Смекни!
smekni.com

Место культуры в органических теориях истории последней трети XVIII - 1 трети XIX в. (стр. 2 из 5)

С творчеством И. Г. Гердера связывается появление в немецком языке специального понятия "дух времен". Обозначая его, Гердер даже создал специальный термин Zeigeist, вошедший в словари немецкого языка. Новое слово потребовалось ученому, чтобы объяснить свое понимание исторического времени. В его работах время становится носителем исторического прогресса, а "дух времени" - знаком историко-культурной преемственности, гарантом того, что настоящее не отменяет прошлого, а обобщает его, вбирает в себя его опыт. Для Гердера понятие "дух времени" концентрировало в себе все неповторимое своеобразие каждой эпохи. "Дух времени" осознавался им как характеристика культурно-исторического единства, имевшего конкретные хронологические и географические рамки, а также национальное своеобразие.

Со сборника народных песен, изданного Гердером в 1778-1779 гг., часто начинают историю изучения всемирной литературы. Представление о всемирности литературы рождалось с осознанием равнозначности разных культур. Отмечая роль английского, французского, немецкого и русского просветительства в распространении этих идей, исследователи нередко подчеркивают общность потребности европейского самосознания того времени в осмыслении национального своеобразия культурного развития.

С 1774 г. по 1778 г. И. Г. Гердер работал над проблемами возникновения интеллекта. В годы Великой французской революции он писал "Письма для поощрения гуманности", работу, ставшую первым очерком истории гуманизма в Европе. "Письма" публиковались с 1793 г. по 1797 г.

В гердеровских изысканиях было много исторического материала, история была основой его построений и канвой его рассуждений. В онтогенезе представлений о культуре сочинения Гердера могут рассматриваться как исторические. Для своих современников творчество Гердера имело более глубокое значение. Во всех своих работах И. Г. Гердер оставался исследователем и теоретиком исторического метода. Его суть состояла в желании показать естественную природу человека, дать естественнонаучное объяснение его истории и культуры.

В обобщенном виде взгляды Гердера на человека и его культуру во всем многообразии ее географического и исторического развертывания изложены в его фундаментальном труде "Идеи к философии истории человечества". Ученый работал над данным сочинением в 1782-1791 гг., публикуя его по частям с 1784 г.

В предисловии к своему сочинению Гердер заявил, что и мысли не имел, "чтобы твердою мерой измерить всю историю культуры". Он намеревался показать ее происхождение. А начал издалека - с происхождения Солнечной системы.

Гердера интересовали превращение неживой материи в живую, связь всего живого на Земле, происхождение разума и интеллекта. В IV главе первой книги он сообщил, что нашел "прекрасную лестницу", связанную с усложнением органического строения всего живого и его способностью приспосабливаться к окружающему миру. "Прекрасная лестница" органического развития и стала основой изложения истории человечества в его книге. История органического развития излагается Гердером по нескольким узлам - строение Солнечной системы, где Земля - лишь одна из планет; строение живых организмов, где человек - - лишь одно из созданий природы; строение климатических зон, заселенных живыми существами, где места формирования различных культур - лишь зоны обитания народов; психофизическое строение человека как звена, соединившего мир природы и мир духа (культуры), где каждый физический тип человека - лишь результат приспособления человеческого организма к особенностям природной среды; строение народов как носителей особой культуры, где народы Европы - - лишь часть населения Земли; строение преданий и письменной истории о начале человеческого рода - - лишь началo самопознания; строение культур, созданных человечеством в процессе своей истории, где европейская культура - - лишь часть истории человечества; история сословий в Европе - - смена их культур и вклада сословий в развитие разума и созидательную деятельность людей. Историю сословий Гердер изобразил как путь, показывающий, что "нужда, опасности, потребности вызвали к жизни третье сословие, .. и этому новому сословию суждено было стать животворною кровью всего огромного деятельного организма, а иначе организм распался бы и разложился бы. Это - сословие, на котором держится наука, полезный труд, старание и соревнование (курсив автора - С. М.); благодаря этому сословию эпоха, когда рыцарство и поповство были жизненно необходимы сословиям, медленно, но верно подошла к концу".

Создание человеческой истории Гердер изобразил как развитие искусств. И первым из всех искусств он считал "божественное искусство идей". Способность к творчеству человек, по Гердеру, приобрел, выпрямившись и овладев речью. Связь между мозгом как органом, данным человеку природой, и разумом как даром божественного духа отразилась, по Гердеру, в способности человека приспосабливаться к различным климатическим зонам и приспосабливать к собственным нуждам окружающий мир. Различные формы культур стали для человека формой самовыражения. В каждой культуре Гердер видел свои достоинства. Есть в них и то, что кажется нелепым современности. Но таков путь эволюции разума, "умноженной солидарной деятельности людей" - эпохи "неудержимо, неуклонно идут вперед и видят в этом добрый знак, если даже лучшие плоды и не созревают до времени". В совокупной истории человечества, по Гердеру, господствует преемственность. Прогрессом в истории автор считал развитие не только разума, но и плодов его деяний.

