Смекни!
smekni.com

Культура как социальный феномен (стр. 2 из 5)

Па­фос это­го без­душ­но­го и тор­же­ст­вую­ще­го ми­ра вдох­но­вен­но вы­ра­зил со­цио­лог и мо­ра­лист на­ча­ла на­ше­го сто­ле­тия Ф. Ма­ри­нет­ти: “При­шла но­вая ре­ли­гия - мо­раль ско­ро­сти. Че­ло­ве­че­ская энер­гия, во мно­го раз по­вы­шен­ная ско­ро­стью, бу­дет гос­под­ство­вать над Вре­ме­нем и Про­стран­ст­вом. Ско­рость – ес­те­ст­вен­но чис­та Мед­лен­ность – ес­те­ст­вен­но по­роч­на. Вза­мен рух­нув­ших до­б­ра и зла древ­но­сти мы соз­да­ли но­вое. Доб­ро - ско­рость, но­вое Зло - мед­лен­ность Ско­рость = син­те­зу вся­кой от­ва­ги. Мед­лен­ность = ана­ли­зу всех без­дея­тель­ных ос­то­рож­но­стей. Ско­рость = пре­зре­нию пре­пят­ст­вий, жа­ж­де но­во­го, не­из­ве­дан­но­го. Мед­лен­ность = от­ды­ху, тос­ке по зна­ко­мо­му, идеа­ли­за­ции ус­та­ло­сти и по­коя.

Че­ло­век как гос­по­дин су­ще­го - это дей­ст­ви­тель­но его бе­сов­ская гор­ды­ня. Но ес­ли бы он мог лишь со­зер­цать при­ро­ду или быть ее “со­се­дом”, не воз­ник­ла и не обо­ст­ри­лась бы до гло­баль­ных мас­шта­бов са­мая про­бле­ма “че­ло­век-при­ро­да” что куль­ту­ра, ес­ли она раз­ви­ва­ет­ся сти­хий­но, а не на­прав­ля­ет­ся соз­на­тель­но, ос­тав­ля­ет по­сле се­бя пус­ты­ню. По­это­му в объ­яс­не­нии ну­ж­да­ет­ся не един­ст­во жи­вых и дея­тель­ных лю­дей с при­род­ны­ми ус­ло­вия­ми их об­ме­на ве­ществ с при­ро­дой и в си­лу это­го при­свое­ние ими при­ро­ды, а раз­рыв ме­ж­ду эти­ми ус­ло­вия­ми че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния.

Та­кой раз­рыв ока­зал­ся же­ст­ко де­тер­ми­ни­ро­ван­ным от­но­ше­ния­ми; “Мы ста­вим эко­но­ми­че­скую за­да­чу, - кон­ста­ти­ро­вал пи­са­тель С. За­лы­гин, - и под­час го­во­рим “Лю­бой це­ной”. А что та­кое лю­бая це­на? Это са­мая при­ми­тив­ная це­на. Очень страш­ные фра­зы во­шли в на­ше соз­на­ние- “еди­но­бор­ст­во с при­ро­дой” ка­кое еди­но­бор­ст­во с при­ро­дой? Че­ло­век часть при­ро­ды, что же мы бо­рем­ся са­ми с со­бой без кон­ца.

Наш об­щий Дом - пла­не­та Зем­ля - дос­та­точ­но те­сен. Дли­на его ок­руж­но­сти по эк­ва­то­ру чуть бо­лее 40 тыс. км, по­верх­ность - 510 млн. км, из них ме­нее тре­ти - су­ша. Сум­ма по­треб­ле­ния при­род­ных ре­сур­сов в ки­ло­ка­ло­ри­ях на ка­ж­до­го че­ло­ве­ка в су­тки со­став­ля­ла в дои­сто­ри­че­ские вре­ме­на - 2-4 ты­ся­чи, в фео­даль­ном об­ще­ст­ве - 20-25 ты­сяч, сей­час в США - 200-250 ты­сяч. Ме­ж­ду тем ам­пли­ту­да де­мо­гра­фи­че­ско­го рос­та че­ло­ве­че­ст­ва та­ко­ва, что во вре­ме­на Рим­ской им­пе­рии она со­став­ля­ла 150 млн. че­ло­век, за де­вя­но­сто лет - с 1840 г по 1930 г. - на­се­ле­ние ми­ра вы­рос­ло на мил­ли­ард и на столь­ко же - за по­след­ние пять лет. Про­гноз чис­лен­но­сти на­се­ле­ния зем­но­го ша­ра к се­ре­ди­не сле­дую­ще­го сто­ле­тия - 12-14 млрд. че­ло­век. Все­го за по­след­ние пол­ве­ка бы­ло раз­ру­ше­но 11 % пло­до­род­ной по­верх­но­сти Зем­ли, и это боль­ше, чем об­щая пло­щадь Ин­дии и Ки­тая. К 2010 го­ду не­об­ра­ти­мые по­те­ри мо­гут дос­тичь 1/3 всех био­ло­ги­че­ских ви­дов.

