Смекни!
smekni.com

Китайский фарфор и центры его производства (стр. 2 из 7)

Включение Китая в орбиту международных сношений в период монгольского владычества при династии Юань в XIII – XIV вв. заметно сказалось на развитии экономической жизни Китая. Активное участие в мировой торговле вело к оживлению и усилению развития самых разнообразных ремесленных производств страны. В это время значительно развился внутренний обмен между отдаленными провинциями, чему также способствовало расширение и улучшение путей сообщения между ними, в особенности по рекам и каналам. Наблюдается сильный рост городов, по существу в это время являющихся торгово-ремесленными центрами. В развитии различных отраслей ремесленной промышленности заметно улучшение техники и появление новых, более упрощенных методов изготовления, вызванных стремлением ускорить производственный процесс, применительно к большему спросу на китайские товары.

Обеспечение безопасности дорог на Запад содействовало также расширению внешних рынков для китайских изделий и проникновению влияния китайской культуры в страны, через которые проходил и которые соединял с Китаем Великий караванный путь. С другой стороны, и в Китай стали проникать иноземные влияния, заметно отразившиеся, в частности, и на фарфоровом производстве.

В основном в Юаньское время оно продолжает традиции предыдущего, Сунского периода, но сильное развитие керамического производства подготовило пышный расцвет именно фарфорового производства при следующей, Минской династии. Проникновение же иноземных влияний объясняет появление в Китае яркой бирюзовой глазури, до этого времени здесь не встречавшейся. В Цы-чжоу (провинция Хэ-бей) ее стали применять в сочетании с черной подглазурной росписью. Графическая роспись обычно выполнялась очень тонкой линией, причем главнейшими сюжетами были сцены с человеческими фигурами, нередко в обрамлении сложных орнаментов. Роспись такого типа продолжала существовать и при Минской династии.

Другое событие, имевшее огромное значение в дальнейшем развитии китайского керамического искусства, это появление впервые в Китае изделий с синей (кобальтовой) подглазурной росписью – техники, принесенной также с Запада. Многочисленные фарфоровые черепки с такой росписью, найденные в развалинах Хара-хото (северо-западный Китай) и относящиеся, очевидно, к XIV в., позволяют датировать начало этой техники в Китае тем же периодом.

С этого времени расходятся пути развития фарфора и других видов керамики. На первый план выступает фарфор, белая поверхность которого открывает широкие возможности в применении живописи для художника-керамиста, отвлекая внимание от прочих разновидностей керамики, в которых наблюдается некоторый упадок, проявившийся в излишней вычурности, некоторой беспокойности форм и небрежности в изготовлении черепка.

Фарфор при Минской династии (1368 – 1644).

Монгольское владычество в Китае не было долгим. Исподволь подготовлявшийся протест против тяжелых условий, созданных монгольским господством, перерос в крестьянские восстания, закончившиеся изгнанием монголов с большей части территории Китая. Один из руководителей восстания, Чжу Юань-чжан, в необходимый момент сумевший объединить повстанцев, после изгнания монголов объявил себя императором под «именем» Хун У. Он явился основателем новой династии – Мин, представители которой стали на путь восстановления и укрепления традиций феодального Китая времени Тан и Сун. В частности, это выявилось в стремлении императора Хун У поднять развитие придворного искусства, сделать дворец императора, как было в Танскую эпоху, центром сосредоточения культурных сил. Собирая ко двору лучших художников, он одновременно обратил большое внимание на развитие художественных ремесел. Особенно это относится к производству фарфора, которое с этого времени концентрируется в Цзиндэчжене, в провинции Цзян-си.

Производство фарфора (керамики) в Цзиндэчжене китайские источники отмечают уже с VII в. Основание первого императорского завода относится к 1004 г. Огромные залежи первоклассного сырья в окрестностях Цзиндэчженя способствовали бесперебойному существованию и развитию производства лучшего китайского фарфора на протяжении многих веков.

Во второй год правления император Хун У строит новый завод, число печей которого достигает двадцати. С этого времени ведущая роль окончательно переходит к Цзиндэчженю. Конкуренцию с ним не выдерживают многочисленные, более мелкие центры керамического производства, так как все основные императорские заказы поступают в Цзиндэчжень, а впоследствии к нему переходят и все массовые поставки на внешний рынок.

Последующие императоры Минской династии продолжали следить за производством фарфора в Цзиндэчжене, и к началу XV в. количество императорских печей достигает уже пятидесяти восьми.

