Смекни!
smekni.com

Культура поведения за столом. История и современность (стр. 2 из 3)

Уважать вкусы, привычки другого - одна из первейших обязанностей человека в обществе. Объявлять свой вкус самым безупречным - свидетельство бескультурья и невежества.

Почетным считается место во главе стола. Его предоставляют "герою дня" - имениннику. Если гости собрались не в день рождения, а, например, на Новый год или по другому поводу, почетное место предоставляется хозяину дома или особо уважаемому гостю. Бабушку или дедушку нужно устроить поудобнее и не забывать за ними ухаживать. Хозяйка дома, как правилоло, садится так, чтобы легко можно было выйти из-за стола, что принести или унести.

Сколько лет ножу и вилке

Историки утверждают, что прародительницу современной вилки - двузубое серебряное изделие - увидела за столом венецианского дожа Доменико Сильвио приехавшая погостить к нему византийская принцесса. Было это на исходе второго десятилетия XI века.

Принцессу вилка поразила: тогда в Византии, да и в лучших домах Европы, единственным столовым прибором индивидуального пользования была... собственная пятерня. Впрочем, нечто "вилоподобное" знали со времен древних римлян, но то было приспособление, которым куски мяса извлекали из горшка или жаровни.

Просвещенной Европе понадобилось примерно семьсот лет, чтобы - вилка вошла в народный обиход. Триста лет спустя после упомянутого обеда у Доменико Сильвио супруга Людовика Х (Франция, начало XIV века) владела лишь одной вилкой; куда богаче был Карл V (конец XIV века): в его инвентаре значилось несколько серебряных вилок. При этом не следует забывать, что пища европейцев в те далекие времена была преимущественно твердой и подавалась к столу нарезанной на куски, которые брали руками.

Вилка по-прежнему жила в основном предметом кухонным, ею куски мяса, например, доставали из общего котла. Столовая же вилка долго состояла в предметах роскоши, ее считали прихотью богатых и извращенных людей.

Общественное мнение, писатели дружно бичевали тлетворное нововведение. Духовенство видело в нем воплощение дьявола и его нечистых каверз. В монастырях до XVIII века строго-настрого запрещалось пользоваться вилкой. Вилка при дворе французского короля Генриха III (1552-1589) укрепила молву о его распущенности; истинные патриоты считали ее недостойной могучего и храброго народа. "Король-солнце" Людовик Х долго не находил проку в вилках, но к концу своего правления милостиво признал ее полезной.

В ХVI-ХVП веках правила хорошего тона настоятельно рекомендовали не брать мясо всей рукой, а только тремя пальцами; не полагалось погружать руки в мясо и подносить его ко рту обеими руками. Большим изыском считалось надевать к обеду перчатки: руки оставались чистыми, не надо было обжигаться горячими кускам. Один мемуарист тех времен в назидание современникам и потомкам ссылался на своего знакомого, которому только раз за двенадцать лет пришлось есть салат без перчаток.

Существует мнение, что всеобщему признанию вилки будто бы помогли... жернова - огромные кружевные воротники, вошедшие в моду в последней четверти XVI века. Вилка понадобилась, чтобы за едой не пачкать дорогих воротников.

У наших предков были своеобразные представления о гигиене вообще и гигиене застольной в частности. Поэтому и нож долго не мог прижиться за столом, хотя каждый носил его за поясом.

История ножа восходит к античности, когда он был медным или железным. Древние римляне знали ножи из мягкой стали. Были уже ножевых дел мастера: знаменитый древнегреческий поэт-драматург Софокл и столь же знаменитый древнегреческий политический деятель оратор Демосфен были детьми ножовщиков.

До XVII века ножи были остроконечными. В ущерб "хорошему тону" ими нередко ковыряли в зубах. Вмешался кардинал Ришелье и, если верить молве, распорядился закруглить их концы, чтобы ножами нельзя было пользоваться как зубочистками (по другим источникам, это сделал Наполеон). Так появился столовый нож.

На Руси первые серебряные ложки видели за столом князя Владимира в Киеве в Х веке. Дружинники будто бы роптали, что им приходится есть деревянными ложками, и князь велел "изковать" им ложки из серебра. Простой народ, да и не только он, многие бояре, дворяне, купеческое сословие обходились деревянными ложками. Во второй половине XIX века в Семеновском уезде красили и лакировали до трех миллионов деревянных ложек в год. Их делили на виды: баская, полубаская, тонкая, рыбка и грубоватая с крупным черенком - межеумок.

В большом ходу и у нас, и в Западной Европе были оловянные ложки. Металлические ложки, вилки, ножи до XVII века получали в основном ковкой, потом перешли на литье, и только в XIX веке Крупп первым организовал по-настоящему промышленное их производство.

Тарелками средневековому едоку служили внушительных размеров ломти хлеба, которые иногда клали на деревянные кружки. Это, кстати, была первая посуда " разового пользования"; пропитанный мясным соком хлеб бросали после еды собакам, непременным сотрапезникам хозяев в любом замке.