Ста­но­вит­ся по­нят­ным, по­че­му в воз­зва­нии “Пре­ду­пре­ж­де­ние че­ло­ве­че­ст­ву” (1992 г.) 1500 уче­ных из 68 стран под­чер­ки­ва­ет­ся: “Мы, чле­ны ми­ро­во­го на­уч­но­го со­об­ще­ст­ва, на­стоя­щим пре­ду­пре­ж­да­ем все че­ло­ве­че­ст­во о том, что гря­дет. Не­об­хо­ди­мы глу­бо­кие из­ме­не­ния в на­шем об­ра­ще­нии с зем­лей и жиз­нью на ней, ес­ли мы хо­тим из­бе­жать глу­бо­чай­шей ни­ще­ты че­ло­ве­че­ст­ва и то­го, что­бы наш гло­баль­ный дом на этой пла­не­те был не­по­пра­ви­мо изу­ро­до­ван.

Се­го­дня оче­вид­но, что ге­не­ра­то­ра­ми та­ко­го пла­чев­но­го со­стоя­ния эк­зо­сфе­ры яв­ля­ют­ся ор­га­ни­за­ци­он­но-эко­но­ми­че­ские ме­ха­низ­мы не­ог­ра­ни­чен­но­го ак­ти­виз­ма, обу­слов­лен­ные ап­пе­ти­та­ми при­ра­ще­ния ка­пи­та­ла.

При­чи­ной гло­баль­ной экод­ра­мы яв­ля­ет­ся реа­ли­за­ция ан­ти­эко­ло­ги­че­ско­го прин­ци­па кон­ст­руи­ро­ва­ния, функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия со­вре­мен­ной тех­но­ло­гии.

Уда­ст­ся ли и в ка­кой ме­ре обуз­дать на пу­ти куль­тур­но­го раз­ви­тия вле­че­ние к аг­рес­сии и са­мо­унич­то­же­нию, ве­ду­щее к раз­ру­ше­нию че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния. Ны­не лю­ди на­столь­ко да­ле­ко за­шли в сво­ем гос­под­стве над си­ла­ми при­ро­ды, что с их по­мо­щью лег­ко мо­гут ис­тре­бить друг дру­га до по­след­не­го че­ло­ве­ка.

Мы - сто­им пе­ред ос­нов­ным па­ра­док­сом без тех­ни­ки не­воз­мож­на куль­ту­ра, с нею свя­за­но са­мое воз­ник­но­ве­ние куль­ту­ры, и окон­ча­тель­ная по­бе­да тех­ни­ки в куль­ту­ре, всту­п­ле­ние в тех­ни­че­скую эпо­ху вле­чет куль­ту­ру к ги­бе­ли. В куль­ту­ре все­гда есть два эле­мен­та - эле­мент тех­ни­че­ский и эле­мент при­род­но-ор­га­ни­че­ский. И окон­ча­тель­ная по­бе­да эле­мен­та тех­ни­че­ско­го над эле­мен­том при­род­но-ор­га­ни­че­ским оз­на­ча­ет пе­ре­ро­ж­де­ние куль­ту­ры во что-то иное, на куль­ту­ру не по­хо­жее Че­ло­век де­ла­ет­ся ору­ди­ем про­из­вод­ст­ва про­дук­тов. Вещь ста­вит­ся вы­ше че­ло­ве­ка. Че­ло­век, под­чер­ки­вал Н. Бер­дя­ев, пе­ре­хо­дит опас­ный ру­би­кон - от ор­га­низ­ма к ор­га­ни­за­ции. Ор­га­низм ро­ж­да­ет­ся из при­род­ной кос­ми­че­ской жиз­ни, и он сам ро­ж­да­ет. При­знак ро­ж­де­ния есть при­знак ор­га­низ­ма Ор­га­ни­за­ция же со­всем не ро­ж­да­ет­ся и не ро­ж­да­ет. Она соз­да­ет­ся ак­тив­но­стью че­ло­ве­ка, хо­тя твор­че­ст­во это и не есть выс­шая фор­ма твор­че­ст­ва. Ор­га­низм не есть аг­ре­гат, он не со­став­ля­ет­ся из час­тей, он це­ло­стен и це­ло­ст­ным ро­ж­да­ет­ся. Ор­га­низм рас­тет, раз­ви­ва­ет­ся Ме­ха­низм, соз­дан­ный ор­га­ни­за­ци­он­ным про­цес­сом, не мо­жет рас­ти и раз­ви­вать­ся. В ор­га­низ­ме есть це­ле­со­об­раз­ность, им­ма­нент­но ему при­су­щая. В ор­га­ни­за­ции есть це­ле­со­об­раз­ность со­всем дру­го­го ро­да, она вкла­ды­ва­ет­ся в нее ор­га­ни­за­то­ром из­вне. Гос­под­ство тех­ни­ки и ма­ши­ны есть, пре­ж­де все­го пе­ре­ход от ор­га­ни­че­ской жиз­ни к ор­га­ни­зо­ван­ной жиз­ни. Тво­ре­ние вос­ста­ет про­тив сво­его от­ца, бо­лее не по­ви­ну­ет­ся ему, ма­ши­на хо­чет, что­бы че­ло­век при­нял ее об­раз и по­до­бие это но­вая за­ви­си­мость че­ло­ве­ка от при­ро­ды, тех­ни­че­ски ма­шин­ная за­ви­си­мость. В этом вся му­чи­тель­ность про­бле­мы.

