Смекни!
smekni.com

Китайский цирк (стр. 3 из 4)

Один из самых популярных номеров в китайском цирковом искусстве связан с бросанием бумеранга. Этот вид акробатики уходит своими корнями в глубокую древность, когда при помощи этого орудия люди добывали себе пищу. Современные акробаты в представлениях используют более трех бумерангов одновременно, причем поймать бумеранг опытный циркач может любой частью тела.

Наибольшую популярность акробатика получила в V – VIII веке до нашей эры. Акробатика становится особым видом искусства, а цирковые номера начинают ставиться при дворе императоров и знати. Зачастую, ставятся представления на мифологические темы. Постепенно акробатика развивается и совершенствуется, усложняя цирковые приемы и используя новые орудия. Обновление происходит и за счет трюков, заимствованных у акробатов других стран. О популярность акробатических представлений говорят самые разнообразные литературные источники, сохранившиеся до наших дней, а также рисунки в пещерах Китая, где изображены акробаты. Со временем акробатическое искусство становятся популярным и в народе. Циркачи выходят на улицы и базары городов, показывая зрелищные представления. Акробатическое искусство позднее переходит на театральные подмостки, став элементом оперы. В XIX веке уличных акробатов, которые окончательно лишились императорской поддержки, стали презирать. А их представления уже не пользовались былой популярностью.

Однако в настоящее время китайцы постепенно стали восстанавливать цирковое искусство, достигнув невероятных высот.

Китайцы очень гордятся тем, что именно китайский цирк самый древнейший в мире. Ему уже более 2000 лет. Еще правители древних царств посылали в дар друг другу циркачей и танцовщиц, иногда это делалось с тайной целью отвлечь соперника от государственных дел.

В настоящее время цирковое искусство в Китае считается национальным достоянием. Его даже называют восьмым чудом света.

Внешне китайский цирк напрочь ломает классическое представление об устройстве цирковой арены. Он более напоминает театр: сцена и перед ней места для зрителей.

Мировая популярность китайского цирка объясняется именно отсутствием экзотики. Это едва ли не единственное из традиционных китайских искусств, которое вполне понятно европейцам. Ведь ни каллиграфия, ни пекинская опера, не популярны в мире так, как цирк.

В отличие от других цирковых трупп, почти все номера в китайском цирке исполняются детьми и подростками, взрослые лишь помогают им в выступлении.

К цирковому искусству в Китае относятся очень серьезно, хотя система подготовки циркачей осталась традиционной.

Что же, прежде всего, поражает в номерах и артистах китайского цирка?

Первое – это экзотичность и зрелищность, верность фольклорным традициям, берущим начало в глубокой древности.

Такие жанры как жонглирование тарелочками, диаболо, «трезубцами», вазами, «метеорами», эквилибристика на стульях и скамейках, фигурная езда на велосипедах, акробатические прыжки в кольца, антипод, иллюзионные фокусы, манипуляция и многое другое бережно сохраняются в репертуаре китайских артистов.

Второй характерной чертой китайского цирка следует признать высочайшую технику и сложность исполняемых трюков и комбинаций.

И, наконец, третья особенность – потрясающая лёгкость и непринуждённость исполнения трюков и комбинаций, а также специфическое построение композиции номеров.

Сказанное, однако, не означает, что мастерство китайских артистов есть нечто неподвижное, классически застывшее, «музейное» и каноническое искусство, лишённое динамики развития и чуждое современным вызовам времени.

Восточная цирковая культура, бережно сохраняя собственные жанры, достижения и стилевые особенности исполнительской манеры, постепенно смещается в русло всемирной цирковой «моды», идущей с Запада. Культурного мейнстрима, как теперь говорят.

Этим процессам во многом способствовал массовый выход китайских мастеров на мировую арену, большая открытость китайского цирка, расширение зарубежных гастролей.

Со своей стороны, китайский цирк и некоторые его специфические особенности оказали заметное влияние на развитие мирового цирка.

При наличии всех прочих равных условий, ключевой фигурой современного манежа становится фигура режиссёра-постановщика (в иных случаях – продюсера) цирковых номеров и программ. Масштабы и особенности личности режиссёра во многом сегодня определяют творческое состояние циркового искусства в мире. Для достижения успеха режиссёру приходится учитывать и сочетать в работе несметное множество факторов, главными из которых остаются эстетические запросы, культурные ожидания, и вкусовые пристрастия публики в изменившемся глобальном мире.

