Смекни!
smekni.com

Культура и культурология (стр. 2 из 2)

Понятие "культура" подразумевает не теорию или модель, позволяющую двигаться к "правильному" объяснению человеческих феноменов, а концептуальное поле для их адекватного отбора, упорядочения, интерпретации.

Таким образом, понятие "культура" фиксирует точку зрения исследователя на совместную жизнь людей, а не на некоторый реально существующий "объект". Но с другой стороны существует античная культура, средневековая культура, российская культура, или такой объект, как "культура вообще", то есть речь идет о содержании понятия, а не целостности изучаемого объекта.

Культурология как научная дисциплина

О предмете и месте культурологии в системе научного знания не сложилось единого мнения. Существует две точки зрения - изоляционистская позиция (у культурологии свой, непохожий на другие науки, подход) и интегративистская (культурология - синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре).

Так как культурология — дисциплина гуманитарная, то нет единой теории культурологии. Теорий культуры столько, сколько крупных культурологов, каждое оригинальное культурологическое направление задает свой подход и предмет.

Причины интереса к культурологии? Культурология, как принципиально неидеологическая дисциплина, частично взяла на себя в нашей стране функцию философии, то есть - дает новое, целостное видение, именно культурологи предложили новые оригинальные трактовки истории, известных, но трудных для понимания произведений искусства, а также личности, их творцов. Культурология сегодня выступает в качестве основания гуманитарных наук, культурологическое мышление и мироощущение - весьма современны.

Именно представления культурологии помогает в наше время преодолеть так называемый "европоцентризм", способствуя формированию представлений о "многополюсной цивилизации" и о многих самоценных этнокультурах. Крах культурного европоцентризма, как способа судить о культурности разных и несхожих друг с другом народов по их соответствию лишь одному европейскому образцу, явился причиной возникновения науки о культуре - культурологии, которая ставит своей задачей углубление знаний о тенденциях, формах и способах зарождения и развития разных культур, их взаимной обусловленности друг с другом и прямого или косвенного влияния друг на друга.

Современные культурологические исследования заставляют критически взглянуть на собственную культуру и присущий ей тип человека, воспринимаемый как непосредственная данность, уяснить их исторические и межкультурные границы (М. Бахтин: "культура всегда лежит на границах" с другими культурами и эпохами).

Современный человек начинает понимать, что культурная самобытность его народа неотделима от культурной самобытности других народов, что все мы подчиняемся «законам» культурной коммуникации. Таким образом, одна из особенностей культурологического мироощущения — уяснение и понимание исторической и культурной относительности современной культуры ее границ, уяснение взаимозависимостей и взаимосвязей разных составляющих ее культур.

Современная культура — это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси "прошлое-будущее". Но культура — это не только множество культур, это также мировая культура, единый культурный поток (течение), например, от Шумер до наших дней от Востока на Запад, от Запада на Восток. Таковы черты культурного контекста, в котором развивается культурология.

До недавнего времени в России, точнее в СССР, не было культурологии обладающей собственным статусом, признанным среди других наук, своим предметом и объектом исследования, своей историей и традициями. О ней в полный голос стали говорить только в начале 90-х годов. Это молодая, но активно развивающаяся отрасль знания.

В культурологии выделяют следующие подразделы - теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры) и др.

Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов. Она принадлежит одновременно к области социального знания (связана с социологией и антропологией), использующего количественные методы сбора данных, и к гуманитарному знанию (искусствознание и философия культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования. Именно поэтому, культурологию, из-за этой множественности её источниковедческой базы и из-за нежелания и сложности обладать энциклопедичностью знаний данных частных наук, некоторые исследователи воспринимают как суммарное обозначение целого комплекса наук, самостоятельно изучающих культурное поведение человека и человеческих общностей на разных этапах их исторического существования

На наш взгляд научный статус культурологии – синтезировать в своих исследованиях всего имеющегося комплекса источниковедческого материала, выводов, обобщений и знаний частных наук с целью выявления и структурирования онтологических, аксиологических и иных причинно-следственных факторов в деятельности и взаимном системном влиянии человека и социума, и, соответственно, - на них ими созданной предметной, технологической, информационной, нравственной, художественной, политико-правовой и экологической «вторичной природы».

Таким образом, культурология – новая аналитически синтезирующая научная дисциплина. Это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении, причинно-следственных факторах и способах формирования, постижения и влияния человеческой культуры. Культурология изучает как человеческую культуру в целом, так и отдельные явления культуры (материальную культуру, духовную, быт, искусство, религию, семью, их этнические и социальные проявления и так далее).