Позже люди "низкого" сословия пользовались глиняными и деревянными тарелками; в домах побогаче в обиходе было олово и серебро. Дерево и глина впитывали в себя жир и поэтому всегда имели прогорклый запах; оловянная и серебряная посуда тускнела и быстро царапалась. С конца XV века их начинает теснить фаянс, а с начала XVIII века – и фарфор.

Подобно тому, как в судьбу ножа вмешался Ришелье его могущественный преемник кардинал Мазарини стал изобретателем... глубокой тарелки для супа, которая стала, наконец, индивидуальной посудой. До этого за столом несколько человек ели из одной посудины. В руководствах по этикету XVII века советовали хорошо вытирать ложку, прежде чем снова зачерпывать ею суп: ведь деликатные люди могут не захотеть супа, в который обмакнули ложку, вынув изо рта (разливных ложек в те времена еще не было). Кавалерам предписывалось не облизывать руки во время еды, не плевать в тарелки и не сморкаться в скатерть.

На Руси тарелки (называвшиеся тогда тарелями) появились на обеденных столах знати не раньше XVI века. Они были далеко не в каждом доме. В течение всей трапезы тарелей не меняли.

Еще и в XVII веке тарелки были редкостью даже у царей. Лжедмитрий 1, принимая в Москве Мнишека, распорядился подать тарели гостю, его сыну и князю Вишневецкому, в знак особого к ним расположения. А при царе Алексее Михайловиче, по записям одного путешественника, за обедом для каждого гостя клали на стол ложку и хлеб, а тарель, нож и вилку - только для почетных гостей. Тарели чаще служили не для еды - в них бросали кости.

Власть имущих всегда очень занимала проблема обильного и вкусного стола независимо от состояния внутренних и внешних дел государства. Французский король Генрих IV даровал своему лучшему повару дворянское звание.

В конце XVII столетия к столу европейского монарха подавалось до двухсот блюд. В сервизах было по полторы тысячи предметов. Одни только десертные подачи насчитывали до восьмисот названий. Даже такой, в общем, просвещенный правитель, как Людовик ХГУ, за один присест мог съесть: четыре тарелки супа, целого фазана, куропатку, тарелку салата, два куска ветчины, овощи и варенье.

У русского государя (до Петра 1) на парадном обеде можно было отведать лебедя или павлина; жареных в меду кукушек, которых подавали на больших серебряных блюдах; в особой посудине подносили гостям жареную рысь...

Царские пиры в допетровской Руси были важным общественным действом. Царю прислуживали сотни слуг, многие из них знатных боярских родов. Они "тосударю есть отпущали, пред великого государя пить носили, за государевым столом стояли, "у поставца стояли, а то и "в столы смотрели" (следили за распорядком), верные заведенному дворцовому статусу. Дворцовому слуге - стряпчему - поручалось проследить, чтобы повар сам отведал приготовленное им кушанье. Ключник забирал блюдо и под дозором стряпчего нес его из кухни через весь двор. Его встречал дворецкий, ведавший царским столом, и тоже брал пробу. Убедившись, что еда не отравлена, он передавал блюдо очень важному чину - стольнику, которому доверялась самая почетная роль на пиру: стоять за спиной государя. Стольник состоял у царя в полном доверии, надзирал за войском, руководил кремлевскими приказами (аналогами нынешних министерств) и многочисленными царскими вотчинами. И, наконец, стольник передавал блюдо крайничему, ставившему кушанье перед царем, - разумеется, отведав его.

Царским питием за столом заведовал чашник. Этот заслуженный дворянин держал наготове царский кубок. Царю он подавал вино не раньше, чем отлив из кубка в свой ковш и пригубив из него. Кубок он передавал в руки царю. И принимал его, как только царь выпьет, ибо не подобало царскому кубку оставаться на столе. Все эти предосторожности были средством избежать отравления, столь обычного для средневековых нравов.

Когда в европейских дворцах повсюду стала появляться фарфоровая посуда (к середине XVIII века), в России дворяне предпочтение продолжали отдавать серебру и золоту. В 1774 году Екатерина II подарила Григорию Орлову гигантский серебряный сервиз с позолотой, весивший сто тридцать пудов и стоивший больше миллиона ливров. У графа Б. П. Шереметева в имении Кусково в павильоне "Эрмитаж" обеденный стол сервировали на первом этаже, а потом подъемник доставлял его в обеденный зал второго этажа. Гостей туда же поднимали в специальном кресле, располагавшемся в одной из башенок. У Потемкина суп подавали сразу на сто восемьдесят человек - в семипудовой серебряной лохани (фарфор не выдержал бы таких нагрузок).

Начиная со средних веков, обязательной принадлежностью стола была солонка. Почетные места за столом размещались ближе к солонке. Высокие западноевропейские солонки напоминали песочные часы, только без перехвата. Во время еды одной такой солонкой пользовалось сразу несколько человек - обычай, сохранившийся и в наше время.

Старинные солонки сейчас - большая редкость, экземпляры XV, XVI веков насчитываются единицами, и на международных аукционах им назначают фантастически высокие цены. Так, еще в начале XX века на лондонском аукционе серебряная солонка XVI века была продана за пять тысяч шестьсот фунтов стерлингов, что по курсу того времени составляло пятьдесят три тысячи рублей золотом.