Смекни!
smekni.com

Мировоззрение скифов в понимании Д.С. Раевского и других авторов (стр. 11 из 12)

Социальная символика погребального обряда ясно звучит и в описании похорон скифского царя у Геродота. В то же время следует отметить такую особенность погребений рядового населения скифов, как их, по выражению Б.Н. Гракова, "маловоинственный характер", что отражает высокую степень социального разделения...

Таким образом, как считает Раевский, "можно констатировать, что социальная дифференциация скифского общества уже во времена Геродота была достаточно глубокой и в последующий период, как показывает археологический материал, продолжала углубляться"[127].

Заключение

Итак, и в религии, и в искусстве, и в социальном устройстве скифского общества четко прослеживается трехчленность. Краткий обзор понятий, включающихся, по мнению автора, в трехчленную систему мира, дан в приложении 1.

Система мировосприятия скифов реконструируется, по нашему мнению, следующим образом.

Это базирующаяся на мифологическом мышлении, с большой долей архаических рудиментов и даже сохраняющих свое значение элементов структура, в которой большое значение занимает традиционность.

Мировосприятие скифов было, если можно так выразиться, "геометризированным" – четкая структура мироздания, геометризированные схемы звериного стиля.

Видимо, свой отпечаток накладывал и военный быт, с детства приучавший детей скифов к порядку и дисциплине.

Структура мироздания у скифов аналогична структурам вселенной других индоиранских народов: верхний мир – средний мир – нижний мир.

Трехчленная структура хорошо разбивается на три бинарных оппозиции, при помощи которых можно конкретизировать свойства каждой из ступеней мироздания. Например, неясна семантика верхнего мира скифской структуры мироздания, но по индоиранским аналогиям мы можем предположить, что противостояние "верхний мир – нижний мир" равнозначно оппозиции "боги – демоны", то есть, "добро – зло". В славянской традиции тождественное различие было между понятиями "правь – навь". То есть, оба мира – потусторонние, но один – с позитивным значением, доброжелательный к людям, другой же – хаотичный, способный нести разрушение. Еще один вариант толкования этой оппозиции – "бессмертие – смерть", награда в загробном мире.

Вместе с тем наблюдается противостояние "средний мир – нижний мир", которое можно свести к оппозиции "жизнь – смерть", и "верхний мир – средний мир", что аналогично бинару "бог – человек", и, далее, "творец – тварь".

Автор данной работы считает полное изучение скифской культуры, равно как и скифского миропонимания, сейчас невозможно всвязи с крайней скудностью источников.

Список использованной литературы

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

2. Бессонова С.С. О культе оружия у скифов// Вооружение скифов и сарматов. Киев, 1984. 160 с. С. 3-21.

3. Граков Б.Н. Скiфы. Киев, 1947.

4. Граков Б.Н. Скифы. М., 1971

5. Кузьмина Е.Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов// Скифы и сарматы. Киев, 1977. 160 с. С. 96-119.

6. Кузьмина Е.Е. Сюжет борьбы хищника и копытного в искусстве "звериного" стиля евразийских степей скифской эпохи// Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск, 1987. с. 3-12

7. Мартынов А.И. О мировоззренческой основе искусства скифо-сибирского мира//Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск, 1987. с.13-25.

8. Мартынов А.И. Археология: Учебник. – М., 1996

9. Мифологический словарь. п/р Аверинцева С.С. и др. М., "Советская энциклопедия", 1991. 736 с.

10.Переков Л.А.Проблемы индоиранских аналогий к явлениям скифской культуры//Скифо-сибирское единство. Кемерово, 1980. с. 118-125

11.Погребова М.Н., Раевский Д.С. Ранние скифы и древний Восток. М., Наука, 1992.

12.Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. М., "Наука", 1977

13.Раевский Д.С. Скифские каменные изваяния в системе религиозно-мифологических представлений ираноязычных народов евразийских степей // Средняя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в древности. М., 1983.

14.Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. М., Наука, 1985. 256 с.

15.Треножкин А.И. Общественный строй скифов// Скифы и сарматы. Киев, 1977. 160 с. С. 96-119.

16.Хазанов А.М. Легенда о происхождени скифов.// Скифский мир. Киев, 1975.

17.Хазанов А.М., Шкурко А.И. Социальные и религиозные основы скифского искусства// Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., Наука, 1976, с. 41-55(?)

18.Хазанов А.М. Легенда о происхождени скифов.// Скифский мир. Киев, 1975.

