регистрация / вход

Культурология

Предмет культурологии. Понятие культуры. Проблемы и подходы к изучению культуры. Функции культуры. Типология культуры. Kulturas ­­– Цицерон. Культура («ура» – свет) – Н. Рерих.

Предмет культурологии.

Понятие культуры. Проблемы и подходы к изучению культуры. Функции культуры. Типология культуры.

Kulturas ­­– Цицерон.

Культура («ура» – свет) – Н. Рерих.

Понятие культуры появилось в XVIII веке.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении истории.

Следовательно, это результат созидательной творческой деятельности людей. И тогда оказывается, что культура – это процесс, в котором человек может выступать в качестве Творца, Носителя и Потребителя.

Культура двуедина, потому что в процессе созидания материальных или духовных ценностей человек совершенствует самого себя.

Аксиология – учение о ценностях.

3 вида ценностей:

1. Утилитарные – одежда, жилье.

2. Надутилитарные – Престиж, Комфорт.

3. Красота, Добро, Истина, Любовь.


Свет

Природа –––––– Вторая Природа

Альберт Швейцер первый в ХХ веке поставил вопрос о ценностях, выразив его в своей книге «Благоговение перед жизнью». Он утверждал, что самая главная ценность – это жизнь.

1. Аксиологический подход к изучению культуры исходит из того, что она есть воплощение подлинной человечности и духовного совершенствования. «Во всех явлениях культуры мы всегда найдем

воплощение какой-либо признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы или, если они уже существовали, взлелеяны человеком», – говорил немецкий мыслитель Риккерт («Наука о природе. Наука о культуре.»). Ограниченность аксиологического подхода проявляется в том, что исследователи считают ценности своей культуры истинными.

2. Антропологический подход исходит из того, что культура включает в себя то, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях. В понятие культуры входят различные частные научные представления на основе изучения эмпирического материала:

а) археологическое, в котором культура рассматривается как совокупность человеческой деятельности, в которой «овеществлены» следы духовного мира и поведение людей – материальная культура.

3. Этнографический подход. В этнографии под культурой понимается специфические для определенного этноса комплекс обычаев, верований, особенностей труда и быта людей.

4. Этнопсихологический подход использует понятие культуры для выражения особенностей, характеризующих внутреннюю духовную жизнь и поведение представителей разных народов.

5. Социологический – видящий культуру как фактор интеграции общества и система средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь людей.

6. Культура как мир артефактов.

Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком явления и предметы называются артефактами.

Артефакты – сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и использованные им способы действий.

7. Культура – мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия.

Смысл воплощается в представлениях и понятиях и превращается в самостоятельные объекты мышления. Создание новых смыслов становится целью деятельности людей в сфере духовной культуры (науки, религии).

Смысл трудноформулирован.

Культура как мир знаков.

Выступая в качестве носителя смысла, обработанные вещи, процессы, явления становятся знаками.

Знак – есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, переработки и передачи.

Язык – система знаков.

Явление культуры – знаки и совокупности знаков (тексты, в которых зашифрована социальная информация).

Понимать культуру – видеть субъективный смысл в вкладываемые явления и действия людей.

Знаки и системы знаков изучаются наукой, которая называется семиотикой.

Культура как информационный процесс.

Культуру можно рассматривать как совокупность внебиологической информации, накопленной человечеством на протяжении истории.

Культура может рассматриваться как надбиологическая система хранения информации:

1. Летописи.

2. Произведения искусства.

3. Устное народное творчество.

4. Религиозное верование.

Эта информация содержит программы и образцы поведения людей, отражающий опыт предков.

Функции культуры.

1. Творческая (креативная).

2. Социализация – включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими опыта, ценностей и норм поведения.

Культурный контекст всегда обусловлен пр-вом и временем.

3. Адаптивная.

4. Интегративная.

5. Коммуникативная (культура – есть условие и результат общения людей).

Культуру можно рассматривать как развитие форм и способов коммуникации.

В ХХ столетии форм и способов коммуникации огромное количество, но имеем недостаток в общении.

Типология культуры.

Культура – абстрактное научное понятие.

В реальной жизни мы встречаемся с культурой человека и с культурой различных социальных

общностей.

Культура Востока предполагает вписанность человека в природу, его гармонию с ней. Смыслом культуры является совершенствование человека в себя.

Западная культура предполагает, что человек – деятельное существо, которое изменяет природу в соответствии со своими целями.

Локальные культуры: Европа – европеец.

Культура этносов.

Культура этносов несет в себе обычаи предков, ее черты и особенности проявляются в особенностях пищи, одежды, фольклора, народного творчества. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального хозяйства.

Этническая культура – исходный базис национальной культуры. Она источник народного языка, который в национальной культуре становится литературным.

Этнической культуре свойственен консерватизм.

Для культуры границы нет.

Существуют автостереотипы – часть национального самосознания, которая формулирует общие нормативы поведения.

Вопрос: Какие автостереотипы белорусов вы можете назвать?

Гетеростереотипы – стереотипы других народов.

Автостереотипы – позитивны.

Гетеростереотипы – критичны.

Этнокультурный стереотип является частью самосознания.

Субкультура – существующая группа со своими ценностями, нормами поведения, быта, но которая не влияет на господствующую в данном обществе культуру.

Пример: цыгане.

Контркультура – ХХ век, 60-ые годы (молодежь).

Пример: движение хиппи, в развитых странах в 60-ые годы студенчество выступали против потребления «Дети цветы». Не хотели жить ради вещей, первая ценность – любовь.

Для потребления общества престиж комфорта – главное.

«Престиж» – в Нью-Йорке однокомнатная квартира стоимостью особняка (на окраине).

Хронотоп – пространственно временная

Контркультура хиппи преподнесла молодость.

Мода – динамичная, стандартизованная форма массового воздействия людей с изменением вкуса и воздействия людей.

Мода всегда несет новизну.

Национальность – принадлежность культуры.

Массовая культура доступна для всех, где предлагаются нормы и ценности для всех людей.

Толитарная культура – культура, где высокие идеалы, ориентированные на сложные для восприятия самосознания.

