Смекни!
smekni.com

Культура в V-IX веках (стр. 2 из 2)

наверх^

3. Философия, естественные науки

Наиболее известными армянскими философами V—IX вв.были Езник Кохбаци и Даввад Анахт.
Езник Кохбаци—один из старших учеников Месропа Маштоца; образование получил в Византии, владел сирийским, персидским и греческим языками. Свою научно-литературную деятельность он начал с переводов, затем в 440-х гг; создал философский труд «Опровержение ересей», что было продиктовано политическим положением Армении первой половины V века. В это время самостоятельности армянского народа угрожала сасанидская держава, которая превратила иранскую официальную религию—зороастризм—в мощное средство своей ассимиляторской политики. Кохбаци поставил себе целью философски опровергнуть эту, а также различные языческие религии и обосновать «истинность» христианства, которое в то время служило орудием борьбы против персидского ига за сохранение национальной независимости армянского народа. Кохбаци выступал против фатализма и старался философски обосновать правомерность освободительных движений. «Разорение страны,—писал он,—уничтожение населения, алчный грабеж имущества и богатств не есть предопределение судьбы».
Видный представитель армянской средневековой философской мысли Давид по прозвищу Анахт (Непобедимый) жил в V—VI вв. Ему принадлежат толкования ряда трудов Аристотеля. По своему мировоззрению Давид—последователь Платона и Аристотеля, философские взгляды которых он анализирует с позиций неоплатонизма. Произведение Давида Анахта «Определения философии» является одним из наиболее значительных памятников армянской средневековой философии. Особенно ценны разделы труда, посвященные гносеологическим вопросам. Давид признавал существование внешнего мира и возможность его познания посредством разума и органов чувств человека.
Представителем философской мысли VII—VIII вв. был Степанос Сюнеци. До нас дошла его рукопись «Полезный анализ определений Давида и Порфирия», где комментируются трактаты «Определения философии» Давида Анахта и «Введение» Порфирия.
Определенный прогресс наблюдается в развитии естественных наук, которые, с одной стороны, были тесно связаны с достижениями античной науки, а с другой—находились под идейным влиянием христианской церкви. Многие армянские ученые, следуя Василию Кесарийскому (его труд «Шестоднев» был переведен с греческого на армянский язык еще в V веке), стремились согласовать античную естественнонаучную мысль с библейскими догмами. Однако, в отличие от византийских авторов этого периода, превратившихся в «покорных слуг» церкви, в Армении и в ряде стран Ближнего Востока в известной мере продолжались традиции науки позднеэллинкстического периода.
Выдающимся ученым в области естественных наук был Анания Ширакаци, занимавшийся вопросами' математики, космогонии, географии, натурфилософии и других наук. Родился он в начале VII века в области Ширак, первоначальное образование получил там же, а затем в продолжение восьми лет изучал математику и другие науки у греческих ученых в Трапезунде.
Ширакаци—автор многочисленных и разнообразных по содержанию трудов. Он занимался также педагогической деятельностью. Его учебник с таблицами четырех арифметических действий—один из первых среди дошедших до нас учебников по арифметике.
Мысли о космогонии Ширакаци сходны со взглядами Аристотеля и Птолемея. Ширакаци также считал, что Земля большая шарообразная масса, которая находится в центре вселенной и неподвижна, а небо вместе с небесными телами вращается вокруг нее. В VII веке во многих странах была предана забвению передовая античная наука и на основании библейских догм земля считалась большим четырехугольником, признание идеи ее шарообразности было прогрессивным явлением. В противоположность распространенному в те времена представлению, которое связывало затмения солнца и луны с легендарным небесным драконом, Ширакаци, подобно древнегреческим естествоиспытателям, считал затмения следствием того, что временами солнце, луна и земля оказываются на одной линии.
Ширакаци приписывается географический труд VII в. «Ашхарацуйц», где олисывается известный в то время мир;— Европа, Азия и Африка. Особенно важные сведения в нем сообщаются об Армении, Грузии, Агвагаке (Кавказской Албании) и Персии.
Начиная с V в. были переведены на армянский язык медицинские книги с греческого и сирийского языков. В Армении были известны имена видных врачей древнего мира— Гиппократа, Диоскорида, Галена и др. В VIII веке были переведены с греческого на армянский язык естественно-медищинские труды известных авторов IV века—:«О природе человека» Немееия и «Учение о строении человека» Григория Нисского. Труд последнего, состоящий из разделов, посвященных психологии и физиологии, перевел армянский ученый VIII века Степанос Сюнеци.

наверх^

4. Архитектура, искусство

В истории армянской культуры важное место занимают строительное искусство и архитектура, которые в IV—VII вв. переживают определенный подъем. В этот период была построена столица Двин с ее мощными крепостными стенами, дворцовыми зданиями, княжескими замками, церквами, храмами, общественными зданиями и др. строениями.
В архитектуре раннесредневековых зданий Армении использовались строительные принципы народного жилища. В основном это трехяефные строения под шатровой деревянной кровлей с отверстием для света. Раскопки Двина показали, что многие из домов князей и богачей были довольно роскошными, имели узорчатые ниши в стенах, скульптурный орнамент, порой—внутренний двор.
Среди лучших светских зданий этого периода—тронный зал армянских Аршакидов (IV в.), дворцы католикоса (V в.) и марзпана (VI в.) в Двине, дворец Григора Мамиконяна в Аруче, отличающиеся высоким архитектурным искусством.
Многие древнейшие церкви Армении были построены на месте языческих храмов, которые в начале IV века, в период распространения христианства, были разрушены. Архитектурные формы этих церквей просты и строги; лишь в дальнейшем церковные сооружения становятся более нарядными и сложными.
Расцвет армянской архитектуры приходится на VII век, в особенности на его первую половину. В конце VI века появился и в VII веке достиг вершины своего развития новый тип армянских купольных церквей, известный под названием строений «типа Рипсимэ». Древнейшим образцом подобных храмов является церковь в Аване, построенная до 591 года, а самым совершенным—церковь Рипсимэ в Эчмиадзине, возведенная в 618 году.
Шедевром средневековой армянской архитектуры считается знаменитый храм Звартноц, построенный в 641—661 гг. вблизи Эчмиадзина. Это уникальное сооружение— «дин из замечательных памятников мирового архитектурного искусства.
Наряду с архитектурным и строительным искусством развивалась также скульптура. Многие здания украшались орнаментами, барельефами и рельефами, значительная часть которых сохранилась до наших дней. Рельефы изображали разнообразные растения и животных, сюжеты, связанные с христианской религией, жизнью знати, занятиями народа. Образцы такого высокого мастерства можно увидеть на архитектурных памятниках Эчмиадзина, Талина, Аруча, Аштарака и других.
Начиная с V века развивается также церковная песня и музыка. Месроп Маштоц, Саак Партев, а затем католикос Комитас (VII в.) и другие пишут «тараканы» и «кцурды», которые исполнялись во время церковных обрядов и торжеств. Гусанские песни получили широкое распространение в народе, в частности среди населения области Гохтан.
Театральная жизнь V—VII вв. выражалась в форме народных представлений и празднеств, которые из-за своего языческого характера причиняли много беспокойства церкви. Эти представления пользовались большой популярностью. Католикос Иован Мандакуни (V век) жаловался, что людей, -«смотрящих театр» и «любящих гусанов», собирается больше, чем молящихся.