, но привела к перенапряжению сил государства. [4; стр. 257]

Другой целью фискальных реформ было создание материальной базы для содержания армии в мирное время. Сперва правительство планировало учредить что-то вроде трудовых армий из частей, возвращающихся с фронтов Северной войны. Но этот проект не был осуществлен. Зато вводилась постойная повинность. Солдаты расселялись по деревням в пропорциях: одни пехотинец на 47 крестьян, один кавалерист на 57 крестьян. Впервые в истории России страну покрыла сеть военных гарнизонов, кормящихся за счет местного населения. [4; стр. 257]

Однако самым эффективным способом пополнения казны оказалось введение подушной подати (1719 – 1724). С 1718 по 1722 г. проводилась перепись населения (ревизия). Специальные чиновники собирали сведения о потенциальных налогоплательщиках, вносили их в особые книги – «ревизские сказки». Переписанные люди именовались «ревизские души». Если до Петра налоги платились с двора (домохозяйства), то теперь их должна была вносить каждая «ревизская душа». [4; стр. 257]

2.7. Реформа церкви.

Мероприятия Петра I в данной сфере отличались теми же характеристиками: мобилизация и экспроприация церковных ресурсов на нужды государства. Главной задачей властей был слом церкви как самостоятельной общественной силы. Государь особенно опасался союза антипетровской оппозиции с православными священниками. Тем более что в народе ходили слухи, будто бы царь-реформатор – Антихрист или его предтеча. В 1701 г. был даже издан запрет держать в монастырских кельях бумагу и чернила, чтобы остановить сочинение и распространение антиправительственных произведений. [4; стр. 257]

В 1700 г. умер патриарх Андриан. Нового Петр не назначил, а учредил должность «местоблюстителя патриаршего престола». Ее занял митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский. В 1701 г. был восстановлен ликвидированный в 1670-е гг. Монастырский приказ, который регулировал вопросы церковного землевладения, а монахи прикреплялись к своим монастырям. Вводилась норма средств, полагающихся в обителях на содержание братии, - на одного монаха 10 рублей и 10 четвертей хлеба в год. Все остальной конфисковалось в пользу казны. [4; стр. 257-258]

Идеологию дальнейшей церковной реформы разрабатывал Псковский архиепископ Феофан Прокопович. В 1721 г. он создал Духовный регламент, целью которого было «исправление чина духовного». Патриаршество в России ликвидировалось. Учреждалась Духовная коллегия, позже переименованная в Синод. [4; стр. 258] В его ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т.д. Синод имел также функции духовного суда. Присутствие Синода состояло из12 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они приносили присягу. [2; стр. 128] Впервые в русской истории во главе религиозной организации было поставлено светское бюрократическое учреждение. Контроль за деятельностью Синода осуществлял обер-прокурор, ему подчинялся специально созданный штат церковных фискалов – инквизиторов. [4; стр. 258]

В 1721 – 1722 гг. приходское духовенство было положено в подушный оклад и переписано – беспрецедентный в мировой практике случай, чтобы на духовных лиц возлагались налоговые повинности. Для священников учреждались штаты. Водилась пропорция: один священник на 100 – 150 прихожан. «Лишних» превратили… в крепостных крестьян. В целом духовенство в результате этих реформ сократилось на одну треть. [4; стр. 258]

Однако при этом Петр I возвышал ту сторону церковной жизни, которая отвечала задачам государственного строительства. Хождение в церковь рассматривалось как гражданская обязанность. В 1716 г. был издан указ об обязательной исповеди, а в 1722 г. – указ о нарушении тайны исповеди, если человек сознавался в государственных преступлениях. Теперь священники были обязаны доносить на своих прихожан. Священнослужителями широко практиковались анафемы и проповеди «к случаю» - таким образом, церковь сделалась орудием пропагандистской машины государства. [4; стр. 258]

В конце правления Петра готовилась монастырская реформа. Она не была осуществлена из-за смерти императора, но показательно ее направление. Петр ненавидел черное духовенство, утверждая, что «монахи суть тунеядцы». Планировалось запретить постриг в монахи для всех категорий населения, кроме отставных солдат. В этом проявился утилитаризм Петра: он хотел превратить обители в гигантские дома престарелых. При этом предполагалось для обслуживания ветеранов сохранить некоторое количество монахов (один на 2 – 4 инвалида). Остальных ждала участь крепостных крестьян, а монахинь – работа на посессионных мануфактурах. [4; стр. 258]

2.8. Преобразования в сфере культуры и духовной жизни.