1 точка зрения: массовое производство – фабрика.

2 точка зрения: в Риме.

В 19 веке массовая культура одинаковая: пища, одежда, сигареты.

В 20 веке СМИ одинаковые переживания.

Первобытная культура.

1. Исследователи и периодизация первобытной культуры.

2. Картины мира в первобытной культуре.

3. Ранние формы религии.

4. Феномены первобытной культуры – магия, искусство, миф.

Изучение первобытной культуры началось лишь в XIX веке.

1 этап исследования – археологический.

2 этап исследования – этнографический.

Тейлор,

Фрезер Золотая ветвь»,

Малиновский – антрополог.

3 этап исследования – антропологический.

Первобытная культура – результат и продукт антропосоциогенеза.

Периодизация.


4 млн.лет 2,5 млн.лет 100 тыс.лет 40-36 тыс.лет 18-15 тыс.лет 10 тыс.лет 4-3 тыс.лет

до н.э. до н.э. до н.э. до н.э. до н.э. до н.э. до н.э.

(города)

А. Тоинби сообщает: «В истории человечества 2% времени принадлежит цивилизации, а 98% – первобытной культуре».

Мид М. нашла следующие типы общества:

1. постфигуративный (дети учатся у взрослых).

2. кофигуративный (взрослые и дети учатся вместе).

3. префигуративный (взрослые учатся у детей).

М. Мид нашла племя, в котором родившегося ребенка отдают на воспитание отцу и только ему.

Анимизм («анима» – душа).

1 стадия – «Все наделено душой».

2 стадия – «Душа присуща живому».

3 стадия – «Душа присуща только человеку и она бессмертна».

Дюркгейм считает, что человек всегда стремится познать окружающий мир и объяснить его, для чего он предлагает:

Тотем


Мы Они

Табу (Леви-Стросс)

Мышление первобытного человека было пралогическим (звери=боги=люди).

Две главные черты первобытной культуры.

1. Синкретизм – нерасчлененность (недифференцированность мышления).

2. Безписьменность.

Первобытная культура характеризуется как

Небо

Земля – Люди, Звери ... (подземелье – змеи)

Вода

Фрезин: «Магия является искаженной системой природных законов и ложных принципов

поведения. Она выступает в качестве предписаний, которым человек должен следовать».

Афсеньев: »Магия – осмысленный, прочувствованный опыт человечества, его отношения с

природой и между людьми.»

Основой фетиша (предмет, которому поклоняются)

На самых ранних стадиях, когда языка не существовало, каналами информации выступали:

1. Человеческая деятельность (трудовая).

2. Человеческое тело.

Показ и подражание – основные средства обучения. Действия, после которых наблюдался какой-

либо эффект, становились образцовыми. Они передавались из поколения в поколение и становились ритуалами.

Невербальных способов информации очень много.

Первобытная культура имеет бинарные позиции:

1. Свои – чужие.

2. Священное-мирское пространство.

Космос – обитаемое пространство.

Большое значение для первобытного человека играет вода, которая для них символизирует как

смерть, так и рождение (крещение).

Мужское и женское начала:

Небо – мужчина (тотем);

Земля – женщина.

Первобытное общество – матриархат. (выращивание растений)

Миф – образцовая модель, которая повествует о каком-то первичном событии; история о том, что Боги сделали до наших времен, рассказанных однажды, становятся абсолютно истинными.

Ранние формы религии:

1. Анимизм. Еда – символ победы жизни над смертью.

2. Тотемизм.

3. Фетишизм.

Древние цивилизации – колыбель современной культуры.

Человек от присваивающей переходит к производящей.

1. Культура древних цивилизаций.

2. Культура Древнего Египта.

3. Мифологическое сознание.

4. Осевое время.

1. Благодаря литературе, мифам, человек удваивает реальность. Древние города были

одновременно государствами, которые возникли в Шумере, Аккаде, а потом в Вавилоне.

В древних цивилизациях в искусстве опирались на кокон.

Кокон (греч. слово) – правило.

Храм – дом богов и модель вселенной.

Небо


Земля Огонь – астрология


Вода

Стелла царя Хамураппи включает в себя 247 законов, которая сейчас находится в Лувре.

Астрология в понимании других людей следующая:

Все звездное небо – система Божеств;

Звезды – Боги.

Самый большой зиккурат – Вавилонская башня (7 уровней, 90 метров).

2. Культура Древнего Египта несет вечность, поражает своей целостностью

Египет – греческое слово «тайна».

Древние культуры обращены в «золотой» век, когда люди и Боги жили на Земле вместе.

Многобожие.

В IV веке н.э. египетский язык исчез.

Египтяне были убеждены, что на природу можно воздействовать, повторив мифы.

Птах – бог Воды, Земли и мирового разума. Он сотворил мир движением языка, т.е. своим словом.

Древние египтяне придавали огромное значение слову и письменности.

Осирис считал, что народу в первую очередь надо дать знание. Он научил египтян астрономии, истории, математике.

Первая мумия – мумия Осириса.

Необходимо было сохранить три структуры: тело, душу (сущность), имя.

В древности во всех культурах главное – это судьба, которую нельзя изменить.

Человек был уверен, что жизнь поддерживается судьбой, Богами.

В благодарность за создание люди должны были жертвовать богам и соблюдать законы.

Налоги воспринимались как жертва, как способ соблюдать (поддерживать) миропорядок.

Бык для египтян – священное животное.

Карл Ясперс утверждает, что в V веке до н.э. появился новый тип человека в результате развития древней культуры. На смену мифологического сознания приходит рациональное. В Греции возникает философия. Наступает так называемое осевое время.

Культура Древней Индии.

1. Возникновение цивилизаций.

2. Культура ведического периода.

3. Буддизм в Индии.

4. Красота и любовь к культуре Индии.

1. В 1 тысячелетии до н.э. возникла первая цивилизация – хараппская.

Археологи нашли танцовщицу, древнее божество – мужчина в момент созерцания, документы, в которых обучали строительному мастерству.

2. Культура ведического периода – культура, о которой мы судим по текстам.