Проявляя практический интерес к развитию в этом пункте фарфорового производства, Минские императоры предъявляли очень высокие требования к художественному качеству изделий. Только в условиях крепостной организации работы на императорских заводах можно было создавать произведения искусства, подчас требовавшие, помимо высокого мастерства гончаров, не менее года на выполнение. Сложность изготовления императорских заказов, при их больших размерах, не всегда была под силу казенным заводам, и, во избежание опозданий поставки требуемого количества вещей, число их пополняли лучшими изделиями частных предприятий, работавших при Минской династии на внутренний широкий рынок, а с XVI в., после открытия морских путей из Европы в Китай, – и на внешний. Все это способствовало подъему фарфорового производства. Памятники, дошедшие до нас в значительно большем количестве, чем от предыдущих периодов, свидетельствуют о дальнейшем развитии этой отрасли производства, проявившемся как в уменьи использовать и сохранить старые традиции, так и в приобретении новых достижений, особенно в области применения живописи на белом фарфоровом черепке.

В изделиях монохромного фарфора используются и совершенствуются декоративные приемы Сунского времени. Применение гравировки или легкого рельефа на чистом, тонком фарфоре позволяет добиваться неподражаемого изящества. Белые тонкостенные изделия дошли до нас в немногих экземплярах. Чашечка из коллекции Британского музея иллюстрирует эту группу. Тончайшие, почти прозрачные стенки, качество выполнения рисунка легким рельефом с помощью нанесения жидкой фарфоровой массы под глазурью, при легкости пропорций, – наивысшие достижения в этом направлении при династии Мин, позволяют считать эту чашечку уникальным произведением искусства.

Цветные глазури, применяемые на монохромах, отличаются яркостью, интенсивностью тонов. Особенно часты желтая и бирюзовая глазури, в большинстве случаев с трещинками цека различной величины, оживляющими одинаково и вазу спокойной формы и фигурку зверька или рыбы.

Нередкое явление, наблюдаемое и в предыдущие эпохи, – заимствование от бронзы форм для монохромов с ручками в виде львиных голов, держащих в пасти кольцо.

С бронзы же переносится и орнамент – меандр и другие геометрические узоры, угловатые контуры которых приспособлены к металлической технике. Сочетание такого рода орнамента на одном предмете с крупными очертаниями чисто-керамических узоров – иногда гравированных, иногда рельефных – создает новое впечатление, усложняя впечатление от простых форм изделий.

От монохрома один шаг к полихромной росписи. И для периода Мин началом явилось применение глазурей нескольких цветов.

Те же глазури начинают применять и для выполнения собственно росписи фарфора по неглазурованному, обожженному черепку. Для разграничения разноцветных плоскостей орнамента вводится рельефный или углубленный контур.

Орнаментация этой группы обычно выполнена крупным рисунком и отличается большой декоративностью. Невелика палитра – бирюзовая, желтая, зеленая, лиловатая и коричневая глазури, применяемые иногда одновременно по две или по три на одном предмете, очень сочные, с бархатистым тоном. Впоследствии, в начале правления новой династии, эти глазури или эмали развиваются в новые группы, обобщаемые термином – «эмали по бисквиту».

Занявшая самостоятельное место уже в Юаньский период синяя подглазурная роспись по фарфору теперь широко применяется и значительно совершенствуется при одновременном улучшении качества самого черепка.

Как свидетельствуют китайские источники, вначале употребляли импортный кобальт, повидимому, завезенный арабскими купцами. Но впоследствии его стали добывать во многих пунктах и окрестностях Цзиндэчженя, и свой, местный, вытеснил более дорогой, привозный.

Фарфор с синей росписью особенно усовершенствовался в начале XV в. Он достигает большого разнообразия не только в характере орнамента, но, пожалуй, еще больше в приемах нанесения краски и изменения ее оттенков.

При выполнении линейного орнамента ширина линии уменьшается до толщины нити, но, несмотря на это, во всей орнаментации этого типа совершенно отсутствует сухость рисунка и не чувствуется трудности выполнения, вытекающей из способности краски при слишком быстром впитывании ее необожженным, пористым черепком давать расплывы. Неподражаемого совершенства достигает мастерство художника во владении кистью. Оно выражается в уверенном мазке или линии, получающими нужный изгиб или утолщение,

Эта уверенность руки стоит в непосредственной связи с искусством каллиграфического письма, насчитывающим в Китае много сотен веков развития.

Другой способ, используемый и самостоятельно, и в соединении с контурным рисунком, – чисто живописный. При его применении производится свободная заливка краской различных оттенков, ограниченных тонкой линией, плоскостей декорируемого изделия или контурного рисунка.