Смекни!
smekni.com

Культура, её структура и функции (стр. 2 из 2)

В современном индустриальном обществе массовая культура —понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и подчиненных ему, по аналогии с поточно-конвей­ерной индустрией, как своей цели. Если элитарная культура ориентирована на избранную, интеллектуальную публику, массовая культура ориентирует распространяемые ею духовные и материаль­ные ценности на "усредненный" уровень развития массовых пот­ребителей.

Говоря о структуре культуры, необходимо иметь в виду, что она представляет собой систему, единство образующих ее элементов. Доминирующие черты каждого из элементов образуют так называ­емое "ядро" культуры» которое представляет собой стабильную целостность ведущих ценностных ориентации. "Ядро" культуры выступает как ее основополагающий принцип, который и выражается в науке, искусстве, философии, этике, религии, праве, основных формах экономической, политической и социальной организации, в ее менталитете и образе жизни. Специфика "ядра" той или иной культуры зависит от иерархии составляющих его ценностей. Таким образом, структуру культуры можно представить как разделение на центральное "ядро" и так называемую "периферию " (внешние слои). Если ядро обес­печивает устойчивость и стабильность, то периферия более склонна к инновациям и характеризуется относительно меньшей ус­тойчивостью. Ценностная ориентация культуры может меняться в зависимости от ряда факторов, в качестве которых выступают экономические условия, этические нормы, эстетические идеалы и критерий удобства. Например, современную культуру часто назы­вают обществом всеобщего потребления, поскольку на первый план социокультурной жизнедеятельности выдвинуты именно эти ценностные основания.

Основные функции культуры

Функциональный анализ культуры предполагает наличие явлений, которые выполняют опре­деленные функции (нормы, ритуалы, общение, производство и т.п.).

Преобразующая функция культуры.

Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потреб­ностью человека, поскольку "сущность человека не исчерпывается склонностью к самосохранению и соответственно склонностью к созданию удобств, более того, специфически человеческая сущ­ность выражается в чем-то ином, по отношению к чему созидаемые удобства и обусловленное этим самосохранение составляют лишь необходимую базу"'.

Если рассматривать человека только как существо, стремящееся к максимальным удобствам и самосохранению, то тогда на каком-то историческом этапе его экспансия во внешнюю среду должна была прекратиться, так как в процессе освоения и обустройства мира всегда есть определенная доля риска, сохраняющаяся с увеличением размеров преобразований. Однако этого не происходит. Ведь чело­веку имманентно присуще стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразовании и творчестве.

Защитная функция культуры

Является следствием необ­ходимости поддержания определенного сбалансированного отно­шения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Расширение сфер человеческой деятельности неизбеж­но влечет за собой появление все новых и новых опасностей, что требует от культуры создания адекватных механизмов защиты (медицина, органы общественного порядка, технические и техно­логические достижения и т.п.). Причем необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление сельскохозяйственных вредителей наносит ущерб экологии и тре­бует, в свою очередь, средств экологической защиты. Угроза эко­логической катастрофы в настоящее время выводит защитную функцию культуры в разряд первостепенных. Среди средств куль­турной защиты — не только совершенствование техники безопас­ности — очистка отходов производства, синтезирование новых лекарств и т.п., но и создание правовых норм охраны природы.

Коммуникативная функция культуры.

Коммуникация —это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основньми каналами коммуникации являются зритель­ный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнеде­ятельности людей.

Познавательная функция культуры.

Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизве­дением действительности в мышлении человека. Познание высту­пает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

Информационная функция культуры

Обеспечивает процесс куль­турной преемственности и различные формы исторического прог­ресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации инфор-мации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит доение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем изученных проблем увеличивается прямо пропорционально обьему накопленных знаний. Ситуация "информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных инфор-мационных технологии.

Нормативная функция культуры

Обусловлена необходимостью " поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой, этические нормы регламентации повседневной жизни, экологические нормы и др. Многие нормы

тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

Нами рассмотрены лишь основные функции культуры.

Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры

(науке культуре, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны

различные функции. Так, мораль, регулируя человеческое поведение пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры . Например, искусство, наряду с художественно-эстетической, гедонистической, выполняет и духовно-нравствен­ную, воспитательную роль. Нравственность становится основой построения религиозных систем. В экономической культуре, предпринимательстве, политике также существуют свои "мораль­ные заповеди".

Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Функциональная интерпретация пока­зывает лишь то, как культура обслуживает человека и общество.

Наряду с функциональным, существует и феноменологическое описание культуры, которое признает самостоятельную ценность как культуры в целом, так и отдельных ее феноменов.