Смекни!
smekni.com

Культура славянской древности (стр. 4 из 4)

В древности узелковая письменность была распространена достаточно широко. Узелковым письмом «кипу» или «вампум» пользовались древние инки и иронезы. Письмо «цзе-шен» было известно в древнем Китае. Финны, угры, карелы, издревле совместно проживавшие со славянами на северных территориях России, имели узелковую письменность, упоминание о которой сохранилось в карело-финском эпосе «Калевала». На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, просматриваются песимметричные изображения узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов.

Прообразы пиктографического письма.

Часто в сочинениях христианского времени встречаются иллюстрации с изображениями сложных переплетений, вероятно, перерисованных с предметом архаической эпохи. Художники, изображавшие эти узоры, следовали существовавшему в то время правилу наряду с христианской символикой использовать и языческую. Следы узелковой письменности можно найти на стенах храмов эпохи «двоеверия», когда христианские святилища украшались не только ликами святых, но и орнаментальными узорами.

То, что Храбр назвал чертами и резами, есть некий прообраз рисуночного, пиктографического письма, широко использовавшегося в орнаментальных украшениях ритуальных предметов. По нему ученые востанавливают содержание узелкового письма. Так, изображение простой петли-окружности предположительно расшифровывается как знак Рода. В пиктографическом письме этот знак трактуется более широко: Род – как племя, группа, женщина, орган рождения, глагол родить. Символ Рода – окружность, является основой для многих узлов-иероглифов и условием, способным придать словам сакральное значение. Окружность с крестом – это солярный символ, знак Солнца и бога солнечного диска Хорса. Знак другого солнечного бога более сложен, ибо Дажьбог еще и хозяин Вселенной, податель благ и прародитель русского народа. Решеткой во времена первых пиктографических записей обозначалось вспаханное поле, сам пахарь, а также богатство, благодать.

Праславяне были земледельчиским народом, поклонявшимся Роду, этим можно объяснить совмещение символов Рода и поля в едином символе Дажьбога. Чуть усложненный солярный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, приобреталл значение «громового колеса», знака бога грозы Перуна, остроугольная колесница которого вызывала небесный грохот-гром. Узел-иероглиф солярной усложненной формы наподобии трезубца принадлежал богу огня Семарглу и его ипостаси соколу Раготу. Как показали исследования археологов, трезубец есть стилизованное изображение этой птицы, сложившей крылья(у египтян один из верховных богов Хор или Гор изображался соколом, расправившим крылья в полете). Историки связывают происхождение племенного знака-герба трезубца Рюриковичей и даже самого имени основателя династии русских князей Рюрика с птицей-тотемом западных славян – ободритов Рарогов.

Узелково-иероглифическая письменность древних славян, видимо, была очень сложна. Доступная лишь избранным – жрецам и высшей знати, - она стала священным письмом. По мере распространения христианства и угасания древней культуры славян вместе с жрецами-волхвами погибали и тысячелетние знания, «завязанные» узелковым письмом. Очевидно, что узелковая письменность в ту пору не могла соперничать с более простой системой письма, основанной на кириллице.


Литература использованная для написания реферата:

1. «Культурология. История мировой культуры». Под редакцией профессора А. Н. Марковой. Москва 2001 г.

2. «Мировая художественная культура». А. И. Чернокозов. Ростов-на-Дону 2000 г.

3. «Культурология». Профессор Г. В. Драча. Ростов-на-Дону 1997г.

4. «История религии». Поликарпов В. С. Москва 1997 г.