Смекни!
smekni.com

Культура России второй половины 19 века (стр. 2 из 4)

Создание на­чальной народной школы в основном силами земства было серьезным достижением общественно-культурно­го развития пореформенной России.

В системе начального обучения по уставу 1864 года сохранялись церковноприходские школы, находившие­ся теперь в ведении Синода. Элементарное образова­ние в этих школах, включавшее помимо чтения и письма закон божий, церковнославянское чтение и церковное пение, было значительно ниже, чем в зем­ской школе. Правительство оказывало покровитель­ство церковноприходским школам, стремясь с их по­мощью воспитать учащихся в духе религиозности и политической благонадежности.

Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестислассное училище без права для ее выпускников поступления в университет.

В пореформенную эпоху были открыты новые университеты в Одессе, Томске. В университетах, получивших автономию, открылись новые кафедры, оживилась научная работа, повысился образовательный уровень выпускников. В университетах в те годы были сосредоточены лучшие научные силы России, работали многие выдающиеся ученые, которые способствовали распространению не только науки, но и просвещения в стране (Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, А. Г. Столетов, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, С. М. Соловьев, Ф. И. Буслаев и многие другие).

Рост технической оснащенности промышленности и транспорта, совершенствование технологии про­изводства требовали повышения уровня специального образования. В высшие учебные заведения были пре­образованы Петербургский технологический институт и Московское ремесленное училище, основанные еще в дореформенное время. В 1865 году в Москве по ини­циативе Московского общества сельского хозяйства открылась Петровская земледельческая и лесная академия ( Сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева). В ряде городов были учреждены политехнические и технологические институты; закрытые учебные заведения — Институт инженеров путей сообщения, Горный, Лесной институты — были пре­образованы в гражданские учебные заведения. К концу XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных за­ведения, в которых обучалось около 30 тыс. студен­тов. В высших технических школах в это время полу­чали образование более 7 тыс. человек, т. е. примерно четверть всех студентов.

Возможность получения образования для женщин, участие их в общественно полезном труде — один из показателей демократизации культуры.

В период революционной ситуации женщины были допущены в университеты на правах вольнослуша­тельниц. Однако по Уставу 1863 г. доступ в универси­теты женщинам не был разрешен. Поэтому многие уезжали учиться за границу. В 70-е годы в Цюрихском университете русские составляли 80% всех ино­странных студенток.

В России активное общественно-научное движе­ние в защиту женского образования, поддержанное Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, А. Н. Беке­товым, Н. И. Пироговым и другими передовыми учеными, привело к созданию на рубеже 60—70-х го­дов высших женских курсов. Впервые они были откры­ты в Петербурге (1869); в Москве наиболее известными были Высшие женские курсы профессора универси­тета В. И. Герье (1872). Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские — по имени их директора профессора К. Н. Бестужева-Рюмина), открытые в 1878 г., сыграли заметную роль в общественно-куль­турной жизни страны, русском революционном движе­нии. Женские курсы работали по программе универси­тетов, но их окончание долгое время не давало женщинам прав на работу по специальности. Только в начале XX в. правительство было вынуждено юри­дически признать факт существования высшего обра­зования для женщин в России.

В пореформенное время повысился уровень гра­мотности. Ко времени падения крепостного права доля грамотных среди населения составляла примерно 7%, к концу века — уже свыше 20%. Уровень грамот­ности колебался в зависимости от региона, характера занятий жителей. В городах, например, число гра­мотных было примерно в два раза больше, чем в сель­ской местности.

Всероссийская перепись населения 1897 г. впервые выявила общую картину образованности в стране. Средний уровень грамотности в России составлял 21,1%, причем среди мужчин грамотных было больше (29,3%), чем среди женщин (13,1%). К этому времени лишь немногим более одного процента населения Рос­сии имели высшее и среднее образование. Число обучавшихся только в средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, составляло 4%. Иными словами, уровень образованности в России к концу XIX в. определяла начальная школа.