Самый древний текст – «Ригведы» (2500-2000 лет д.н.э.)

Появляются касты:

Брахма – первопричина мира и творец человечества.

Вишну

Шива – культ жизненной силы (мужского начала).

А) брахманы произошли из уст Брахмы.

Б) кшатрии (воины) произошли из рук Брахмы.

В) вайшьи произошли из бедер Брахмы.

Г) шудры произошли из ног Брахмы.

Аватара – воплощение Бога в каком-то существе.

Кришну – хранитель мирового порядка.

Учение о дхарме – совокупность религии и общества.

Дхарма – долг.

«Бхагават Гита», где Кришна призывает объединиться брахманам.

Карма – общая сумма, совершаемая всяким живым существом, поступков и их последствий,

которые определяют характер нового рождения.

Карма – влияние совершенного действия на характер будущего.

К 1 тысячелетию д.н.э. стали на божество одевать цветочные гирлянды, курение благовоний, зажигать светильники.

Ашрамы – стадии человеческой жизни.

1. Ученик.

2. Домохозяин.

3. Лесной отшельник.

4. Аскет, отрекшийся от мира.

Учитель – вместитель божественных знаний, мудрости (Гуру).

Отношения коммуникации, при помощи которых традиция переходит из поколения в

ученика и – поколение.

учителя

Посвящение давало право приобщения к таинствам и к изучению ведов.

«Рамаяна» – первая эпическая поэма (воплощение бога Вишну).

В поэме мы можем увидеть идеальные образцы традиционной культуры: сын должен повиноваться отцу, жена – мужу, ученик – учителю, поданные – правителю.

Рама – идеальный сын-муж-правитель; жена его – Сита – воплощенная женственность.

Канонический текст – авторитет для данного сообщества. (3 век д.н.э.)

Текст – латинское слово «ткань», «соединение» – последовательность символов, образующих ...

Функции текста:

1. Сообщение, направленное от носителя информации к субьекту.

2. Коллективная память.

3. Общение читателя самим с собой.

4. Текст как собеседник.

5.

Контекст – латинское слово «соединение», «согласование», «связь» – общий смысл социально-

исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.

3. «Будда» – просветленный.

Путь к истине идет через страдание.

Человек, устремленный к небу – приближение к нирване.

4. В Индии в 5 веке д.н.э. появился трактат, в котором выделяют 8 основных человеческих чувств:

1) Любовь.

2) Смех.

3) Печаль.

4) Удивление.

5) Отвращение.

6) Страх.

7) Мужество.

8)

Наука о любви появляется в период вед наряду с математикой, грамматикой и астрономией.

Кама – наслаждение предметом при помощи 5 основных чувств:

1) слуха

2) речи

3) зрения

4) вкуса

5) запаха

в соответствии с диктатами разума, их созвучия с душой.

Влечение ума порождает

Влечение души порождает дружбу;

Влечение тела порождает вожделение;

А соединение всех трех порождает любовь.

Танец: бог Шива – космический танцор, т.к. его разрушительная энергия реализуется во время

танца с открытием нового цикла.

В Кама-сутре мужчина находится во второй стадии – стадии домохозяина.

Шрингара – любовь, переживаемая эстетически – слияние воображений – любовь без обладания.

Любовь, долг, благо – три ценности для всех индусов.

Характерные черты традиционной культуры Индии:

1) Традиционная культура развила человеческие чувства;

2) Вера в незыблемые авторитеты;

3) Обращенность к прошлому;

4) Преобладание конона;

5) Особый способ передачи знания: учитель – передатчик божественной мудрости.

Культура Китая.

1) Особенности китайской культуры.

2) Культура Древнего Китая.

3) Культура даосов.

4) Конфуцианство.

2) в III-IV тысячелетии д.н.э. возникла культура Древнего Китая.

С 3 тысяч лет д.н.э. находят первые глиняные изделия – чаши, для которых очень хорошо делали

обжиг, прекрасно полировали. Жилища были глинобитные.

Дракон олицетворял силы огня.

Главное божество для китайцев – это небо, которое они представляли как круг.

Чжунгд – срединное государство.

Китаецентризм – характерная черта китайской культуры.

Считали, что идти по пути «дэ» – значит приближаться к «дао».

Китайский император должен обязательно быть литератором, т.е. быть культурно развитым.

Литература и традиции мыслились делом великим – конвой государственности, а запечатлевшие ее иероглифы – символ благодати.

Во II тысячелетии в Китае появилась геометрия. К I тысячелетию находят очень крупные города (население около 5000).

Китайцы – первоизобретатели бумаги, фосфора.

Найдена крупная погребальная камера (2 уровня: 1-ый – 400 кв.м., 2-ой – 400 кв.км)

(3 век д.н.э.) Шихуанди.

Захватчики, приходившие на территорию Китая, ассимилировались китайской культурой.

Император – сын неба. Дворцы и усадьбы всегда прямоугольного основания с входными галереями – особенность китайских строений.

С III-V веков д.н.э. в Китае наблюдается период «борющихся царств» с одновременным развитием культуры (монеты, подносы, музыкальные шкатулки, столики, орнамент).

Самая высокая пагода имеет высоту 60 метров.

Цветы и птицы изображаются как великое в малом: одна птица, одна ветка, один цветок – олицетворение Вселенной.

Пион – символ богатства;

Сосна – долголетие;

Гранат – многочисленное потомство;

Бамбук – стойкость, мудрость;

Сосна, бамбук и декоративная слива – вечная дружба;

Персик – бессмертие.

Поры года – единство Вселенной (горы, воды).

В 1-ом тысячелетии в Китае появляются книги, первой из них являлась «Книга перемен» и «Книга песен» (300 шт.), позже возникают «Исторические записки» (авторские).

3) Основой китайской культуры является даосизм. «Дао» – путь ко Вселенной.

Представление об изменчивости: «янь» – мужское начало, «инь» – женское начало.

«Природа изменчива, но устойчива при наличии гармонии «янь» и «инь»», – считали китайцы.

Поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя, иначе в мире наступит хаос и гибель.

