Смекни!
smekni.com

Культурология (шпаргалка) (стр. 2 из 3)

Знаменитые Караваджо («Лютнист»), Джорджоне («Спящая Венера»), Корреджо («Даная»)…

Не менее интересные наследие оставило и Северное Возрождение (Нидерланды, Германия). Городами, оказавшимися главными центрами этой культуры, были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле. Позднее лидером стал Амстердам. Судьбы лидеров Северного Возрождения крепко связаны с движением Реформации и Крестьянской войной.

Лидировала среди видов художественной деятельности - как и в итальянском Возрождении – живопись. Первым среди великих мастеров этого периода должен быть назван нидерландец Иероним Босх («Сад радостей земных»). В его картинах, большей частью написанных ещё на религиозные сюжеты, поражает соединение мрачных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символики и точности реалистических деталей.

Наиболее яркими представителями в живописи Германии были: Лукас Кранах («Портреты Мартина Лютера»), Ганс Гольбейн («Мёртвый Христос в гробу»), Альбрехт Дюрер («Четыре апостола»); в Испании – Эль Греко («Похороны графа Оргаса»); во Франции – Жан Дуке, Жан Бурдишон, семья Клуэ; в Нидерландах – Ян ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), И.Босх.

Безусловно, крупнейшим мастером Северного Возрождения в изобразительных искусствах был Альбрехт Дюрер.

Специфика видений мира Альбрехта Дюрера состоит в поисках возможностей как можно объективнее отразить мир, ему был чужд итальянский возрожденческий идеализирующий реализм, он хотел добиться от живописи и рисунка полной достоверности.

Неотъемлемо от достижений эпохи творчество Лукаса Кранаха Старшего. В его живописи особенно отчетливо прослеживаются готические мотивы. Его мадонны и другие библейские героини – явные горожанки и современницы художника.

3)Реформациякакидеологическаякультурнаяреволюция.Формированиебуржуазныхценностей.Протестантскаямораль.

3.

Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии.

Непосредственным зримым результатом Реформации явилось отпадение от католицизма третьей разновидности христианского вероисповедания – протестантизма, ограничения всевластия римско-католической церкви во главе с папой и вообще ограничение притязаний любой церкви на власть и могущество. Крупнейшими протестантскими конфессиями стали:

Лютеранство,

Кальвинизм,

Англиканство,

и целый ряд протестантских сект – баптисты, метоисты, адвентисты и т.д.

Обычное формальное начало Реформации связывают с событием 31 октября 1517г. в Виттенберге, когда никому ещё не известный местный монах, доктор теологии Мартин Лютер прибил к дверям церкви свои 95 тезисов с осуждением злоупотреблений продававших индульгенции.

Фактически Лютер потребовал возврата к нравственным принципам первоначального христианства с присущей ему простотой, искренностью, погружённостью в веру. Человек не должен искать промежуточные инстанции спасения, уповая на них и наделяя их правом прощать и наказывать, ибо тем самым он изменяет Богу, умаляя его величие.

Поставив под вопрос право церкви посредничать между человеком и Богом, Лютер пошёл дальше, в конечном счёте, отверг саму скомпрометировавшую себя церковную иерархию во главе с «бесовским князем» папой. Папство он квалифицирует как «антихристово установление», искушающее человека, провоцирующее его на плохие дела.

Лютер отвергал и большинство таинств, доставляющих католический культ и обрядность - святых и ангелов, культ богородицы, поклонение иконам и святым мощам, чистилище – рассматривал их как разновидность некоей церковной магии.

Утверждением непререкаемого авторитета Писания Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание Писания, на независимости личных суждений в вопросах веры и нравственности и, в конечном счёте, на свободе совести.

Радикальным продолжателем Реформации стал Ж.Кальвин, основавший одно из самых мощных течений протестантизма. Кальвинизм ещё более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви республиканский характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил её от государства, хотя и оставил самостоятельной политической силой.

Критика кальвинизмом роскоши, праздности переходила у Кальвина в отрицание художественного творчества, литературы, искусства, запрет увеселений и развлечений, в строгую мелодичную регламентацию личной жизни верующих и суровое преследование всякого инакомыслия. Кальвинизм позднее породил целый ряд течений и протестантских сект:

пресвитериан,

конгрегационалистов,

пуритан,

баптистов,

адвентистов и др.

Представители радикальной протестантско - пуританской ветви христианства, вынужденные в результате религиозных и политических преследований бежать в 1620 г. из Европы в Северную Америку, заложили фундамент для рождения новой нации и национальной культуры.