"Идеи к философии истории человечества" писались, когда еще не были расшифрованы египетские иероглифы, прочитана ассиро-вавилонская клинопись. Тем удивительнее прозорливость исследователя, придавшего этим культурам значение мировых и посвятившего им по отдельному очерку. В истории античности Гердер мог опираться на исследования античного искусства. Но и в этом разделе мы видим вклад исследователя: он намечает основные этапы греческой истории. В книге Гердера есть и осознание исторической роли средневековья. Для него средневековье- не провал в истории, а особая историческая эпоха, необходимое звено в культурной эволюции человечества. Культура средних веков для Гердера - "свидетельства заслуг городов перед искусствами и ремеслами". Именно в средние века сложилось, по Гердеру, своеобразие европейской культуры. Он подчеркивал "обре-тенность" достоинства европейской культуры и видел его не в способности европейцев подражать античности, а в их "собственном трудолюбии и прилежании". Путь развития европейской культуры он видел в освобождении от гнета римской иерархии и возвышении городской культуры. На последний момент хотелось бы обратить внимание особо. Значение городской культуры для развития цивилизации позже станет одним из лейтмотивов изучения культуры.

Как видим, в "Идеях к философской истории человечества" мировой исторический процесс был представлен как единый органический рост человеческого общества. Что-то в нем было природного, больше - идущего от "совокупной деятельности людей", от общества и культуры. В основе органического развития человечества лежат, по Гердеру, природные условия, национальный характер и культурные традиции.

В "Идеях" оказалась освещенной история человечества в ее культурных достижениях с возникновения Земли и человеческого общества до конца ХIV в. К сожалению, труд не был завершен. Как показывают планы, автор намеревался к написанным двадцати книгам добавить еще пять и довести изложение до эпохи колониальных завоеваний, завершив сочинение историей становления гуманности по отношению к отдельному человеку. Его интерес к последнему сюжету был вполне естественным - Гердер считал именно гуманность целью развития человеческого рода.

Труды Гердера воплотили лучшие черты философской истории, основанной на художественном восприятии истории как результатов развития человеческого разума. Несмотря на то, что сам термин "культура" Гердер употреблял как очень узкий и излишне конкретизированный, в его сочинениях присутствовало отношение к культуре как целостному объекту изучения и предмету исследования. Философская история, давая по сути художественно интерпретированную картину прошлого, создала основу для накопления фактов историко-культурного развития.

Современные исследователи отмечают изменение функции понятия "культура" в немецкой классической философии. В последней трети ХVIII в. оно постепенно теряет свой генерализирующий смысл, становится уже, конкретнее, перестает восприниматься как ведущая философская категория. Из сферы философии понятие "культура" уходит в искусствознание, литературоведение и историю идей. Конкретизацией понятия культуры занялись теоретики эстетической мысли и основ художественного творчества. Внимание к конкретным воплощениям культуры рождало потребность в специальных исследованиях результатов ее развития.

Генеральное осмысление культуры как философской категории не исчезает. Оно совмещается с потребностью познания человеческой личности. Само значение занятия философией подвергается переосмыслению. Ему противопоставляется практическая деятельность как более ценная сфера приложения творческого потенциала личности. Содержание понятия "гениальность" обсуждалось немецкими интеллектуалами как неотъемлемая часть современной культуры. Генерализующий характер представлений о немецкой культуре периода "Бури и натиска" обычно связывают с политическими реалиями того времени и с объединительной функцией бюргерского самосознания, которая пришлась на долю третьего сословия в разрозненных немецких княжествах и городах-государствах. "Эти писатели-бюргеры, - пишет, например, К. О. Конради, - обладали столь высоким самосознанием, что исходили из субъективного целостного опыта действительности жизни и не желали художественно расцвечивать всеобщие моральные истины. В этом они видели возможность освободиться от придворно-аристократических норм и утвердить прозреваемого и желаемого цельного человека вопреки сословным ограничениям и перегородкам". В творчестве Фихте и Шеллинга просветительская наука о Разуме начинает превращаться в науку о духе. Способствует этому потребность немецкого самосознания в осмыслении значения третьего сословия. Для европейской культуры в целом осознание роли третьего сословия было более значимым. Через него пролегал путь к осознанию значения и ценности урбанистической культуры - более емкой познавательной категории, важной для понимания цивилизационных процессов в целом.