Еще Ге­те пре­ду­пре­ж­дал, что че­ло­ве­че­ст­во ста­нет ум­нее и рас­су­ди­тель­нее, но не луч­ше. Я пред­ви­жу вре­мя, ко­гда че­ло­ве­че­ст­во не бу­дет бо­лее ра­до­вать Бо­га, и он бу­дет вы­ну­ж­ден вновь все раз­ру­шить для об­нов­лен­но­го тво­ре­ния.

Уже в се­ре­ди­не про­шло­го ве­ка власть иму­щие в раз­ви­тых ка­пи­та­ли­сти­че­ских стра­нах по­ня­ли, что “ди­кая” фор­ма сверх экс­плуа­та­ции не толь­ко эко­но­ми­че­ски пе­ре­ста­ла быть рен­та­бель­ной, но и со­ци­аль­но ста­ла взры­во­опас­ной и ка­пи­тал об­ра­тил­ся к экс­плуа­та­ции.

По­сле куль­тур­но-ци­ви­ли­за­ци­он­но­го взры­ва - кри­зи­са ми­ро­вой ка­пи­та­ли­сти­че­ской сис­те­мы кон­ца 20-х - на­ча­ла 30-х гг., ед­ва не став­ше­го для не­го апо­ка­лип­си­сом, ка­пи­тал по­ста­вил за­да­чу “гу­ма­ни­за­ции” про­из­вод­ст­вен­ных от­но­ше­ний.

Пред­при­ятие ин­те­ре­су­ет­ся не че­ло­ве­ком как лич­но­стью, а толь­ко за­ни­мае­мой им долж­но­стью. Че­ло­век сам по се­бе для пред­при­ятия – ни­что, функ­ция же, ко­то­рую он смо­жет вы­пол­нить, - все.

Ко­рабль всей со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции яв­но сбил­ся с пу­ти, и его ком­пас ори­ен­ти­ру­ет на псев­до­цен­но­сти М. Ве­бер убе­ди­тель­но по­ка­зал, что сво­им вос­хо­ж­де­ни­ем ка­пи­та­лизм обя­зан, пре­ж­де все­го, куль­ту тру­да, со­зи­да­ния как выс­шей, ре­ли­ги­оз­но ос­вя­щен­ной, цен­но­сти. Ны­не же - все­об­щая “де­гра­да­ция идеи тру­да”, ко­то­рая “зна­ме­ну­ет от­сту­п­ле­ние на вто­рой план всех сти­му­лов к тру­ду, кро­ме де­нег” (М. Лер­нер). В этом - ос­нов­ной ге­не­ра­тор на­шей то­таль­ной не­сво­бо­ды “На­стоя­щая сво­бо­да, - пи­сал А. Эк­зю­пе­ри, - за­ло­же­на в твор­че­ском уси­лии. Сво­бо­ден ры­бак, чья ин­туи­ция на­прав­ля­ет лов. Сво­бо­ден скульп­тор, ваяю­щий ли­цо.