Юнг считает, что «дао» – средний путь между внутренним и внешним.

Большое значение для китайцев имеет любовь: «Истинная радость любви – в экстазе двух тел и душ, смешивающихся и объединяющихся в поэзии».

Секс без любви – биологическая функция.

Фаллос – нефритовый ствол;

Женские – нефритовые ворота;

Половые органы

Открытие китайских даосов: выяснили, что для человека есть 2 эликсира:

внешний эликсир – алхимия;

внутренний – умение наслаждаться любовью.

Даосизм – душа китайцев.

4) Конфуцианство – «верхняя одежда» китайцев.

Учитель – Кун-цзы.

Конфуцианство – дух рационализма, но идеал мудрости и справедливости.

Главное для конфуцианства – управлять своими эмоциями, исполнять свой долг перед другими

людьми и перед самим собой.

А) Долг требует верности семье, государству, усилий, направленных на учебу, самосовершенствование.

Б) Сыновья почтительности – «сяу» – сын должен заботится о своих родителях.

Чиновник должен прекрасно знать конфуцианство, при становлении на службу он сдает письменный экзамен.

«Платить добром за добро, а обиду воздавайте по справедливости».

Конфуций большое значение придает ритуалу.

Ритуал (в обыденном понимании) – стандартная устойчивая деятельность, имеющая церемониальный характер.

Когда даосизм превращается в религию, то монахи утверждают, что жизнь – иллюзия, а смерть – возвращение к «дао».

В Китае ведущую роль занимает буддизм.

Конфуцианство, в котором главное – человеколюбие, утверждает: «Человек всегда ощущает себя частью целого – рода, клана, семьи, государства, и любое свое действие он определяет в пользу целого».

Античная культура.

«Античный» – древний.

Культура Древней Греции.

1. Особенности культуры древней Греции.

2. Картина мира.

3. Взлет греческой культуры.

1. а) в III тысячелетии – XII в. д.н.э. возникает цивилизация – Эгейская культура – Критомикенская культура.

б) Между XI-VIII в. д.н.э. – Гомеровский период.

Гомер «Илиада» (Троянская война)

«Одиссея»

в) VII в. д.н.э. – VI – архаика.

«Ордер» (лат. слово) – порядок, строй.

Пясть, ступня, локоть – выбирали один модуль.

Создавались строения, форма которых напоминает современные здания.

«кора» – девушка (неподвижная)

«курас» – юноша (идущий)

г) V-IV в. – классика.

Иногда этот период делят на раннюю, высокую классику.

д) III-I в. – эллинистический период.

Во II в. греческая культура поглотила римскую.

2. Картина мира была мифологической.

Космос – то, что можно окинуть взором.

Боги для греков находятся рядом:

Зевс – владелец стихий, громовержец, выразитель мужской потенции.

Апполон – бог света.

Терпсихора – муза танца.

Мельпомена – муза театра.

Красота для греков – то, что останавливает Зевса и войну – самая главная ценность для греков.

Одной из характеристик греческой картины мира является ананке.

В Греции обязательным было образование, в первую очередь, для мальчиков (с 7 лет).

От мифологического сознания к рациональному мышлению лежит путь через философию.

Мифологическое сознание не знает абстракций.

Греки как бы встраивают природу в свой мир: кентавр – соединение человека и животного.

Состязательность – главная черта античной греческой культуры.

Греки во всех странах заимствовали знания: создали театр, поэзию.

Отношения богов и греков: боги могут помогать, но могут и сердиться, греки поклоняются богам.

Представления греков:

Небо – Голова

Земля – Туловище

Аид – Ноги

Греки всегда являются гражданами Полиса.

Дифирамбы (трагосы – козлиные песни) в них рассказывается о жизни Диониса.

В трагедии герой всегда идет по пути своей воли.

Эсхил – древнегреческий драматург.

Софокл – хранитель казны.

Еврипид – миф «Прометей».

Культура Греции – основание европейской культуры.

«Человек – мера всех вещей»,– говорил Протагор.

Общение греков с богами было непосредственным.

3. Вотивы – дары.

Сохранилось много скульптур Афродиты.

Греческие скульптуры занимали большое пространство многих городов.(В Акрополе – 30000)

Скульптуры изображали богов и спортсменов. Гениальный скульптор Мирон создал сложнейшую

скульптуру, т.е. спортсмена в движении, который собирается метнуть диск.

У Фидия – сидящий Зевс.

У Поликлета – трактат «Конон», где он разработал идеальные пропорции человеческого тела (скульптура Дорифор – воплощение идеальных пропорций человеческого тела).

Лаоккон – жрец, который говорил троянцам, чтобы не вводили деревянного коня.

Повседневная жизнь греков:

1) дом делился на 2 части: мужскую половину и женскую.

2) Греческая женщина не имела прав.

3) Мальчики становились самостоятельными уже в 7 лет.

4) В каждом доме существовал свой бог, которому поклонялись и приносили в жертву не только

домочадцы, но и гости; пили только разбавленное с водой вино.

5)

Из Греции к нам пришли комедии:

Аристофан – написал комедию «Облака» (главный герой Сократ), «Птицы», а также «Лисистрата» (имеет современную постановку).

Катарсис (Аристотель) – ощущение от зла и злых помыслов у человека во время сопереживания героям трагедии.

Символ греческой культуры – кентавр.

Боннар – автор исследования «Греческая цивилизация». Он считал, что греки подарили миру 2

ещи: науку и демократию.

1) наука для греков – это философия.

В VI – VII в. сформировался Полис, в котором каждый греческий житель имел свой земельный

надел.

Аристотель: «Полис – есть совокупность семей, территорий, имуществ, способная сама обеспечить себе благую жизнь. Люди объединились в полис ради справедливости».

2) Греческий идеал счастья – служение государству.

Геродот был зажиточным человеком, во время войны умер во славу своего города и похоронен за государственный счет – это есть греческое истинное счастье.

3) Нигде права народа не были такими гарантированными, чем в Греции.

Культура Рима.

1. Общая характеристика.

2. Понятие античности.

3. Античность в истории.