Приложение 1

Скифская модель мира

Верхний мир Мир людей (смертный, телесный) Нижний мир
Папай Таргитай Апи
Небо Гора Земля (вода)
Колаксай Липоксай Арпоксай
Секира (лук и пояс) Чаша Плуг с ярмом
Цари-воины (паралаты, палы) Жрецы (авхаты) Земледельцы, скотоводы (катиары и траспии,напы)
Три царя скифов, интерпретируемые, видимо, как триада
Царь верхнего мира Царь среднего мира Царь нижнего мира[128]
Три главных гадателя
Гора Земля Море
Северные области Серединные области (resp.Скифия) Южные области
Страна блаженных Страна живых ?[129]
Табити
Таргимасад Таргимасад Таргимасад
Гойтосир Гойтосир Гойтосир
Аргимпаса Аргимпаса Аргимпаса
Арей Арей Арей
Белый (серебристый) Красный (золотистый) ?
Птица Копытное Хищник
Грифон ? Грифон
Хищная птица ? Хищная птица
Конь Конь Конь
Водоплавающая птица Водоплавающая птица Водоплавающая птица
? ? Заяц
Рыбы, змеи

Приложение 2

Таблица "Оружие в скифских погребениях"[130]

Курган (к), погребение(п) Местоположение оружия Характер погребения Датиров-ка (вв. до н.э.)
Чертомлык, камера V Три меча с золотыми рукоятями в стенке южной ниши царское мужское IV
Краснокрут-ский курган Девять копий остриями вниз у северо-западной стенки катакомбы богатое мужское (?) IV
Гайманова Могила, п. 2 Три наконечника копий в земле под остатками тризны богатое парное IV
Носаки, к.4, п.1 В дно входной ямы №2 воткнуты два наконечника копий Впущенное в централь-ную могилу (ограблено) IV
Носаки, к.7 Меч в вале срубного времени не связан с погребени-ем V
Великая Белозерка, к.30 Меч в ножнах (вертикально) в тайнике в углу центральной могилы ограблено IV
Ак-кермень, к.16, п.2 Два наконечника копий у южной тенки могилы против черепа рядовое женское с оружием IV
К.1 (24) гр. Солоха Копье на дне катакомбы возле кисти правой руки рядовое мужское конец V-начало IV
Любимовка, к.58 Копье в грунте на глубине 1,5 м. от поверхности кургана связь с погребени-ем не ясна. IV
Кривой Рог, Южный горнообогати-тельный комбинат Меч у входа в катакомбу возле кисти левой руки рядовое мужское(?) IV
Верхнетара-совка, к.47 Обломок лезвия меча в центральном кургшане под насыпью кенотаф(?) IV
Никопольстрой к. гр.II, к.2, п.17 Меч в стенке катакомбы рядовое мужское IV
Изобильное, гр. Дедова Могила к.3, п.1 Четыре копья с интервалом 0,3-0,6 м. перед входом в камеру в дне входной ямы рядовое мужское IV
Изобильное, гр. Дедова Могила к.3 Меч в яме, содержавшей кости ног коня или быка, по рукоять кенотаф(?) в насыпи кургана эп. брнзы скифское время
Привольное, гр.I, к.20 Два наконечника копий остриями вверх слева от черепа рядовое женское IV
Михайловский грунтовый могильник, п.8 Железный кищнжал против правого локтя рядовое мужское V-начало IV
Нововасильев-ка, к.9, п.1 По четыре наконечника копий с каждой стороны вдоль длинных стенок ямы мужское с оружием и стрелой V
Семеновка, к20 Наконечник копья острием вверх в яме с находками кенотаф IV
Николаевка, п.43 Топор на дне могилы слева от бедра рядовое мужское IV- III
Парканы, к.151 Два наконечника копий и меч на дне могилы мужское(?) ограбленное IV
Балабаны, к.IV Два наконечника копий и колчан со стрелами в юго-западном углу могилы женское с необычным инвентарем IV
Буторы, к12, п2 Наконечник копья на дне у северной стенки могилы мужскоеограбленное IV
Грушевка, к 383 115 наконечников стрел вокруг погребения богатое погребение конец VI- V
Дорт-оба, к.2 Несколько копий пучком в юго-восточной части могилы богатое мужское IV
Ленино, к.12, п.2 Наконечник копья в северо-западном углу склепа рядовое мужское IV
Надежда, к1, п1 Меч острием в дне могилы богатое мужское конец V-начало IV
Недвиговский некрополь Копье в насыпи могилы рядовое III
Елизаветинский курган 1913 г. Меч в погребальной яме за северо-западным углом склепа богатое мужское IV

Приложение 3