Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 4 из 6)

2) Классика – характеристика античной культуры. Термин «классика» мы рассматриваем с точки зрения Гегеля: «Такое общественное состояние, при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии с целями и ценностями индивида, т.е. как некое гармоническое состояние, которое уравновешивают друг друга».

Луцилий (I в. д.н.э.): «надо сначала о благе Отчизны подумать, а после – о благе семьи, а потом только о нас».

3) Все, что существует, должно иметь эстетическую форму.

Формы выражения (лирические, спонтанно выраженные) не имели никакой цены, потому что это выражало внутреннюю мысль создателя. Любое творчество признается значимым, если оно оценено общиной.

История красноречия – история превращения делового выказывания в художественное произведение.

Речи было необходимо придать совершенную форму. Любое изделие, с каким совершенством оно не было создано, представлялось полуфабрикатом до того, пока на него был нанесен декоративный покров.

Весь домашний инвентарь состоял из предметов, украшенных различными узорами и изображениями.

Латинский язык – романский язык – основание для всех европейских языков.

3. В истории были периоды, когда античность становилась актуальной.

Во-первых, это романизация европейской культуры (Х в.). Короли германцев объявляют себя римскими императорами и создают на территории Германии, Италии и Австрии Священную Римскую Империю, которая просуществовала до XIX века.

Во-вторых, эпоха возрождения в Италии.

3 формы освоения античного духовного опыта:

1) внешнее подражание;

2) проникновение в самый дух культуры;

3) историческое воздействие (классицизм – Корнель, Рассин).

Очень широко читался Плутарх, была переведена «Илиада», в гимназии было введено обязательное изучение 2 языков – греческого и латинского.

Внешнее подражание:

Александр I – триумфальные арки (в Москве), Александрийский столб (в Питере).

Христианство гонимо.

При императоре Константине христианство становится государственной религией (11 мая 3300г.).

В 4010 г. Рим захватили вестготы. В 395 г. Произошло разделение на Восток и Запад. В 4076 г. Римская империя пала, а восточная просуществовала еще 1 тысячелетие.

. I. понимание мира строилось на очеловечивании природы.

II. полис основан на коллективной собственности,

цель:служить общине.

Период утверждения рабовладельческой эпохи, конец ан-

тичной культуры.

III.Живой, универсальный космос. Рим отражение тени сол-

нца. Город - это проекция космоса.

IV. Телеснозримая красота на основе меры и гармонии, рит-

ма, симметрии. В основе лежало мастерство.

Время Платона и Аристотеля - процесс становления познания мира. У

Гомера "жизнь-есть творчество, но творчество не идей, не форм, а

именно самой жизни". Становление и развитие рационализации привело к

разрыву. Мы различаем вещь и идею вещи. У Гомера нет этого различия.

Он воспринимает единство, внешнее равно внутреннему. Тождество

внутреннего и внешнего приводит к чему-то нечеловеческому, но в целом

это античная гармония высокой классики.

Средневековая культура.

-----------------------

1. Средневековая культура - что это ?

2. Периоды средневековой культуры.

1) До ХХ столетия средневековая культура воспринималась, как

что-то темное, жестокое, варворское (Хейзинг, "Осень Средневековья").

5-11 века раннее средневековье

11-14 века собственно средневековье

14-17 века позднее средневековье

Периодизация позволяет увидеть различия в развитии сред-

невековой культуры. В целом средневековая культура - это развитие

языков, образование государств. Для средневековой Европы развитие

языков характерезовалось развитием двуязычия. Христианство возникает

в древней империи. Римлянин должен помогать, но не унижаться, а

христианство - человеколюбие, равенство людей. Христос происходит от

женщины. Женщина - мать становится ценностью. В средневековьи жизнь

разграничивается на внешнюю и внутреннюю стороны.

Ле Гофф "Воображение"

Швейцер:"Смерть и воскресение Христа - это есть победа духовного

над физическим".

Величие Европейской культуры состоит в том, что человек своей

мыслью превосходит самого себя, изменяет самого себя.

Ле Гофф "Средневековая цивилизация".

Гуревич "Категории средневековой культуры".

1. Духовные ориентиры культуры средневековья.

2. Картина мира.

3. Культурные типы в средневековье.

1) Духовные ориентиры определяются христианством. Оно было

религией и идеологией. Все делалось в соответствии с тем, как

говорилось в библии, по канону. Основой средневековой культуры были

рецептурные знания. Период V-X в. это был период борьбы варварского с

хрис- тианским.