1. Рим – священная территория, на которой правят боги и справедливость (по словам римлян).

Римляне считали, что варвары живут за пределами римской земли.

Понтифики обращались к богам, гадали на внутренностях животных, птиц, они являлись государственными служителями; принятые ими решения исполнялись в точности.

Рим подарил миру собственное право («юрист»). Римляне жили в соответствии с римским

правом.

Вода для римлян – священная (после походов воины обязательно обмывались). Воду никогда

не перекрывали.

Термы имели три залы: с холодной водой, горячей, средней. При термах был гимнастический зал, библиотека.

Для триумфов строили триумфальные арки (арка Тита), колонны (колонна Траяна), храмы (пантеон – храм всех богов).

Характерное для римской культуры – почитание предков.

Впервые в Риме была создана конная статуя.

В Риме появились коллегии – форма объединения людей и землячество.

В Древнем Риме утверждена традиция почитания предков (чем больше масок хранили, тем древнее род и уважаем).

Рим подарил миру великолепные дороги, которые сохранились до наших веков.

Фамилия – семья – ядро, состоящее из кровных родственников и клиентов.

Очень значима абсолютная власть патрона – отца. Он мог продать своего сына в рабство, владел всеми средствами семьи.

Именно в Древнем Риме наблюдалось жестокое владычество мужчин.

2. История.

Феномен античности: занимает следующий период III в. д.н.э.- III в. н.э.

Античность характеризует полис («цивитас») – основание античной культуры.

В античной общине не было сокральной власти царя; у граждан сложилось понятие свободы как отсутствие подчинения чьей-либо власти, сочетавшейся с чувством долга перед общиной, гарантирующей эту свободу.

Во II в. д.н.э. появляется храм свободы.

Полис – общественная форма, наиболее полно соответствующая уровню развития производительных сил.

Основа производства – земля.

Гражданин полиса – владелец земли.

У семьи есть 2 покровителя – Лары и Пенаты.

Семейный культ делает семью самостоятельной.

Отличительные черты античной культуры:

1) Понятие высокой гражданской нормы – всякое действие человека оценивается с точки зрения общины. Идеалом счастья являлось сочетание семейного благополучия и государственного почитания.

2) Классика – характеристика античной культуры. Термин «классика» мы рассматриваем с точки зрения Гегеля: «Такое общественное состояние, при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии с целями и ценностями индивида, т.е. как некое гармоническое состояние, которое уравновешивают друг друга».

Луцилий (I в. д.н.э.): «надо сначала о благе Отчизны подумать, а после – о благе семьи, а потом только о нас».

3) Все, что существует, должно иметь эстетическую форму.

Формы выражения (лирические, спонтанно выраженные) не имели никакой цены, потому что это выражало внутреннюю мысль создателя. Любое творчество признается значимым, если оно оценено общиной.

История красноречия – история превращения делового выказывания в художественное произведение.

Речи было необходимо придать совершенную форму. Любое изделие, с каким совершенством оно не было создано, представлялось полуфабрикатом до того, пока на него был нанесен декоративный покров.

Весь домашний инвентарь состоял из предметов, украшенных различными узорами и изображениями.

Латинский язык – романский язык – основание для всех европейских языков.

3. В истории были периоды, когда античность становилась актуальной.

Во-первых, это романизация европейской культуры (Х в.). Короли германцев объявляют себя римскими императорами и создают на территории Германии, Италии и Австрии Священную Римскую Империю, которая просуществовала до XIX века.

Во-вторых, эпоха возрождения в Италии.

3 формы освоения античного духовного опыта:

1) внешнее подражание;

2) проникновение в самый дух культуры;

3) историческое воздействие (классицизм – Корнель, Рассин).

Очень широко читался Плутарх, была переведена «Илиада», в гимназии было введено обязательное изучение 2 языков – греческого и латинского.

Внешнее подражание:

Александр I – триумфальные арки (в Москве), Александрийский столб (в Питере).

Христианство гонимо.

При императоре Константине христианство становится государственной религией (11 мая 3300г.).

В 4010 г. Рим захватили вестготы. В 395 г. Произошло разделение на Восток и Запад. В 4076 г. Римская империя пала, а восточная просуществовала еще 1 тысячелетие.

. I. понимание мира строилось на очеловечивании природы.

II. полис основан на коллективной собственности,

цель:служить общине.

Период утверждения рабовладельческой эпохи, конец ан-

тичной культуры.

III.Живой, универсальный космос. Рим отражение тени сол-

нца. Город - это проекция космоса.

IV. Телеснозримая красота на основе меры и гармонии, рит-

ма, симметрии. В основе лежало мастерство.

Время Платона и Аристотеля - процесс становления познания мира. У

Гомера "жизнь-есть творчество, но творчество не идей, не форм, а

именно самой жизни". Становление и развитие рационализации привело к

разрыву. Мы различаем вещь и идею вещи. У Гомера нет этого различия.

Он воспринимает единство, внешнее равно внутреннему. Тождество

внутреннего и внешнего приводит к чему-то нечеловеческому, но в целом

это античная гармония высокой классики.

Средневековая культура.

-----------------------

1. Средневековая культура - что это ?

2. Периоды средневековой культуры.

1) До ХХ столетия средневековая культура воспринималась, как

что-то темное, жестокое, варворское (Хейзинг, "Осень Средневековья").

5-11 века раннее средневековье

11-14 века собственно средневековье

14-17 века позднее средневековье

Периодизация позволяет увидеть различия в развитии сред-

невековой культуры. В целом средневековая культура - это развитие

языков, образование государств. Для средневековой Европы развитие

языков характерезовалось развитием двуязычия. Христианство возникает

в древней империи. Римлянин должен помогать, но не унижаться, а

христианство - человеколюбие, равенство людей. Христос происходит от

женщины. Женщина - мать становится ценностью. В средневековьи жизнь

разграничивается на внешнюю и внутреннюю стороны.

Ле Гофф "Воображение"

Швейцер:"Смерть и воскресение Христа - это есть победа духовного

над физическим".

Величие Европейской культуры состоит в том, что человек своей

мыслью превосходит самого себя, изменяет самого себя.

