Смекни!
smekni.com

Организация туристической деятельности за рубежом (стр. 4 из 6)

Конечно, важнейший фактор, определяющий географию российского иностранного туризма, — экономический. Абсолютное большинство предпринимателей ориентируется на европейские страны. При этом на первом месте стоит Италия (с ней сотрудничают 59 фирм), в числе фаворитов также Испания (58). Греция (48), Франция (45). По степени туристской привлекательности не уступают им Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд, Турция. С ними связаны соответственно 47, 44 и 34 фирмы российской столицы. Шесть маршрутов связывают Россию с Южно-Африканской Республикой, три — с Бразилией, по одному — с такими экзотическими уголками планеты, как Папуа-Новая Гвинея, острова Нука, Тонга. На этом фоне отсутствие туристских связей России с Канадой представляется просто недоразумением, у которого, однако, есть свои объективные предпосылки. Всем нам — и рос-.сиянам и канадцам — следует проанализировать концепцию туризма, принятую в США. Эта страна, несомненно, делает сегодня погоду в мировом туризме. Как отмечают специалисты, Соединенные Штаты еще не знали такого наплыва иностранцев, как в наши дни. В 1993 г. страну посетило 47 млн. туристов. Их карманные расходы составили около 77 млрд. долл. Бухгалтерская фирма «Куперс энд Лебран» считает, что сейчас в отелях иностранцами занят одни номер из десяти. К 1995 г. это соотношение в силу снижения тонуса «домашнего» туризма составит 1:7.

Наступательная тактика всевозможных агентств, авиакомпаний, отелей, возросшая активность штатов и городов, открывающих спои представительства за рубежом, многоязычие туристского сервиса — все это, несомненно, способствует привлечению в страну дополнительных контингентов гостей. В Нью-Йорке, где из 25 млн. приезжих 22%—иностранцы, очень много магазинов, ориентированных именно на эту группу покупателей.

И все же главное, думается, во внутренней стабильности стран-партнеров по туристскому бизнесу. Устойчивость японской иены, английского фунта, германской марки и других иностранных валют в сравнении с долларом делает (на микроуровне) предсказуемым завтрашний день каждого потенциального путешественника.

Указанное соображение в равной степени относится и к России— стране, переживающей болезненный процесс трансформации своих хозяйственных институтов. Туризма как внутреннего, так и международного без динамично развивающейся экономики быть не может. Так же как невозможно представить развитую экономику открытого общества без зрелого туристского бизнеса. И если мы сейчас наблюдаем активизацию выездного туризма в России, то, вероятно, в обозримом будущем можно рассчитывать и на встречный процесс. Деловой, выставочный, конгрессный туризм — одно из связующих звеньев между сферой услуг и материальным производством. В середине минувшего десятилетия среднегодовой объем этих видов деятельности в США составлял 1,3 млн. человек (поступления исчислялись в 1 млрд. долл.), в Великобритании соответственно 430 тыс. и 300 млн. долл. Болгарию с подобными целями посетили 15 тыс. гостей, а СССР — всего лишь 3,5 тыс., причем валютные поступления не превышали 2 млн. долл. Именно деловой туризм, по нашему глубокому убеждению, тот самый первый шаг, который необходимо сделать предпринимателям России и Канады, чтобы вдохнуть новую жизнь в национальные секторы индустрии контактов.

Чудо, рожденное в Анталье

Правящие круги Турции не сразу осознали пользу «третичного сектора» — сферы услуг. В стране все экономические усилия долгое время сосредоточивались на секторах материального производства — промышленности и сельском хозяйстве. Перелом в общественном мнении начался с «экономической перестройки» Т. Озала, ставшего в 1983 году премьер-министром. В рамках этой перестройки правительство в 1985 году провело через парламент закон о «свободных зонах». За короткий промежуток времени была создана разветвленная сеть отелей, кемпингов, построены отличные дороги, подготовлены высококвалифицированные гиды со знанием основных европейских языков. Произведена реконструкция старых достопримечательностей, построены новые аттрактанты, для туристов созданы удобства международного класса. Доходы от иностранных туристов (свыше 7 миллионов человек) выросли вдвое, достигнув 5 миллиардов долларов в год (треть выручки за экспорт товаров). И это не предел. Официальные лица утверждают. что в XXI веке «локомотивом экономики станет туризм». Образцом рождения маленького экономического чуда может служить свободная зона Анталья.

Еще два десятка лет назад Анталья представляла собой тихий провинциальный городок, где проживало менее 100 тысяч жителей. Расположена она на отрогах горной гряды Тавр, опрокидывающейся в Средиземное море. Климат здесь субтропический: теплый (среднегодовая температура +27) и умеренно влажный. Город утопает в зелени — пальмах, виноградниках, цитрусовых и яблонях. А в двух часах езды от теплого моря — снежные горы. Таким редкостным сочетанием обладает лишь расположенный недалеко Ливан, бывший в недавнем прошлом излюбленным курортом для европейцев.