Общие условия социально-экономического и обще­ственного развития, подъем умственной и духовной жизни, некоторое смягчение цензуры, рост грамотности способствовали увеличению выпуска книг, журналов и газет.

В стране увеличилась полиграфическая база. Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные. Художественная литература и публицистика издавались, как правило, небольшими тиражами. В столицах и провинциальных городах к середине 90-х годов число книжных магазинов выросло примерно до 2 тыс. Все эти факты свидетельствовали о достаточно широком распространении в пореформенной России книги, одной из важнейших культурных ценностей.

Большое развитие по сравнению с предшествующей эпохой получили различные формы культурно-просветительных учреждений (библиотеки, музеи, вы­ставки).

Частное коллекционирование получило широкое развитие в пореформенное время. Многие из коллекций впоследствии, еще в дореволюционный период, составили значительную часть наших музеев и би­блиотек. На основе частных собраний по инициативе их владельцев создавались национальные художественные музеи, доступные для широкого обозрения. В начале 80-х годов для посещения была открыта кар тинная галерея П. М. Третьякова. В 1893 г. он передал собрание своих картин в дар Москве.

В следующем, 1894 году в Москве был организован Литературно-театральный музей, основу которого составила обширная коллекция по истории русского и западноевропейского театра А. А. Бахрушина (ныне Центральный театральный музей им. А. А. Бахру­шина). Свое собрание русского прикладного искусства передал в 1905 г. Историческому музею П. И. Щукин. Оно составило один из отделов музея.

Во второй половине XIX в. при участии обществен­ности в России было организовано много разнооб­разных по профилю музеев: исторических, естествен­нонаучных, художественных, промышленных, сельско-хозяйствецных. Впервые появились краеведческие, ме­мориальные музеи. Общее число музеев в стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступ­ность.

В 1872 г. в Москве по инициативе Общества люби­телей естествознания, антропологии и этнографии был организован Политехнический музей, сыгравший важ­ную роль в культурно-просветительном движении по­реформенного времени. Коллекции одного из его раз­делов послужили основой для создания Исторического музея (открыт в 1883 г.).

Общедоступность многих музеев, развитие выста­вочного дела свидетельствовали о демократизации культуры. Так, выставки художников-передвижников, первая из которых была организована в 1871 г., стали впервые знакомить с русской живописью не только столичную, но и провинциальную публику. Выставка открылась в залах Академии художеств, затем демон­стрировалась в Москве, Киеве, Харькове. В общей сложности ее посетили около 30 тыс. человек. В середине 80-х годов выставки передвижников происходили в 14 городах России.

Оценивая в целом состояние просвещения в России, следует подчеркнуть, что в первые пореформенные десятилетия были достигнуты значительные успехи в распространении общеобразовательных и тех­нических знаний, расширении круга читателей, измене­нии его облика. «В 60-х годах, писал Н. В. Шелгунов,— точно чудом каким-то создался внезапно совсем новый, небывалый читатель с общественными чувствами, мыслями и интересами, желавший думать об общественных делах».


2.2 Общественно-политическая мысль

Основные вопросы общественно-политической мы­сли - крестьянский и судьбы самодержавия в Рос­сии — в пореформенное время в условиях проведения буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых, злободневных проблем. Крепостное право было отменено, могущество монар­хии было поколеблено самим ходом реальной жизни. В общественном сознании сформировалась демократи­ческая программа обновления России, выразителями которой в этот период выступали прежде всего революционеры-разночинцы.

В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества. Для этого вре­мени характерны преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходи­мости преобразований, борьба за поиски путей их осу­ществления в интересах широких масс народа, извест­ное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических принципов. Все это создавало со­ответствующую идейно-нравственную атмосферу для развития художественной культуры.

2.3 Художественная культура

В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства за­ключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности. «Серьезную содержательность» искусства как его особенность отмечал художе­ственный и музыкальный критик В. В. Стасов (1824-1906).