2) Картина мира. Пространство воспринималось иначе чем в

античности. Пространство воспринималось, как пространство усадьбы. За

пределами усадьбы - незащищенное пространство. Все это ограничивало

мировоззрение человека. В средневековье человек не мог заявить о своей

созидательной способности. Развитие человека, всегда связано с

развитием общества. Восприятие пространства относительно библии.

Отсутствие перспективы в средневековом сознании. Это представлено в

иконе (обратная перспектива). Обратная перспектива в иконе

осмысливается еще и следующим образом: не я смотрю на икону, а икона

на меня.

Раушенбах:

Картина мира - это модель мира, та сетка координат, при

посредствии которых люди воспринимают действительность и строят образ

мира.

В средневековье картина мира была религиозная, и пространство и

время воспринимаются в соответствии с этим. Иерархическая структура в

религии.

Античность была патриархальна, а в средневековьи женщина - мать

почитается и изменяется вообще отношение к женщине. Рыцарская любовь

- женщине нужно поклоняться, совершать в честь ее подвиги, но ничего

не требовать взамен. Телесное и духовное разграничивается. Образ

рыцаря возникает из права собственности, т.к. был майорат. Если

наследство оставалось старшему сыну, то младшие становились

рыцарями.

"Вассал моего вассала - мой вассал"

Происходит разграничение внешнего и внутреннего во всех смыслах.

Посредством общения с богом формируется внутренняя жизнь человека. Для

общения с богом нужно внутреннее сосредоточение. Молиться душа, и душа

теперь то, что истинно существует, когда остается без мира.

Христианство открывает одиночество. ХХ век оказался перед проблемой

одинокого сознания. Путь приближения к человеку - любовь. "Возлюби

ближнего, как себя". Христианство дает исповедь. Человек дает

внутренний обет токого не совершать более.

Средневековье накапливает материал для развития самосознания.

3) Ценился труд: труд монаха, крестьянина. Дворянин должен был

заботиться о своих подданных.

Крестовые походы необходимы церкви для поддержания своего

влияния, а с другой стороны они нужны были тем, кто хотел

обаготиться. Рыцарь должен быть знатным, красивым (если не на лицо,

так на одежду), сильным, искать славу и добыть ее, верность слову,

щедрость, обязан быть влюбленным. Развитие рыцарства представляет

универсальные требования.В университетах учились рыцари.

С XV века развиваются города и появляются купцы. Учитывается

время. Крестьянин не следил за ходом времени. Открытие рулевого

управления на кораблях позволило выйти за пределы Атлантического

океана.

4) Ученая культура начинается в монастырях. Монастыри создаются в

VI веке. Собирают все, что является античной культурой. Каждый

монастырь имеет библиотеку и скрипторий. Все монастыри собирали книги

двух типов:

религиозные и еретические.

Короли были неграмотные. Университет - подобие кафедры церковной.

Все население было неграмотное. Народная культура развивалось на

основе устного слова. Поэтому ценились проповедники. Саги, баллады

характерная форма передачи текста. Говорили на латыни.

Ментальность - это естественное, само сабою разумеющееся, часто

даже импульсивное, поведение или реагирование. Непроизвольный, мало

подвергающийся воздействию сознания образ мышления. Менталитет -

логика сознания.

Средневековье существовало на основе устного слова. Храм был

местом, где человек мог узнать все библейские истины по рисунку.

Пространство близь пола олицетворяло землю. Алтарь - рай.

Западная половина - ад (здесь распятие). К земле ближе святые,

мученники и.т. Большинство икон соответствовали библейским сюжетам.

Писали иконы на дереве. Самые ранние иконы (V-VI век) статичны.

Троица, молчаливая беседа возможна в средневековье, т.к. была культура

жеста. Более значимо появление святого, чем появление книги.

В культуре все пласты сохранены. Особенно в языке.

Иконы с изображением святых были связаны для крестьянина с его

проблемами. Поэзия иконы сливалась на традиции. Новшества и изменения

были редки.

Культура Возрождения.

---------------------

1. Определение Возрождения.

2. Характеристика итальянского Возрождения.

3. Ренессанские типы личности.

4. Гуманизм и культура.

5. Картина мира.

Л.М. Боткин "Леонардо да Винчи".

Дмитриева"Краткая история искусства".

Л.М. Боткин "Итальянское Возрождение".

1) Возрождение - возрождение античных идеалов.

Сложная проблема периодизации.

Данте "Божественная комедия" на границе двух культур.

1300г. - самый ранний период.

XII в. - проторенессанс (творчество Бокаччо, Джотто)

Конец XIV в. - ранний Ренессанс

Возрождение фиксируется по художникам. Для Возрождения характерен зрительный образ. Первоначально гуманизм означал только

светскую культуру.

1. XIII в. - проторенессанс (творчество Бокаччо, Джото).