Смекни!
smekni.com

Проблемы культуры в России (стр. 3 из 3)

Есть и другая группа причин невысокой эффективности государственной культурной политики — слабая проработанность Федеральных целевых программ, которые лишь обозначают общие приоритеты и направления деятельности в сфере культуры, их слишком абстрактный характер, не учитывающий специфику конкретных регионов и территорий. Дело в том, что в технологии проектирования слишком абстрактная модель ситуации (и соответствующий радиус проблем) оказывается не всегда оптимальной. Понимание общенациональных проблем — это, скорее, тот общемировоззренческий контекст, который определяет позицию проектировщика или субъекта управления. Главное в процессе формирования проекта — изучив конкретное социокультурное пространство, где протекает жизнедеятельность человека, понять те социально и личностно значимые проблемы, которые, во-первых, отражают реальные и непосредственные условия жизнедеятельности человека в социокультурной среде, во-вторых, связаны с неоптимальным уровнем культурного развития личности.

Заключение

Итак, рассмотренная нами тема – проблема культуры в России – чрезвычайно актуальна сегодня. Несомненно, что культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, она организует ее и вытесняет инстинктивную деятельность. Следовательно, можно сказать, что культура - цемент здания общественной жизни, и не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе.

В нашей стране в ходе перестройки экономических и социальных основ государства желание обрести определенность, уверенность в завтрашнем дне вызвали возникновение новых социальных групп самых разных направленностей – и в экономике, и в культуре, даже на бытовой почве. Возрастает желание подражать Западу, исчезает духовная самобытность российской культуры, забывается история и культура целых регионов, особенно на Севере и Кавказе. Эти проблемы невозможно преодолеть, пока правительство и Президент больше заняты собственными политическими амбициями, нежели нуждами населения. Особенность проблемы положения культуры в том, что вложенные труд и средства дают результат не сразу, а в течение нескольких лет, или даже десятков лет. Ведь и ухудшение ситуации наступает не сразу – стоит вспомнить прошедшие с начала перестройки 15 лет.

Духовная жизнь общества сегодня может показаться абстрактынм термином, смысл понятия "обыденная культура" вообще становится неясен, телевидение, кино, радио формируют искаженный вкус у подрастающего поколения – это подтверждено многими исследованиями. Чтобы восстановить утерянное, потребуется целое поколение талантливых режиссеров, директоров, управляющих по делам культуры.

Мы видим, что материальные ценности почти целиком вытеснили ценности гуманитарные, духовные. Зачастую для того, чтобы молодым людям войти во взрослую жизнь, обеспеченные родители поддерживают их абсолютно во всем, взваливая на себя все проблемы. Итог – инфантильность и неспособность самостоятельно действовать, рассеянный образ жизни, увлечение наркотиками.

Всех этих данных достаточно для того, чтобы убедить кого угодно – культура в России погибает. Ососбенно контрастно смотрится положение провинции и центральных регионов.

Но все же - универсальные общечеловеческие ценности до конца не исчезли, они существуют. История всегда была сложна и противоречива. Почему на протяжении человеческой истории они нередко оспа­ривались, и нередко возникали ситуации, подобные той, что сейчас сложилась в России. Она ещё не успела утвердиться на новом цен­ностном пространстве, и не должно казаться, что провозглашаемые сейчас чисто материальные ценности вросли в ткань обществен­ного сознания.

Одна из распространенных точек зрения – все идет, как должно быть, предполагается, что лучше руководствоваться конкрет­ными, сиюминутными интересами нации, класса, державы или политического союза, а общественная структура, ее ценности возникнут заново на новых основах. Консервативно настроенные политики, философы, публици­сты толкуют о том, что общечеловеческие ценности не рожда­ются в готовом виде, в панораме конкретной истории, что они сущест­вуют в форме классовых, каковым и надлежит отдать предпочте­ние. Пророчествуют о космополитическом забвении национального, идеологически конкретного и пугают идейным разоружением.

Другая крайняя позиция характерна для радикальной мысли, выступающей с прямо противоположных позиций от имени гуманизма и демократии. Особый гнев в данном случае вызывает частица «обще». Это она, подчеркивают радикалы, своей абстракт­ностью растворяет, обезличивает человеческое содержание оду­хотворяющих святынь. В пространстве всечеловеческого кон­кретный индивид размыт, его предпочтения неразличимы. Не проще ли на путях гуманистического об­новления общества ограничиться ценностными ориентациями че­ловека, а ненавистное «обще» отбросить ка воплощение чуждой и анонимной сущности ?

При этом исто­рико-философская традиция отступает на второй план. Опыт тота­литаризма заставляет нас с подозрением относиться к любому идейному построению, внутри которого определяются некие пре­делы для личности. Философы и публицисты озабочены тем, чтобы освободить людей от всевластия доктринальной мысли, деспотии государства, от полного растворения личности в таких надличностных сущностях, как коллектив, нация, культура, челове­чество. Отсюда полемически заостренное стремление избавить че­ловека от всех оков, раскрыть неисчерпаемый потенциал персона­листской традиции, обеспечить безраздельный примат индивида, противостоящего любым отчужденным структурам и безымянным феноменам.

Общечеловеческие ценности предполагают, прежде всего, ос­мысление единства человеческого рода. Нет таких святынь, кото­рые почитались бы во все времена. Однако есть такие абсолюты, которые значимы для всего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным.

Общечеловеческие ценности предполагают сохранение сово­купного духовного опыта. К святыням человеческого рода отно­сится, например, сократовское триединство Истины, Добра и Кра­соты. Эти абсолюты отражают достояние всего человеческого рода. Когда мы говорим об общечеловеческих достижениях, то не­редко имеем в виду приобретения европейского мира. Но те­ряет ли свое значение рожденная в античности идея демократии?

Культура характеризуется прежде всего способностью продуци-ровать, сохранять и транслировать духовные ценности различныхформ и типов. Культура исторически сформировалась в конечном счете как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют уже как институты культуры. Именно их и надо задействовать для того, чтобы российская культура превратилась в сложное по деятельности, многообразное по формам духовное образование. Сюда входят нравственность, религия, искусство, наука, философия иидеология, политика, миф, мировоззрение и т.д. Сложное взаимодействие этих систем, как остается надеяться, образует целостную ткань культуры нашей страны.


Список литературы

1. Добрынина В.И., Большаков А.В. Актуальные проблемы культуры XX века / М. «Знание», 1993г.

2. Введение в культурологию – учебное пособие для вузов под ред. Попова Е.В. / М. «Владас», 1995г.

3. Культурология, под ред.Г.В. Драча, Ростов-на-Дону, Феникс,1996