Смекни!
smekni.com

Золотой век шведского кино (стр. 2 из 2)

Первой его попыткой в этом направлении стало экранизация драмы Генриха Гибсона "Терье Виген" (1917), где главную роль сыграл Виктор Шестрем. Эта драматическая поэма описывает времена наполеоновских войн. Из-за объявленной англичанами блокады Норвегии Терье Виген вынужден отплыть в Данию, чтобы добыть продовольствие для своей голодающей семьи. Но его настигает английский военный корабль. Разыгрывается сцена погони, выразительная выхваченными деталями кадра: упирающиеся руки, весла как противоборство врагов; решительность и непримиримость беглеца и уверенность настигающего его противника.

Тема искупления и прощения снова волнует Шестрема. После 9 лет тюремного заключения Терье возвращается домой, но находит лишь могилы жены и детей, умерших от голода.

Шестрем традиционно строит сюжет на противопоставлении в фильме похожих ситуаций. Через несколько лет Терье становится свидетелем гибели английского корабля и спешит на помощь гибнущим людям, даже не предполагая, какую встречу уготовила ему судьба. В терпящем бедствие он узнает капитана корабля, по воли которого ему пришлось отсидеть в тюрьме, а семья Терье безвинно погибла. Ослепленный ненавистью и жаждущий отмщения, Терье намеревается расправиться с капитаном и его семьей, но только присутствие маленького ребенка отрезвляет его и внушет ему истину. Он осознает, что его горе необратимо, даже если он сумеет отомстить негодяю.

Наиболее популярным автором, произведения которого экранизировались Стиллером и Шестремом, была Сельма Лагерлеф, единственная в то время женщина-писательница, удостоенная Нобелевской премии в области литературы. В "Вознице" (1921), снятом Шестремом по роману С.Лагерлеф, он сам играет никчемного неудачника, погубившего не только свою жизнь, но и жизни своих близких. Его душа покидает тело ровно в полночь, и Смерть дает ему возможность видеть, как его отчаявшаяся жена собирается убить себя и своих детей. Герой фильма осознает всю глубину своего грехопадения, и раскаившись, получает прощение и возможность спасти своих близких.

Стиллер в отличие от Шестрема, который старался положить в основу фильма цельность характеров и придать пластичность художественным образам, закладывал в основу кино больше агрессивности и динамизма и использовал романы С.Лагерлеф лишь как предлог для развертывания сложных авантюрных сюжетов, как, например, в исторической драме "Деньги господина Арне" (1919).

Известность и авторитет В.Шестрема неотвратимо росли, и в 1923 г. он отправляется вместе с семьей в Голливуд. В это время концерн "Свенска Фильм Индустри" уже сильно обюрократился и перестал оказывать влияние на развитие шведского киноискусства.

Вскоре после великолепного и грандиозного двухсерийного полотна "Сага о Йосте Берлинге" (1924), снятого Стиллером по роману С.Лагерлеф, он заклюсает контракт с Луи Майером, главой кинокомпании "Метро Голдвин Майер". В "Саге о Йосте Берлинге" снялась восходящая звезда мирового кинематографа Грета Гарбо, для которой Стиллер тоже добился контракта, и они вместе попадают в Голливуд. В Голливуде Грета Гарбо получает мировую славу и известность, а Стиллер со своим неординарным талантом остался на позициях аутсайдера, и в 1928 г. вынужден был вернуться в Швецию больной и обнищавший.

Шестрем вспоминал, как однажды он целый день просидел со своим уже тяжело больным другом в его госпитальной палате, и разговаривали они, в общем, ни о чем. Когда же Шестрем поднялся, чтобы уйти, Стиллер схватил его за руку, и, как бы стараясь удержать его, стал рассказывать о том, что он придумал сценарий грандиозного фильма, фильма о людях, который мог бы снять только Шестрем.

«Хорошо, завтра я приду и ты мне об этом расскажешь»,- успокаивал его Шестрем.

Но завтра не наступило. На следующий день Мориц Стиллер впал в забытье, а через день скончался.

В фильме Стиллера "Деньги господина Арне" безжалостные шотландские наемники похищают драгоценности господина Арне и поджигают его усадьбу. Ворвавшиеся в усадьбу разбойники убивают всех ее обитателей. Мы видим, как по бескрайнему заснеженному пространству, в пургу, сопровождаемая свистом холодного ветра, огромная толпа провожает гроб с телом умершего. Этот кадр снят с присущей Стиллеру художественной выразительностью и силой с использованием участия в сцене природы, придающей еще больше драматизма моменту.

Люди хоронят своего господина, своего кумира.

Мориц Стиллер умер, закончился первый золотой век шведского кинематографа. Но ничто не проходит бесследно. Люди уходят, но время не остановить.

После разгрома усадьбы в "Господине Арне" выживает только одна девушка, как знак того, что жизнь продолжается и надежда живет.

Золотой век шведского кино еще вернется...