Отсутствие железной дороги и небольшой порт делали Анталью неудобной и труднодоступной. Даже когда появилась отличная шоссейная дорога, город по-прежнему не привлекал внимание государственного и частного предпринимательства или иностранного бизнеса. Его красоты оставались невостребованными. И только решение правительства о превращении района Антальи в свободную зону обратило к нему взоры, и его достоинства сразу же были высоко оценены.

В законе о «свободных зонах» говорилось. что целью их создания является «поощрение капиталовложений и увеличение производства в экспортных отраслях, ускорение притока иностранных инвестиций». Такие зоны решено было создать в Стамбуле, Измире, Мерсине и Анталье. Эти четыре региона оказывались как бы вне таможенных границ. Иностранному капиталу разрешалось создавать здесь предприятия, полностью ему принадлежащие, с правом вывозить прибыль и даже все 100 процентов своего основного капитала. Иностранные товары, говорилось в законе, ввозятся беспошлинно на склады или заводы, не облагаются акцизным сбором и даже не подвергаются таможенному досмотру. А программа приватизации, объявленная годом раньше, еще более стимулировала частное и иностранное предпринимательство. Правительство очень быстро утвердило список национальных компаний, получивших право работать в Анталье.

В считанные месяцы в городе была реконструирована инфраструктура: построен аэропорт международного класса, модернизирован морской порт. Появилась возможность через систему спутников связаться по телефону с любой точкой мира из гостиницы, автомашины или с пляжа. На скалистом берегу возникли огромные пятизвездочные гостиницы типа «Хилтон» или «Шератон», которые обеспечивают туристам комфортабельный отдых и массу развлечений. Персонал владеет, как минимум, одним иностранным языком — чаще всего немецким или английским.

Вот, например, гостиница «Фалез» («Утес»). В ней 320 номеров. 22 деловых комнаты на бизнес-этаже, 5 ресторанов, казино, 4 бара, 3 бассейна на разных уровнях общей площадью 1200 квадратных метров, конференц-зал, 7 холлов, оборудованных аудио- и видеоаппаратурой и трансляционной сетью. Рядом расположены 4 теннисных корта, зал для начинающих теннисистов, площадки для игры в гольф, баскетбол, волейбол и бадминтон. Из окна отеля видны 5 городских футбольных полей. Через каждые 30 минут в течение всего дня от отеля отходит причудливо раскрашенный автобус, который отвозит отдыхающих на пляж. а затем привозит их обратно. Постояльцу выдается пластиковая кредитная карточка, и ему нет необходимости носить с собой деньги, чтобы расплачиваться наличными в барах, ресторанах, на пляже, в сауне или парикмахерской.

Меню ресторана изобилует самыми разнообразными блюдами восточной и европейской кухни. Во время завтрака используется популярная форма самообслуживания, известная как «шведский стол». Вечером в ресторане играет пианист, а по выходным и праздничным дням выступает «шоу-группа» с непременным «танцем живота».

Пляж отеля «Фалез» — из мелкой гальки. Каждому отдыхающему немедленно приносят на складной топчан поролоновый матрас и махровое полотенце. Море здесь чистое и прозрачно-голубое, а температура воды редко опускается ниже 20 градусов. В распоряжении отдыхающих — водные велосипеды, буксируемые катерами надувные резиновые акулы, на которых группами по 6—7 человек весело катается молодежь, необходимые принадлежности для подводной охоты и пр. В небольшой бухте сонно покачиваются яхты и парусные лодки. Бывалые туристы называют этот благодатный уголок земли «Турецкой Ривьерой».

Центральная улица Антальи обсажена двумя рядами королевских пальм, отчего она кажется узкой. Но это только кажется. По одной ее стороне протянулись бесчисленные закусочные и кафе. выставившие свои столики под открытым небом. Вдоль другой стороны — столь же многочисленные магазины, лавочки, киоски. В жарком влажном воздухе витают ароматы Востока и западной парфюмерии. Здесь раздолье для туристов: они могут купить за турецкие лиры или иностранную валюту практически любые товары мира. но наибольшим спросом пользуются местные изделия. По мере роста притока туристов начали подниматься и цены, поэтому здешний рынок, несмотря на свободную зону, нельзя назвать дешевым.

В Анталье есть музеи, носящие этноархеологический характер и позволяющие проследить ее историю. Считается. что город был основан царем Пергамы Атталом II в 1 веке н. э. и получил его имя, которое постепенно трансформировалось в современное название (Атталия — Сата-лия — Анталья). Здесь попеременно преобладало римское, гречес-1 кое. персидское нсселение. наведывались сюда и юрюки — кочевые тюркские племена, а с XV века регион вошел в состав Османской империи. Произошла тюркизапия и исламизация города.