Таким образом, Реформация сыграла исключительно важную роль в становлении мировой цивилизации и культуры.

Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки церкви, получил религиозную, самую действенную для него, санкцию на то, что только собственный разум, совесть, нравственное чувство могут подсказать, как ему поступить.

4)Великиегеографическиеоткрытиявисторико-культурныхпроцессах.Утверждениеевропейскойкультурывмире.

4.

Периоду разложения феодализма и возникновению капиталистических отношений предшествовали Великие географические открытия, сыгравшие важную роль в переходе к буржуазному способу производства.

Великие географические открытия были вызваны развитием производительных сил общества, ростом товарно-денежных отношений и необходимостью золота и серебра для дальнейшего обращения средств, т. к. деньги постепенно становились именно средством обращения.

В рамках известного Европейцами мира (в основном средиземноморья) необходимых источников золота и серебра не было. В то же время на Востоке, по представлениям европейцев, таились неисчерпаемые богатства: пряности, драгоценные металлы, шёлковые ткани и т.д. Овладение Востоком становилось очень привлекательным. Золото искали путешественники. Зная о существовании Индии и Китая, путешественники искали к ним сложные пути, снаряжали экспедиции.

Снаряжение дорогих и сложных экспедиций было под силу лишь мощным централизованным монархиям. Осуществление данных путешествий не могло быть возможным без достаточного прогресса в кораблестроении и мореплавании. К середине XV века в Западной Европе строились крупные морские суда, которые могли совершать длительные плавания. Вошли в пользование компас, географические карты.

Толчком к поискам новых морских путей на Восток послужили препятствия, учиненные Турками и Арабами, торговыми связями Европы с передним Востоком. В связи с этим стали разрабатывать планы достижений Индии морским путём вокруг берегов Африки. Первые шаги в этом направлении были сделаны Португалией и Испанией. Португальские мореплавателям в 1486 году удалось обогнуть Ю. Часть Африки, а в 1498 году Васко да Гамма достиг берегов Индии. Ввиду того, что Португалия закрыла другим государством пути вдоль берегов Африки, В Испании получила поддержку идея генуэзского моряка Христофора Колумба послать экспедицию в открытый океан в западном направлении. Путешествие Колумба завершилось открытием нового континента - Америки.

Важное значение имело первое кругосветное путешествие, совершённое в 1519-1522 гг. Экспедицией Ф. Магеллана, положившее начало освоению Тихого океана.

Крупные географические открытия были совершены в XVI английскими и французским мореплавателями в Северной Америке, а также русскими путешественниками в Северо - Восточной Азии, к середине XVII века вышедшими на берега Тихого океана.

Великие географические открытия дали толчок торговле, мореплаванию и промышленности и имели огромное экономическое значение. Результатами открытий было "внезапное расширение всемирного рынка, умножение обращающихся товаров, соперничество между нациями в стремлении овладеть азиатскими сокровищами, колониальная система..." При этом центр мировых торговых путей, перешедший со Средиземного моря на Атлантический океан, что имело свои последствия: возвышение Англии, Испании, Португалии, Голландии и Франции.

В результате из колоний в Европу хлынуло большое количество золота и серебра. Так, количество серебра в Европе на протяжении XVI века увеличивалось в 3 с лишним раза, количество золота - в 2 с лишним раза. В связи с этим произошла так называемая революция цен - резкое возрастание цен на сельскохозяйственные и промышленные продукты. В Испании в течении XVI века цены увеличились более чем в четыре раза, в Англии, Голландии и во Франции - в 2 - 2,5 раза. Это принесло выигрыш и богатство торгово-промышленным слоям населения, началось быстрое формирование буржуазии.

Великие географические открытия значительно расширили мировой рынок. Качество обращающихся товаров резко возросло. В торговый оборот вошли новые продукты, неизвестные ранее европейцам: табак, кофе, чай, какао, хлопок, кукуруза и др. В лице колоний для Европейской промышленности образовался ёмкий внешний рынок сбыта. Вследствие этого возник кризис цеховой системы, неспособный удовлетворять этот возросший спрос. Средневековое ремесло было вынуждено уступить место капиталистической мануфактуре, сложившей цеховые ограничения и значительно увеличивший масштабы производства благодаря применившемуся разделению труда. Это имело своим результатом концентрацию торгового и промышленного капитала и формирование класса буржуазии.