Начиная со знаменитой китайской эквилибристки Ли Липинг, которая в 1983-ем совершила настоящий прорыв, завоевав «Золотого Клоуна» на конкурсе в Монте-Карло, акробаты, гимнасты и эквилибристы из Поднебесной постепенно становятся лидерами мирового цирка.

C середины 80-х, уже можно говорить о широком представительстве китайского цирка на международной арене, что повлекло за собой существенные инновации в традиционных китайских цирковых номерах.

За последнее десятилетие «Золота» Монте-Карло были удостоены шанхайские акробаты-икарийцы с подкидной доской (2001г.) и акробатическая «смешанная» пара из Куантуна (2002г.)

Первый номер представляет собой высшие достижения в акробатике, созданные, в общем, по знакомым, традиционным китайским «лекалам» и оформлен в специфически китайской стилистике.

Отчасти, сюда же можно отнести и серебряных призёров Монте-Карло 2000-го года, блестящую труппу гимнастов на мачтах из провинции Хунань. Хотя и с довольно существенными элементами новизны и модернизации внутри самого жанра «гимнасты на мачтах».

Всего мачт в номере девять и расположены они так: у входа в манеж в изогнутую линию выстроились пять мачт, образуя своеобразный «задник» для четырёх мачт, расположенных квадратом в центре манежа. Труппа состоит из 14 артистов. Композиция строится таким образом, что когда в центре работает солист, дуэт или квартет гимнастов, то пятеро гимнастов на «заднике», как бы аккомпанируют и оттеняют солистов, создавая некую «рамку» живописной миниатюры, ожившего «орнамента», так сказать.

Трюки, как водится у китайских артистов, предельной сложности, филигранной отточенности, и исполняются они в невероятном темпе.

Очень красивы у китайских артистов ритмичные смены поз, в которых участвуют одновременно все 14 артистов. При этом, на лицах исполнителей нет ни малейших признаков напряжения. Характерен момент изменения «китайской манеры». В краткие мгновения комплиментов улыбки на лицах артистов не застывшие, «масочные», как это бывало раньше в китайских номерах, а – живые, согретые непосредственным чувством и эмоциями.

Весьма показательной представляется победа в 2002-ом на Конкурсе в Монако китайской смешанной пары из провинции Куантун. В этом номере уже почти ничего не осталось от канонической формы классического китайского цирка. В данном случае - это классический балетный дуэт, демонстрирующий высокого класса акробатику, в сопровождении кордебалета из восьми балерин под музыку П.И.Чайковского.

В контекст дуэтной акробатической композиции органично вписан кордебалет, который не выбивается из стилистики классического европейского жанра. В целом достигается ощущение гармонии выразительных средств и исполнительского мастерства. В номере убедительно присутствует российская академическая балетная исполнительская школа, усиленная незаурядной акробатикой. Это яркий пример успешного взаимодействия «западной» и «восточной» цирковых школ.

2.3 Цирковые группы

В Китае несколько прославленных цирковых трупп, некоторые из них почти круглый год гастролируют по миру. Труппа из провинции Хэнань, которая приедет в Ригу, объездила уже 26 стран. Она соединяет в своей программе традиции цирка и шаолиньского кунфу. Это не случайно, потому что в провинции Хэнань расположен знаменитый на весь мир монастырь Шаолинь. А руководит коллективом министр культуры Хэнаня (еще одно свидетельство того, что цирк в Китае в почете).

В Китае цирковое искусство имеет государственную поддержку, что очень важно, и в настоящее время в Китае насчитывается более 12 тыс. профессиональных цирковых артистов.

Существует несколько трупп Китайского цирка. В каждом населенном пункте многомиллионного Китая есть свои акробатические группы, в которых «гуттаперчевые» мальчики и девочки доводят свое мастерство до совершенства. Одной из самых известных из них является акробатическая труппа Zunyi из провинции Гуйчжоу.

Акробатическая труппа Zunyi была основана в 1958 году и называлась как Пекинский Звездный Цирк. За прошедшие сорок лет труппа Zunyi вырастила много талантливых исполнителей, а также создала и показала огромное количество выдающихся номеров мирового уровня.

Труппа Zunyi завоевала не только сердца миллионов людей, но и многочисленные медали и награды в мире циркового искусства. Среди них «Золотой Лев» третьего Международного Акробатического Фестиваля «China Wugiao», «Серебряная Звезда» первого Итальянского фестиваля искусств акробатики и верховой езды, а также «Серебряный приз» международного конкурса молодых акробатов в Бельгии и многие другие. Труппа Zunyi побывала с гастролями в более чем 40 странах мира.