Ле Гофф "Средневековая цивилизация".

Гуревич "Категории средневековой культуры".

1. Духовные ориентиры культуры средневековья.

2. Картина мира.

3. Культурные типы в средневековье.

1) Духовные ориентиры определяются христианством. Оно было

религией и идеологией. Все делалось в соответствии с тем, как

говорилось в библии, по канону. Основой средневековой культуры были

рецептурные знания. Период V-X в. это был период борьбы варварского с

хрис- тианским.

2) Картина мира. Пространство воспринималось иначе чем в

античности. Пространство воспринималось, как пространство усадьбы. За

пределами усадьбы - незащищенное пространство. Все это ограничивало

мировоззрение человека. В средневековье человек не мог заявить о своей

созидательной способности. Развитие человека, всегда связано с

развитием общества. Восприятие пространства относительно библии.

Отсутствие перспективы в средневековом сознании. Это представлено в

иконе (обратная перспектива). Обратная перспектива в иконе

осмысливается еще и следующим образом: не я смотрю на икону, а икона

на меня.

Раушенбах:

Картина мира - это модель мира, та сетка координат, при

посредствии которых люди воспринимают действительность и строят образ

мира.

В средневековье картина мира была религиозная, и пространство и

время воспринимаются в соответствии с этим. Иерархическая структура в

религии.

Античность была патриархальна, а в средневековьи женщина - мать

почитается и изменяется вообще отношение к женщине. Рыцарская любовь

- женщине нужно поклоняться, совершать в честь ее подвиги, но ничего

не требовать взамен. Телесное и духовное разграничивается. Образ

рыцаря возникает из права собственности, т.к. был майорат. Если

наследство оставалось старшему сыну, то младшие становились

рыцарями.

"Вассал моего вассала - мой вассал"

Происходит разграничение внешнего и внутреннего во всех смыслах.

Посредством общения с богом формируется внутренняя жизнь человека. Для

общения с богом нужно внутреннее сосредоточение. Молиться душа, и душа

теперь то, что истинно существует, когда остается без мира.

Христианство открывает одиночество. ХХ век оказался перед проблемой

одинокого сознания. Путь приближения к человеку - любовь. "Возлюби

ближнего, как себя". Христианство дает исповедь. Человек дает

внутренний обет токого не совершать более.

Средневековье накапливает материал для развития самосознания.

3) Ценился труд: труд монаха, крестьянина. Дворянин должен был

заботиться о своих подданных.

Крестовые походы необходимы церкви для поддержания своего

влияния, а с другой стороны они нужны были тем, кто хотел

обаготиться. Рыцарь должен быть знатным, красивым (если не на лицо,

так на одежду), сильным, искать славу и добыть ее, верность слову,

щедрость, обязан быть влюбленным. Развитие рыцарства представляет

универсальные требования.В университетах учились рыцари.

С XV века развиваются города и появляются купцы. Учитывается

время. Крестьянин не следил за ходом времени. Открытие рулевого

управления на кораблях позволило выйти за пределы Атлантического

океана.

4) Ученая культура начинается в монастырях. Монастыри создаются в

VI веке. Собирают все, что является античной культурой. Каждый

монастырь имеет библиотеку и скрипторий. Все монастыри собирали книги

двух типов:

религиозные и еретические.

Короли были неграмотные. Университет - подобие кафедры церковной.

Все население было неграмотное. Народная культура развивалось на

основе устного слова. Поэтому ценились проповедники. Саги, баллады

характерная форма передачи текста. Говорили на латыни.

Ментальность - это естественное, само сабою разумеющееся, часто

даже импульсивное, поведение или реагирование. Непроизвольный, мало

подвергающийся воздействию сознания образ мышления. Менталитет -

логика сознания.

Средневековье существовало на основе устного слова. Храм был

местом, где человек мог узнать все библейские истины по рисунку.

Пространство близь пола олицетворяло землю. Алтарь - рай.

Западная половина - ад (здесь распятие). К земле ближе святые,

мученники и.т. Большинство икон соответствовали библейским сюжетам.

Писали иконы на дереве. Самые ранние иконы (V-VI век) статичны.

Троица, молчаливая беседа возможна в средневековье, т.к. была культура

жеста. Более значимо появление святого, чем появление книги.

В культуре все пласты сохранены. Особенно в языке.

Иконы с изображением святых были связаны для крестьянина с его

проблемами. Поэзия иконы сливалась на традиции. Новшества и изменения

были редки.

Культура Возрождения.

---------------------

1. Определение Возрождения.

2. Характеристика итальянского Возрождения.

3. Ренессанские типы личности.

4. Гуманизм и культура.

5. Картина мира.

Л.М. Боткин "Леонардо да Винчи".

Дмитриева"Краткая история искусства".

Л.М. Боткин "Итальянское Возрождение".

1) Возрождение - возрождение античных идеалов.

Сложная проблема периодизации.

Данте "Божественная комедия" на границе двух культур.

1300г. - самый ранний период.

XII в. - проторенессанс (творчество Бокаччо, Джотто)

Конец XIV в. - ранний Ренессанс

Возрождение фиксируется по художникам. Для Возрождения характерен зрительный образ. Первоначально гуманизм означал только

светскую культуру.

1. XIII в. - проторенессанс (творчество Бокаччо, Джото).

2. конец XIV в. - ранний Ренессанс показывает изображение объемно.(Мозаччо) Видна телесность

Пикодема Мирандола:

"не небесное, но и не земное, не смертным, но и не

бессмертным, чтобы сам себе сделался творцом и

сам выковал окончательный свой образ. Исключительно благодаря своей внутренней воле ты можешь

возвысится".

В Италии возникают городские коммуны.

2) Картина мира меняется. Уже не бог, а человек. Нарушается

иерархия сословий. Изменяется восприятие времени. Диолог с античной

культурой. Осваивается пространство. Географические открытия. Меняется

отношение человека к человеку. Век титанов. Кризис католической

церкви.