В ре­аль­но­сти са­мо по­ня­тие “сво­бо­да” оз­на­ча­ет ка­те­го­рию, до не­ко­то­рой сте­пе­ни пус­тую в фи­ло­соф­ском смыс­ле. Ина­че го­во­ря, на За­па­де оно для очень мно­гих оз­на­ча­ет по­про­сту уве­ли­че­ние ма­те­ри­аль­но­го уров­ня по­треб­ле­ния, ге­до­низм, вся­кое са­мо уб­ла­же­ние без от­вет­ст­вен­но­сти пе­ред те­ми, кто ока­зал­ся ме­нее удач­лив. За­пад­ный че­ло­век сверх­оза­бо­чен сво­им ма­те­ри­аль­ным и чув­ст­вен­ным удов­ле­тво­ре­ни­ем и ста­но­вит­ся все бо­лее не­спо­соб­ным к мо­раль­но­му са­мо­ог­ра­ни­че­нию. Но ес­ли мы на де­ле ока­жем­ся не­спо­соб­ны­ми к са­мо­ог­ра­ни­че­нию на ос­но­ве чет­ких мо­раль­ных кри­те­ри­ев, под во­прос бу­дет по­став­ле­но са­мо на­ше вы­жи­ва­ние... от­сю­да - вза­им­ная не­тер­пи­мость к по­зи­ци­ям друг дру­га.

Од­на­ко по­жа­луй, са­мые тре­вож­ные для судь­бы куль­ту­ры про­цес­сы раз­вер­ты­ва­ют­ся в ду­хов­ной жиз­ни об­ще­ст­ва. Мож­но по­нять пио­не­ров ев­ро­пей­ско­го Про­све­ще­ния, ко­то­рые, вос­став про­тив сред­не­ве­ко­вой дог­ма­ти­ки, про­воз­гла­си­ли, что “зна­ние - си­ла” (Ф. Бэ­кон) и “я мыс­лю, зна­чит, су­ще­ст­вую” (Р. Де­карт). Они еще не мог­ли знать, что в но­вом “пре­крас­ном ми­ре” Зна­ние - это ам­би­ва­лент­ная си­ла, спо­соб­ная слу­жить не толь­ко ми­ру, но и злу, и мыс­лить при­хо­дит­ся не столь­ко о сво­бо­де, сколь­ко об от­чу­ж­де­нии.

В ре­зуль­та­те че­ло­век, не­со­мнен­но, стал со­лее про­из­во­ди­тель­ным, но стал ли он бо­лее ду­хов­ным и, сле­до­ва­тель­но, сво­бод­ным? Па­ра­докс, пи­сал

К. Маркс, в том, что “ма­те­ри­аль­ные си­лы на­де­ля­ют­ся ин­тел­лек­ту­аль­ной жиз­нью, а че­ло­ве­че­ская жизнь, ли­шен­ная сво­ей ин­тел­лек­ту­аль­ной сто­ро­ны, низ­во­дит­ся до сте­пе­ни про­стой ма­те­ри­аль­ной си­лы”. Де­ло не толь­ко в том, что нау­ка и по­ны­не по пре­иму­ще­ст­ву функ­цио­ни­ру­ет и раз­ви­ва­ет­ся как час­тич­ная и про­из­во­ди­тель­ная эво­лю­ци­он­ная си­ла, ко­то­рая пре­об­ра­зу­ет лишь вещ­ные и ор­га­ни­за­ци­он­ные мо­мен­ты тру­да, но не за­тра­ги­ва­ет его со­дер­жа­ние, функ­ции че­ло­ве­ка как при­дат­ка ма­ши­ны. Глу­бин­ная при­чи­на кра­ха то­таль­но­го на­уч­но-тех­но­ло­ги­че­ско­го Про­ек­та - в при­ро­де са­мой нау­ки, как ра­цио­наль­но­го зна­ния о все­об­щем, в ко­то­ром ча­ст­но­му, ин­ди­ви­ду­аль­но­му, про­сто нет мес­та имен­но в этом - глав­ный ис­точ­ник не са­мо­дос­та­точ­но­сти нау­ки как ин­ст­ру­мен­та ре­аль­ной гу­ма­ни­за­ции ми­ра. Все по­пыт­ки при­дать ей роль уни­вер­саль­ной па­на­цеи в луч­шем слу­чае сви­де­тель­ст­ву­ют о не­по­ни­ма­нии ее при­ро­ды и на прак­ти­ке за­вер­ша­ют­ся уси­ле­ни­ем от­чу­ж­де­ния тру­да, ту­пи­ка­ми то­та­ли­тар­ных ре­жи­мов, как во­пло­щен­ных со­ци­аль­ных про­ек­тов, и пред ка­та­ст­роф­ной уг­ро­зой са­мо­унич­то­же­ния че­ло­ве­че­ско­го ро­да.