Смекни!
smekni.com

Культура языческой Руси (стр. 7 из 8)

Особое развитие получает живопись. Ее расцвет приходится на XIV-XV века, начинается в Новгороде. Здесь работал приглашен­ный из Византии Феофан Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек— гениальный колорист, свободно владеющий техни­кой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отличали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Совместно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещенского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника — Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV-XV веков. Знаменитая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, воплотила основные чер­ты и принципы живописной манеры Рублева. Философская глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание чис­тых, неярких красок художника создают впечатление цельности и законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошед­шие до нас фресковые росписи Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Крупнейшим живописцем XVI века был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле. Живописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы как удлинение пропорций тела, утонченность в отделке каждой детали иконы, фрески.

В XVII веке завершилась история средневековой русскойкультуры, и зарождались элементы культуры нового времени. Для него был характерен процесс всестороннего «обмирщения». В литературе это проявилось в формировании демократического, светского направления; в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке — в росте интереса к обобщению практического опыта; в живописи— в разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций. Усложнениегородской жизни, рост государственного аппарата, развитие международных связей предъявляло новые требования к образованию. Уровень грамотности в XVII веке значительно вырос и в различныхслоях составлял: среди помещиков — 65%, купцов — 96 %, крестьян15%. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 году в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведе­ние — Славяно-греко-латинская академия для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Ей руководили греки братья Лихуды, окончившие Падуанский университет в Ита­лии. Здесь учились представители различных сословий и нацио­нальностей. Появились рукописные учебники, самоучители, печатались книги по математике.

В практике XVII века широко использовались знания в облас­ти механики (в строительстве, на первых мануфактурах). Заметные изменения произошли в медицине. Продолжает развиваться народ­ное целительство, закладываются основы государственной медици­ны. Открыты первые аптеки, больницы, Наметились перемены и в гуманитарном знании. Вырос слой потребителей и авторов истори­ческих сочинений. В XVII веке старые формы исторических сочине­ний (летописи, хронографы) постепенно теряют значение и исчеза­ют. Появляются новые виды сочинений, в которых даются более пси­хологические характеристики правителей России, создаются более широкие картины исторического прошлого. Таков «Синопсис» И. Гизеля — первый учебник русской истории.

Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитиеобщественной мысли. Господствующий класс осознает необходимость силь­ной власти в стране, и публицисты выдвигали, обосновывали идеи абсо­лютизма. Впервые они прозвучали в произведениях Ю.Крижанича и С. Полоцкого. Наиболее полно и ярко противоречия общественной жизни отразила литература. Она приобрела светский характер. Первые ростки его находились в устном народном творчестве — исторических песнях, пословицах. Их начинают записывать. Традиционный средневековый жанр —жития переходит в новую форму, больше напоминающую повесть. Новыми жанрами были мемуары и любовная лирика. В литературе XVII века появляется силлабическое стихосложение. Об изменении вкусов и интересов русских читателей свидетельствует пе­реводная литература с занимательным сюжетом — рыцарский роман, и авантюрно-приключенческая повесть.

Под влиянием Запада в XVII веке возникают первые театральные постановки. В 1672 году был организован придворный театр. В нем играли иностранные актеры, ставились пьесы на библейские сюжеты. Вначале на немецком языке, затем их переводили на русский и нанимали актеров из мещан. В 1675 году на сцене русского театра впервые был поставлен балет. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр — театр скоморохов, Петрушки, хотя правительство и официальная церковь преследова­ли скоморошество.

Одна из особенностей культурной жизни России XVII века связана с сосредоточенностью художественных основных сил в Москве. Архитекторы, художники, ювелиры работали в Приказе каменных дел— «Оружейной палате» в Кремле. Это была своеобразная школа искусств и ремесел. Москва становилась непререкаемым авторите­том в области художественного творчества. Здесь трудились русские, иностранные художники, развертывалась деятельность самого зна­чительного живописца XVII века Симона Ушакова. В его иконе «Спас нерукотворный» заметны новые, реалистические элементы живопи­си: объемность, элементы прямой перспективы. Первым светским жанром, в котором начали работать художники, была парсуна (то есть портрет реального лица). За несколько десятилетий новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных парсун до реалистических изображений. Плодотворно развивается в этот период монументаль­ная живопись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм композиций. Наиболее отчетливо новшества в художественной куль­туре обнаруживаются в памятниках архитектуры. Возводятся граж­данские сооружения, терема, царские дворцы, трапезные. Общая черта этих зданий — богатое декоративное убранство.

Культовая архитектура XVII века перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более праздничной, живописной. В русской архитектуре в этот период появляются постройки, в которых можно различить черты нового стиля «барокко», господствующего в архитектуре Западной Европы. Это так называемое «нарышкинское барокко». Для него характерно сочетание белого и красногоцветов в убранстве зданий, четкая этажность построек. Высшего расцвета достигает деревянное храмовое зодчеству.