3) Возрождение - это диолог средневековой и античной культуры. Из

этого диолога рождается новый тип человека культуры. Идеалом становится

всесторонне развитый человек. Но наравне с этим и самое плохое:

кондотьеры - наемные солдаты. Любая эпоха всегда противоречива.

А.Лосев "Культура Возрождения".

Для ренессансного типа личности характерно сознание особого

отношения к жизни. Появляется новое понятие "труды в досуге". Фигурой,

которая воплотила эти особенности, стал Николо Николи. Он штудировал

античных авторов "Нет ничего более пригодного чем чтение античных

авторов". Создаются группы людейт которые изучают этих авторов.

Гуманисты - это те книжники, которые усвоили особый стиль общения. Они

изучали рукописи и обсуждали их. Смысл этих занятий - совершенствовать

человека. Ничего для тебя нет почтеннее, чем посредством учености

подняться над другими и над собой. Появление ренессанской фигуры было

вызвано потребностями культуры. Социальная жизнь усложняясь выдвигала

требования универсальной личнасти. Человек, который сам создавал себя

в труде - это ренессансный тип. В средневековье художники объединялись

в цеха.

"Джаконда" - гармония природного человека и человека мыс- лящего.

Рафаель "Сикстинская мадонна".

В Венеции: Джорджони, Гициан.

Человек это единство физического и духовного.

Сегодня гуманизм - развитие совершенствуещегося человека.

Культура нового времени.

------------------------

1.Коперниканская научная революция.

2.Научная кортина мира Рене Декара.

3.Прсвещение и просветительство.

4.Наука как феномен культуры.

1.

1543 год - книга Коперника : сформулировал гелиоцентричес-

кую систему мира.

1633 год - Галилео Галилей предается перед судом за распрос-

транение идей Коперника.

1637 год материалы про маятник и т.д.

Захарий Ясин - открыл микроскоп .

Ливенгук - обнаружил зретроциты.

XVII век научные интересы устремляются на естествознание. 1600

год - публичное рассечение трупа (зарождение анотомии, снятие

божественного ореала с человека).

Галилео Галилей : "Бог описал природу посредствам математики".

Человек становится познающим субектом.

2.

Рене Декарт принадлежал к ордену иезуитов. Определил правило для

познающего человека: определяющее понятие метода. Декарат посчитал,

что если человек способен познать мир, то он может определить и как

устроен человек.

Механистическая картина мира :

Человек уподоблен машине. Блез Паскаль сказал, что Декарат

безразличен к человеку, потому что слишком увлечен в науку. Спиноза

написал этику в геометрическом стиле. Блез Паскаль предостерегал

математиков не превращать человека в теорему. Расслоение северной

культуры на гуманитарную и естественную - научную является результатом

развития рационального познания мира, сформулированная Декаратом.

Появляется первый журнал для ученых (Париж 1665). Создается академия

наук , общества естествоиспытания - любителей (1666).

Это свидетельствует о развитии науки в XVII веке.

3.

XVIII век - век просвящения. Издается энциклопедия - цель

распространение знаний среди большого числа любителей. Э.Кант ввел

термин "просвящение" - это выход человека из несовершенности.

Несовершенность по собственной воле - это когда недостает решимости

пользоваться разумом без руководства со стороны. Иметь мужество

пользоваться своим умом, для реализации этого требуется свобода .

Относительно государства требуется искусственное единодушие. Главное в

обществе не разделение противоречия, а понимание противоречия.

Просвящение поставило задачу чтобы все люди получали знание.

Результатом французского просвящения была революция (1789). Она

предложила "демократизацию прав свободы и независимости человека".

Массовое сознание существует как политически иллюзорное соз-

нание.

Просвящение начинается с Англии :

Локк счетал что человек подобен счетной доске .

В Англии издаются (1707) первые журнвлы

"Опекун"

"Болтун"

Появляются (1688) "Робинзон Крузо ".

"Путешествия Гулливера " - критика всех соцолиальных слоев.

Просвящение поставило проблему социального равенства. Руссо

"Исповедь" - первый человек который поставил проблему: развитие

разума отдаляет человека от природы. Человек может с помощью разума

победить свои страсти. Маркиз де Сад ("Жюстина или философия в

будуаре") "Разум ничего не стоит ,страсти более сильны ".

Екатерина II состояла в переписке с Вольтером. Она первая создает

институт благородных девиц. Первая женщина-профессор Ковалевская.

Появившиеся литературные герои оказывают влияние на мировосприятие.

4.

XIX век - промышленная революция .

в начале XX навая научная революция .

Открытие радиоктивности : Херосима ,Чернобыль.

Человек углубляется в познание природы. 50-е годы научно тех-

ничесская революция. Период 60-х миф о всемогуществе науки:

появляются полимеры, биотехнологии, автоматизация ЭВМ. 70-80-е начало

информационной революции. Развивается представления направленные

против науки -> антисциентизм.

Роуз: "Познание многоваринтно, т.к. опирается на воображение, а

оно всегда плюралистично, поэтому существует не только научная картина

мира, но и философская, релегиозная и т.д."

Культура XIX века .

--------------------

1.Общая характеристика культуры.

2.Искство и жизнь .

3.Бытовая культура .

4.Творцы культуры.

Культура XIX века началась с Наполеона. Конец века Империя

Коралевы Виктории в Англии (отпечаток консерватизма).

XIX век России и Франции.

Война 1812 года утверждение национальной целостности для всех

живущих в России. На культуре также отразилась промышленная

революция. Изменилось представление о пространстве. К концу века

построена транссибирская магисталь.

1851 год - первая промышленная выставка.

Россия опередила развитие в несколько ином направлении чем

Франция.

Меняется мир женщины. Они становятся сильнее. Первой в сибирь

поехала графиня Трубецкая. Жизнь аристократки 20-30-х годов строится

позаконам исскуства. Но подвиг этих людей придает искуству

подлинность.

Чернышевский "Что делать" формирует принцип разумного эгоизма.

Понятие интелигента возникает в Росии. Интелигент - это человек,

который готов служить интересам родины.

Искусство с одной строны возникает в реальной жизни, с другой

стороны влияет на жизнь.

3.

Салоны - это часть повседневной жизни дворянства России. Это

подражательство, без интереса к искусству.

