Смекни!
smekni.com

Сюрреализм и Сальвадор Дали (стр. 2 из 2)

Апеллируя к Фрейду и его школе, сюрреализм получил возможность настаивать на том, что он не беспочвенная фантазия, а новое слово в понимании человека, искусства, истории, мысли. То была столь солидная и прочная опора, что уже не приходится удивляться влиятельности и распространенности сюрреализма, его всеохватности до середины хх века.

5. С. Дали как одна из ключевых фигур движения сюрреализма.

Для сюрреализма, в том виде, как его исповедовал Сальвадор Дали, нет ни политики, ни интимной жизни, ни техники и ничего другого. Есть только сюрреалистическое творчество, которое превращает в нечто новое все то, к чему оно прикасается.

В 1929 г. молодой Дали попал на ту парижскую почву, к которой был уже подготовлен. С картины 1929 г. "Великий мастурбатор" до таких произведений 1936-1937 гг., как "Осенний каннибализм" и "Метамарфозы нарцисса" простирается первый (и, как говорят самый плодотворный) период самостоятельного и зрелого творчества. За несколько лет он станет одной из ключевых фигур движения и займет важное место в его летописи. Яркая театральность и способность поражать в сочетании с технической виртуозностью сделали его противоречивой фигурой. Однако сегодня Дали признан одним из крупнейших новаторов искусства двадцатого

столетия. Его энергия и изобретательность проявились в самых разных формах: он выполнял эскизы ювелирных украшений, оформлял витрины, принимал участие в театральных постановках и создании кинофильмов, проиллюстрировал популярную книгу "Песни Мальдорора" Лотреамона. Он написал две автобиографии "Тайная жизнь Сальвадора Дали" и "Дневник гения", новеллу

"Скрытые лики", которые в переводах известны во всем мире. В это время и сама биография Дали уже определяется как своего рода произведение искусства. Он часто воплощает в жизнь свои приемы сюрреалистического парадокса, и его высказывания и общественные акции отталкивают от него корифеев движения, в первую очередь Андре Бретона. Уверенность в себе, в своем таланте проявляется в демонстративных формах вызывающей и явно форсированной "мании величия". Он идет на разрывы связей с людьми, близость к которым осеняла его "ученический" период. В 1934 году Дали изгоняют из группы сюрреалистов, которая продолжает "леветь" и сочувствует коммунистам. Он вызывающе отказывается занять столь определенную позицию и даже начинает опасную сюрреалистическую игру с шовинизмом и фашизмом. В 1941 году практически все прежние друзья рвут с ним всякие личные отношения, после того как он провозглашает себя сторонником католицизма и монархии.

6.Роль Галы в творчестве С. Дали.

В 1929 году Дали уже был знаком со своей "музой", с "Галариной", как он ее называл. За тридцать пять лет совместной жизни, художник впал в настоящую наркотическую зависимость от жены. Она была его ребенком и матерью, музой и менеджером. Он говорил: "Гала стала солью моей жизни, огнем, в котором закалилась моя личность, моим маяком, моим двойником, она - это я". Гала занималась практическими делами - устраивала выставки, заключала контракты, действуя как ловкий и умелый агент. Сюрреалисты ее терпеть не могли. Они звали ее "Гала - желчь". Она увела у сюрреалистов их лучшего живописца, и простить ей этого они не могли. Но дали это было все равно. Ему больше никто, кроме Галы, не был нужен. Близость с ней переросла у него почти в патологию. В начале 1930 годов он стал подписывать свои картины именем "Гала-Сальвадор Дали", как будто они были одним человеком; к 1940-м такая практика стала обычной. Деньги были их главной страстью и они удовлетворяли ее с яростной безоглядностью. В 1949 году Андре Бретон изобрел саркастическую анаграмму имени Дали: "Avida Dollars" - "жаждущий долларов". Дали пришел в восторг от издевки учителя и использовал ее для зарабатывания еще больших денег.

Дали боготворил Галарину и создавал ей памятник в своем творчестве. Бывшие друзья подозревали, что она "испортила" его, развила в нем алчность и эгоизм, разорвала прежние связи. Кому дано решить, кто прав?

7."Сюрреализм-это я!"

"Со времен Французской революции начало распространяться ошибочное суждение о том, что гений во всех отношениях (кроме его творчества) - более или менее обычный смертный. Это обман! И если это обман по отношению ко мне - высочайшему гению нашего времени, гению истинно современному, это тем более обман по отношению к тем, кто, подобно божественному Рафаэлю, воплотил самый гений Ренессанса."

Гениальность свою Дали осознает с ясностью порой головокружительной. Пожалуй, это глубокое внутреннее ощущение собственной гениальности служит мощнейшим стимулом его творчества.

Способ творчества Сальвадора Дали похож на рискованный эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Дали словно испытывает их на прочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя несоединимое. Дали опасен для тихого и уютного устройства человеческих дел, потому что он дискредитирует полярные смысл и ценности культуры. Эту технику философского вопрошания Дали позаимствовал отчасти от сюрреализма, отчасти разработал сам с помощью чтения своих любимых мыслителей. Поэтому можно утверждать, что сюрреализм действительно, есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, стиль жизни.

Не стоит придавать слишком большое значения просчитанной мании величия, наигранному нарциссизму "божественного " дали. То место, которое он занимает в истории, окажется долговечнее этих шлаков и перегибов.

Список литературы.

1. Барашинский М., "Гала - концерт Сальвадора Дали", 1999 г., "Vocue".

2. Вирмо О. И Вирмо А., "Мэтры сюрреализма", 1996 г., Санкт-Петербург, Академический проект.

3. Дали С., "Дневник одного гения", 1991 г., Москва,Искусство.