Смекни!
smekni.com

Культура в X-XIV веках (стр. 2 из 2)

Жизнь одному кошель раздула,
Другому лишь суму швырнула,
У одного—табун коней,
А у другого нет и мула.
Одним судьба дарит палаты,
Другим—на рукава заплаты,
Одним жалеет медяка,
Другим дарует горы злата.
Иным судьба дает поблажки,
Пути других бывают тяжки,
Один из нас одет в атлас,
Другой—в заплатанной рубашке.

(Перевод Н. Гребнева)

В стихотворении «Жалоба» Фрик протестует против социального и правового неравенства, бичует угнетателей народа. Страдания трудящихся, притеснения бедняков вызывают глубокое возмущение поэта. Фрик ропщет на бога, «творца» этих несправедливостей, критикует господствующий общественный строй с позиций эксплуатируемого класса. Дошедшие до нас 45 стихотворений Фрика представляют собой лучшие образцы средневековой армянской поэзии.
Лирика Ованнеса Тлкуранци (XIV—XV вв.) большей частью продолжает и углубляет светские мотивы, проникавшие в армянскую литературу с X века. Тлкуранци воспевает любовь и природу открыто и омело, не прибегая к аллегориям. Хорошо известно и его большое эпическое стихотворение «О храбром Липарите», посвященное прославленному киликиискому полководцу патриоту Липариту.
В условиях обострения классовых противоречий широкое распространение получает басня. В созданных трудовым народом многочисленных баснях подвергаются острой насмешке духовенство и князья, алчные и кичливые богачи.
Известный правовед Мхитар Гош был одновременно видным баснописцем. В своих произведениях он широко использовал армянские народные басни. Гош призывал власть имущих проявить человечность к своим подданным, умерить алчность; он предостерегал помещиков от народного гнева
Крупным армянским баснописцем был Вардан Айгекци (XIII в.). До нас дошли его многочисленные басни социального содержания. Айгекци высмеивал знать, духовенство бичевал взяточничество, произвол, жестокость и невежество Ьго басни были широко распространены в средневековой Армении

3. Искусство

В X— XIV вв. развивается и архитектура. В этот период в Армении были построены новые города (Ани, Арцн, Лори), монастыри (Татев, Агарцин, Санаин, Ахпат, Гегард Ахтамар и др.), крепости (Капут-берд, Бжни, Амберд и др),мосты, каравансараи, дворцы, гостиницы, постоялые дворцы.
Многие из них по своей композиции и творческому замыслу представляют ценные архитектурные памятники.
Армянские мастера издревле специализировались в обработке таких широко распространенных в стране строительных материалов, как туф, базальт, гранит. Часто мастер-каменщик сам создавал проект сооружения и сам же его воздвигал. Однако были и профессиональные архитекторы, имена и творения некоторых из них нам известны. Одним из знаменитых архитекторов Xвека был Манвел, живший в Васпуракане. Он автор целого ряда сооружений, в том числе известного архитектурного комплекса на острове Ахтамар. Значительная часть архитектурных памятников периода Анииских и Ширакских Багратидов была построена по проектам зодчего Трдата, который с большим мастерством рестарировал
также купол пролавленного собора св Софии в Константинополе. Упоминается и ряд других архитекторов и скульпторов: Саргис, Ваган, Ованес, Момик и другие.
Скульптура была тесно связана с архитектурой и дополняла ее. Многие дошедшие до нас архитектурные памятники украшены многообразными по содержанию высокохудожественными скульптурами, тонкость исполнения которых достигает ювелирного мастерства. Особенно прославились своими скульптурами Ахтамарский храм, церкви Нораванк, Гегард, Ахпат, Санаин, Арич, Татев и другие. Высокой степени развития достигает скульптура в XII—XIII вв., когда в стра-не получили широкое распространение мемориальные памятники и хачкары, украшенные тонкой резьбой.
Миниатюрная живопись была одной из важных областей средневекового армянского искусства. Армянская миниатюра в X—XIV вв. достигла высокого уровня развития. Сохранились сотни рукописей, иллюстрированных безвестными армянскими художниками («украшателями»). К числу известных нам миниатюристов X—XIV вв. относятся Аваг Маргарэ, Торос Рослин, Саргис Пицак и другие. Одни из них жили и работали в Армении, другие—в Киликии.
Знание искусства Запада и Востока способствовало успеху армянских миниатюристов Киликии. Киликийские художники изображали многообразную природу страны—растения, цветы, птиц, животных, а также сцены народного быта и театральных представлений, сюжеты религиозного содержания. Выдающимися представителями кйликийской школы армянской миниатюры были Торос Рослин (XIII в.) и Саргие Пицак (XIII—XIV вв.). Их работы относятся к лучшим образцам мировой миниатюрной живописи. Очень выразительны и миниатюры, созданные в Армении. Ими украшены тысячи рукописей, хранящихся .ныне в Матенадаране Еревана и в зарубежных хранилищах древних рукописей.
Начиная с XIII века миниатюристы все чаще обращаются к светским мотивам, к изображению разных сторон реальной жизни. Эта новая тенденция особенно ярко проявилась в живописных школах Ани, Ахпата, Ахтамара и Татева.