Переплетение русской и французской культур многое дало (романы

пришли из Франции). Проблемы взаимоотношений русских и французов:

когда русские пришли в Париж они были приняты хорошо, т.к. говорили по

французски. Билигвинизм - владение двумя языками.

Смольный институт изменил бытовую культуру. Бытовая культура

отражена в поэме "Евгений Онегин".

4.

Пушкин считал что врагов уничтожать нужно , но уничтожал он их

эпиграммами. Он гармонизировал свою жизнь.

Л.Н.Толстой продемонстрировал правильно прожитую жизнь. Он

считал, что жить в богатстве и роскоши преступление, когда другие

беднствуют. Человек создает себя трудом.

Смысл жизни - развитие и совершенствование самого себя. Если вы

на зло отвечаете злом то количество зла увеличивается. П.М.Достоевский

показал, что каждый из нас может совершить преступление. Он описывает

не преступление, а чувства человека, свершившего его.

Культура рубежа веков.

-----------------------

1.Массовое производство и мещанство.

2.Поиск новой духовности.

1.

Для культуры смысл массового производства - это путь к стандарти-

зации жизни на всех уровнях .

Резкое увеличение населения народов => большее количество людей

вне традиционной культуры. Здесь начинает развиваться массовая

культура. Массовая культура ставит своей задачей научить человека, как

вести себя в обществе. Массовая культура появляется тогда, когда есть

рынок на котором она покупается. Массовая культура всегда точно знает

где есть добро где есть зло.

Англия первая увидела, что ручное производствоне нужно. Поэтому в

Англии появляется стиль модерн. В противоположность производственной

монополии модерн вносит природные линии в одежду.

Петербург основан Петром I. Фальконе приглашают из Франции чтобы

поставить ему памятник. Для постамента привозят огромную глыбу.

Памятник становится символом Питрбурга. Культурный код : выполнена

Фальконом; изображен Петр I. Новый культурный код дан Пушкиным в поэме

"Медный всадник". Декабристы - еще один код. Вслед за культурным кодом

ядро - это наши ценностные ориентациии. Они устанавливаются с опытом

переживаний .

Теск -> код -> смысл1,смысл2,смысл3...

Идеал - это герой. Получается из нашей индивидуальной целостной

системы. Культурный человек, это тот, кто никогда не критикует

пристрастия другого.

Культура ХХ века.

-----------------

На примере Сальвадора Дали.

1929г. представляет картину связанную со своей семьей. Картина "Я

плюю на свою мать". Сюрреализм одно из направлений модернизма.

Художник должен создавать другую реальность, отражающую его

мировосприятие. Дали собственную жизнь созидал, как совершенно иную

реальность.

Проблема человека ХХ века:"Я встаю, надеваю мундир Дали, (т.е.

человек живет в своем мундире) и спускаюсь к молодому человеку. Цель в

Америке: найти богатых женщин и пить побольше вина".

Цель поступить не так, как от него ожидают.

Феминизм - явление вовсе не новое. Пять-десять лет тому назад оно

носило другое имя, другую этикетку, но, как стремление женщины

освободиться от опеки мужчины и заставить его считаться со своими

личными, индивидуальными качествами - оно существовало всегда.

Но прежде женщина стремилась развить свою слбственную личность

только в той области, которая связана с ее чисто женскими свойствами.

Она стремилась прельстить мужчину при помощи своего кокетства, своей

грации и нежности, старалась приобрести в семье авторитет, значение и

власть.

Но женщина не позаботилась о развитии некоторых других ценных

спасобностей, данных ей природой: способностей к искусству, музыке,

живописи, литературе; у нее не было стремления проявить свой характер,

свою личную энергию и самостоятельность в других сферах: в

путешествии, в наблюдении и в опыте, в распоряжении своим имуществои и

т.д.

Это было не только недостатком, это было настоящим злом, и

феминизм, возникший пятьдесят лет назад под своим теперешним именем,

начал свою деятельность в высшей степени мудро, призывая женщин

развивать свои индивидуальные способности не только в чисто домашней

сфере, но и вне ее, приглашая их заняться своей духовной культурой и

отстаиванием своих интересов на поприще социально-политическом.

Этот призыв имел вначале своим последствием довольно заметный

успех, т.к. женщина приложила все старания к тому, чтобы сделаться (и

это удалось ей) более развитой, более чуткой, независимой,

образованной, словом, более совершенной.Но с течением времени эти

реальные выгоды феминизма не замедлили выродиться в явления глубоко

отрицательного характера, женщины начали стремиться к развитию

своего интеллекта и своих индивидуальных способностей вовсе не для

того, чтобы расширить, облагородить и накопить свою женскую миссию.

Литературная деятельность, живопись, музыкальная карьера, адвокатура и

медицина, право избираться в органы местного самоуправления и в

парламент стали для них конечной целью, единственной задачей всего их

существования, и они отвернулись от всего того, что является их

настоящим и твердо определенным долгом.

Таким образом получился громадный контингент женщин,

отказывающихся от брака и избегающих его и гордящихся своим

отвращением к браку, как добродетелью, т.к. по их мнению, брак

ограничивает свободу и стесняет их независимость. Таким образом

появилась масса женщин, которые не желают иметь детей, или

предпочитают сдавать их в разного рода колледжи и ясли, наконец, очень

многие женщины предпочитают жить в пансионах, чтобы не обременять себя

заботой и ответственностью по управлению домом и по воспитанию детей.

И все это только для того, чтобы отдаться целиком выполнению

необыкновенно важной задачи написания статей для газет, занятий химией

или медици- ной, устройства собраний и митингов.

Женщина, несомненно, должна стараться повысить свою культуру,

стать более благородной и более сознательной. Но для того, чтобы лучше

выполнять свои функции женщины, к которым предназначила ее природа,

она должна из женщины, способной только рожать, превратиться в

женщину, способную воспитывать. Она не должна обманывать себя,

полагая, что умение написать книгу может сравниться с ее чуткой

привилегией создания живого человеческого существа.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

Комментариев на модерации: 2.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий