Смекни!
smekni.com

Культура советского периода (стр. 2 из 5)

Н. И. Вавилов по доносу был арестован, посажен сначала в одиночную камеру, затем в камеру смертников, из которой его ни разу не выводили на прогулку в течение года. Николай Иванович умер в тюремной больнице в 1943 г., так и не узнав, что в 1942 г. Лондонское королевское общество избрало его своим членом.

Судьба Вавилова потрясла другого ученого - В. И. Вернадского. Его судьба долгие годы замалчивалась, ведь до революции он

примыкал к либералам, был членом ЦК кадетской партии, товарищем министра просвещения во Временном правительстве.

Ученик Менделеева, Бекетова, Бутлерова, лекции, которых он слушал в 80-е гг. XIX в., Вернадский стал основоположником школы в ряде наук о Земле - теоретической геологии, геохимии, радиогеологии, учении о биосфере и ноосфере. «Я убедился говорил ученый, что в основе геологии лежит химический элемент - атом и что в окружающей нас природе - в биосфере - живые организмы имеют первостепенную, может быть, ведущую роль».

Выходя за пределы геологии в биосферу, Вернадский вводил жизнь, как начало, как основной принцип природы. Что же касается ноосферы, включающей в себя в свернутом виде и неживую и живую природу, то здесь ведущую роль начинает играть мысль человека. Для Вернадского появление разума по значимости явление того же порядка, что и возникновение жизни на Земле. Мысли гениального ученого опередили его время. Только сейчас, когда человечество вступило в период экологических бурь и потрясений, когда цивилизация, созданная человеком, обернулась против него самого, главным фактором развития стал разум человека. Биосфера (оболочка Земли, организованная жизнь) переходит в новую стадию - ноосферу, главным фактором развития которой становится научная мысль и научная организация человечества. При этом Вернадский говорил о чувстве моральной ответственности в ученой среде. Постижение наследия Вернадского лишь только начинается.

Другим выдающимся ученым, опередившим свое время, был Александр Леонидович Чижевский. В 20 лет он защитил две докторские диссертации: одну - по биологии, другую — по истории, положив начало соединению наук. Первую он назвал гелиобиологией, вторую - историометрией. Ученый доказал, что и жизнь биосферы, и социальные ритмы прямым образом зависят от ритмов Солнца. Александр Леонидович создал теорию невероятной предсказательности. Это была научная астрология. Через каждые 11,2 года площадь солнечных пятен достигает максимума и начинает сокращаться. С циклами солнечной активности еще до Чижевского связывалась и частота полярных сияний, и магнитных бурь, и продолжительность гроз, и колебания климата, урожаи злаковых, эпидемии чумы и холеры, начало войн и революций, выдающихся открытий.

Посвятив свою жизнь изучению взаимосвязей Солнца и Земли, влияния светила на общество и наоборот, Чижевский сталсолнцепоклонником. В 1938 г. работы 40-летнего профессора были выдвинуты западными учеными на соискание Нобелевской премии. Но его ждала не Нобелевская премия, а сталинская ссылка. Вышел из нее Александр Леонидович через 15 лет тяжелобольным человеком, потерявшим семью, архивы... Он продолжал работать - развивал идеи гелиобиологии в конструкторском бюро Сергея Королева. Одновременно писал стихи и картины.

Всем известно имя основоположника современной космонавтики К. Э. Циолковского. Несмотря на разницу в возрасте (ровно 40 лет), Чижевский и Циолковский подружились. За год до своей смерти (77 лет), в 1934 г., великий мыслитель опустил взгляд с неба на грешную землю и задумался над вопросом: «Какое правительство я считаю лучшим?» И ответил:«Оно (правительство - Авт.) ограничивает свободу насильников и делает их безвредными, но не мстит им.

Основою всего считает мысль, руководимую мировым знанием и опытом, т. е. наукой. Оно распространяет знания.

Оно отыскивает даровитых людей и использует их на общее благо».

Кто из вас не слышал об общей теории относительности и ее авторе А. Эйнштейне? В 1922 г. неизвестный оппонент из Советского Союза Александр Фридман смело заявил, что результат, полученный Эйнштейном, есть лишь частный случай. Фридман, познакомившись с космологией Эйнштейна, оценил всю грандиозность открытия с точки зрения физики. Но математическое решение проблемы вызвало у него сомнение. Эйнштейн не поверил результатам Фридмана. Только получив от него письмо с вычислениями, Эйнштейн признал его результаты и назвал их «проливающими новый свет» на проблему. Единичную Вселенную Эйнштейна сменила бесконечная совокупность возможных устройств Вселенной, обнаруженная Фридманом. Великий ученый назвал конкретную физическую величину - 20 млрд. лет, «период мира», или время жизни вселенной между ее точечными состояниями (сжатием и расширением). Фридмановская теория расширяющейся Вселенной, его вклад в космологию не только не нашли поддержки у советского руководства, но были причислены к поповщине и прочему идеализму и мракобесию.

Фридману не суждено было дожить до времени, когда стал ясен подлинный масштаб его открытия. Этот талантливый человек умер в 1925 г.

Большой вред в 30-е гг. был нанесен исторической науке. История преподавалась в заданном партией направлении: начиная чуть ли не с Древнего Египта, человечество как будто только и мечтало о том, когда же свершится социалистическая революция. До сих пор остается в тени так называемая «дискуссия» 1928-1935 гг. об общественно-экономических формациях. По своим разрушительным последствиям эта операция не уступает кампании против генетики, которую заклеймили как «буржуазную» науку и похоронили на десятилетия. В результате «дискуссий» ученые приняли за основу «учения» об общественно-экономических формациях так называемую «пятичленную формулу». Она гласит, что развитие всей истории человечества - это смена 5 формаций: первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и социализм (первая стадия коммунизма). История человечества многогранна, и втиснуть ее в «пятичленку» - это, значит, обречь общество на единомыслие. Еще Гегель говорил: «Когда мыслят все одинаково, значит, никто не мыслит».

3. Культура и искусство.

Широкое развитие получила и культура. Сконцентрированные в революции и гражданской войне пафос и трагедия, надежды и их крушение нашли выход в творчестве писателей, художников, поэтов, актеров, скульпторов в начале 20-х гг. Творческие группировки, организации, различные течения появлялись, как грибы после дождя. Заметным явлением стал Пролеткульт. Его члены считали, что сначала нужно предпринять широкомасштабные пропагандистские кампании, чтобы вдохнуть пролетарскую сознательность в население.

Ведущим теоретиком Пролеткульта был А. А. Богданов (1873-1928) - человек поразительно разнообразных талантов и мощного, яркого интеллекта. Врач по образованию, он был экономистом, философом, ученым-естествоиспытателем, писателем и общественным деятелем. В прошлом большевик, он в Октябрьской революции участия не принимал, но активно содействовал культурно-просветительской работе. Считал, что пролетариат является наследником культурного и материального богатства старого мира.

В 1926 г. он стал организатором первого в мире института переливания крови, а через полтора года умер, поставив на себе научный опыт.

В соответствии с концепцией А. Богданова Пролеткульт должен быть независим от партийно-государственного аппарата. Наркомпрос (А. Луначарский) поддерживал эту теорию автономии, за что Ленин критиковал Луначарского. В конце 1920 г. Пролеткульт вошел в Наркомпрос на правах отдела.

В тот период многие группы стремились представить себя единственными выразителями интересов пролетариата и партии. В рамках идеологии Пролеткульта действовала Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая ожесточенно боролась против всех групп в литературе («Серапионовых братьев», Лефа, имажинистов, конструктивистов, формалистов, «попутчиков» и т. д.). В июле 1925 г. была принята резолюция ЦК партии, в которой говорилось о недопустимости кому бы то ни было быть арбитром в делах литературы. Но само руководство партии вмешивалось в дела культуры и искусства.

В 1929 г. РАПП начал кампанию против видных писателей Е. Замятина и Б. Пильняка, поводом для которой послужила публикация их произведений за границей. В 1928 г. Б. Пильняк написал вместе с А. Платоновым (автор «Котлована», «Чевенгура») очерк, который заканчивался мыслью о том, что «паровоз социализма не дойдет до станции "социализм", потому что тормоза бюрократии расплавят его колеса...». В 1938 г. Пильняк был расстрелян.

В 20-х гг. возникло крупнейшее объединение художников — АХРР (Ассоциация художников революционной России), куда вошли Б. Иогансон, А. Дейнека, И. Бродский и др., представлявшие реалистическое направление. Но революция дала новый импульс и авангардистскому искусству. Авангардизм («передовой») был неоднороден. Так, например, в изобразительном искусстве диапазон его простирался от стиля, близкого к русскому народному искусству, до кубизма и футуризма. Имена художников-авангардистов В. Татлина, К. Малевича, А. Родченко, П. Филонова, М. Шагала, В. Кандинского и др. широко известны на Западе, к нам же они по-настоящему стали возвращаться недавно. На протяжении многих десятилетий они были изгоями: и те, кто покинул родину, и те, кто остался. Отрицательный опыт 20-х гг., когда реалисты и авангардисты начисто отрицали искусство друг друга, дрались как невоспитанные дети, показал нам тупиковый путь в постановке вопроса «или -или» как в искусстве, так и в экономике и политике.