Смекни!
smekni.com

Масленица (стр. 3 из 3)

В пошехонском селе Давшино (Ярославская губ.) масленичный поезд выглядел следующим образом: «запрягают десять лошадей и более в нарочно для того приготовленную большую повозку своего рукоделья: лошади впрягаются гусем одна за другою; на каждую из них сажают вершника в рубище, разодранном с ног до головы, всего выпачканного сажею; один вершник держит большой кнут своего изделия, другой - метлу; везде и даже на свои шеи навешивают коровьи колокольчики и всякие погремушки; рогожную кибитку, век) испачканную, увешивают вениками, как будто унизывают жемчугом, и сажают в нее пьяного человека, тоже испачканного сажею и в разодранном рубище, облитом пивом; подле него стоит бочонок с пивом, против него - раскрытый сундук со съестными припасами - пирогами, рыбою, яйцами, оладьями и пряженцами». Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.

В Сибири масленичный поезд создавали на свой манер: «Ребята», заготовив соломенное чучело с мужскими атрибутами и принарядив его в «мужичье» платье, усаживали в специальный экипаж, составленный из связанных в ряд двух-трех саней; в них впрягалось по одной лошади; в передок саней ставилась пустая бочка, рядом - стол с закуской, пустыми бутылками и винными стаканчиками; посредине водружалась жердь (в 9-10 аршин высоты), на нее надевалось на некотором возвышении колесо, а на нем привязывалось чучело в сидячем положении, с привязанными к нему куском коровьего масла и бутылкой со стаканами; на тот же экипаж клалось еще корыто».

Ой, Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
Хорошенько!
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом! Сударыня наша Масленица!
Протянися до Велика дня,
От Велика дня
До Петрова дня!

В воскресенье - «прощеный день» устраивали проводы Масленицы. Сутра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу:

Ельник, березник
На чистый понедельник!
Уж то ли не дрова -
Осиновы дрова,
Березовы дрова!
Подавайте их сюда
На Масленицу,
На горельщицу!

В подмосковных селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала.

Калужские девки и бабы разыгрывают целое представление - похороны Масленицы: «Делают из соломы куклу с руками, надевают на нее бабью рубашку и сарафан, а на голову навязывают платок. В таком виде кукла эта изображает собою Масленицу. Затем одну бабу нарядят попом, наденут на нее погожу наместо ризы и в руки дадут ей навязанный на веревке осметок - на место кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу под руки и в сопровождении толпы, под предводительством «попа» пускаются в путь из одного конца деревни в другой, при пении различных песен. Когда же процессия выступает в обратный путь, то Масленицу сажают на палки вместо носилок, накрывши ее пеленкой. Дошедши до конца деревни, процессия останавливается. Тут куклу-Масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю. Во время шествия с Масленицей «поп», размахивая кадилом, кричит «аллилуя!», а за ним кричит, шумит вся толпа - кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет и т. д. А когда Масленицу хоронят, то поют песни».


Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост.
На деревне все приели,
Подают селедки хвост!
Как на масляной неделе
В потолок блины летели!
И-их!
Уж ты Масленица, ты обманщица,
Говорила семь недель, а остался один день!
(Калининская обл.) Прощай, Масленица,
Прощай, красная!
Наступает великий пост,
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем! Масленица-ерзовка,
Обманула нас, плутовка!
Оставила нас На кислый квас,
На постные щи,
На голодные харчи. Ай, Масленица,
Обманщица!
До поста довела -
Сама удрала!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
(Владимирская губ.) Масленица, Масленица,
Семенова племянница,
Обманула-провела,
Нагуляться не дала.
Через семь недель
Будет светлый день,
Будем пасху святить,
Будем яйца красить,
Ура! (Ярославская губ.) А масляна, масляна полизуха!
Полизала блинцы да стопцы,-
На тарельцы.
А мы свою масляну провожали,
Тяжко-важко да по ней воздыхали.
«А масляна, масляная воротися,
До самого Велика дня протянися!»
(Курская губ.) Маслена неделя
В Ростов полетела,
На пенечек села,
Оладышек съела,
Другой закусила,
Домой потрусила. Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила,
До поста довела. По заулочкам, закоулочкам, Несла блинов чугуны, Надорвала животы! Блинов напекла, Сама все пожрала, А нам редьки хвост Дала на пост! Весело гуляла, Песни играла,
Протянула до поста,- Гори, сатана!(Владимирская губ.)

У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:

Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!

Молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: - Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!

Кидали в костер блины - «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - «Теща, люли, поджаривай блины!».

НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА, БУДЕТ И ВЕЛИКИЙ ПОСТ.

И в преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.