В основу реформ в области духовной жизни и культуры были положены следующие принципы: европеизация, секуляризация, унификация, смена языка культуры, расширение информационных каналов, внедрение в общество новых стереотипов поведения. [4; стр. 258]

Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям. Идеал веры заменялся идеалом рационального познания. Богословские предметы в школе уступали место естественнонаучным и техническим: математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу. Первыми появились Навигацкая и Артиллерийская школы (1701), Инженерная школа (1712), Медицинское училище (1707). Для упрощения процесса обучения сложный церковно-славянский шрифт был заменен на более простой современный. Получило развитие издательское дело, созданы типографии в Москве, Петербурге и других городах. [2; стр. 129]

Заложены основы развития русской науки. В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. Развернулась большая работа по изучению истории, географии и природных богатств России. Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. Кунсткамера – первый отечественный естественно-исторический музей. [2; стр. 129]

С 1 января 1700 г. в России было введено новое летоисчисление по юлианскому календарю. В результате данной реформы календаря Россия стала жить в одном времени с Европой. [2; стр. 129]

К 1700 г. относятся знаменитые указы о введении европейского платья для мужчин, «новоманирных» платьев для женщин, о бритье бород. Помимо европеизации, последний указ преследовал и конкретную экономическую выгоду. Согласно православному мировоззрению, бритье являлось грехом, так как нарушало облик человека, сотворенного по подобию Божию. Безбородый не мог войти в Царствие Небесное, обрекался на на адские муки. Петр предвидел сопротивление этому указу и поэтому оставил для людей возможность сохранить бороду при покупке у Казны специального «бородового знака». Этот налог явился очередным эффективным средством пополнения государственных финансов. [4; стр. 259]

Представления о «петровском идеале человека» нашли отражение в книге «Юности честное зерцало» (1717). [4; стр. 259]

Одним из показательных нововведений Петра I были светские праздники – ассамблеи (1718). На них впервые в русской истории к мужскому праздничному обществу были допущены женщины. Для соблюдения этого указа вводилась специальная должность генерал-полицмейстера, который вел учет гостей на ассамблеях. В этом, по словам историка Е. В. Анисимова, проявлялся парадокс деяний Петра: вести себя непринужденно заставляли… принуждением. Правда, в отношении женщин эти меры принесли неожиданные плоды: вырвавшиеся из боярских термов красавицы слишком активно начали пользоваться своей свободой, и уже через несколько лет пришлось издавать указы… «о соблюдении женской скромности» на ассамблеях. [4; стр. 259]

Главным средством внедрения в общество новых культурных и поведенческих стереотипов Петр считал полицию, которая, по его словам, «есть душа гражданства». Наряду с развитием идей служения Отечеству при Петре расцвел культ доноса, жесткая регламентация государством духовной жизни общества. [4; стр. 259]

3. Общая оценка петровских реформ. Значение и цена Петровских реформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи.

3.1. Общая оценка петровских реформ.

В отношении петровских реформ, начиная со спора славянофилов и западников в XIX в., в научной литературе присутствуют две точки зрения. Сторонники первой (С. М. Соловьев, Н. Г. Устрялов, Н. И. Павленко, В. И. Буганов, В. В. Мавродин и др.) указывают на несомненные успехи России: страна укрепила свое международное положение, построила промышленность, армию, общество, культуру нового, европейского типа. Реформы Петра I определили облик России на многие десятилетия вперед. [4; стр. 259-260]