Смекни!
smekni.com

Феномен средневекового рыцарства (стр. 4 из 6)

13. Большую роль в картине мира играл символ. В любом событии человек мог увидеть знамение свыше и сам создавал символы с целью влияния на исход событий.

14. Средневековому восприятию были присущи черты гротескности, но в этом не видели ничего комичного. Человек утрировал какое-либо качество, потому что более эмоционально, чем наш современник, вос­принимал мир.

15. Несмотря на единство переходящих порой друг в друга крайностей и совмещение несовместимого, мировосприятие средневекового человека отличалось целостностью, доходящей до невозможности его расчлене­ния на элементы. Эстетика, исторические знания, философия, экономи­ческая мысль представляли собой нерасчленимое единство, так как все проблемы рассматривались с точки зрения центральной картины мира - идеи бога. Учения о прекрасном были ориентированы на постижение бога, история имела смысл только как осуществление божьего замысла. Рассуждения о богатстве, цене, труде были составной частью анализа этических категорий. Только в терминах богословия человек осознавал себя и свой мир.

16. Целостность миросозерцания порождала уверенность в единстве мироздания. Подобно тому, как во временном ощущали вечное, человек оказывался единством всех тех элементов, из которых построен мир, и конечной целью мироздания. В части заключалось целое, микрокосм (человек) был дубликатом макрокосма (мироздания).

17. Целостность мировосприятия не предполагала однако его гармонич­ности и непротиворечивости. Контрасты вечного и временного, священ­ного и греховного, души и тела, небесного и земного лежали в основе этого миросозерцания. Они находили опору в контрастах реальной действительности. Средневековое христианское мировоззрение перево­дило эти реальные контрасты в надмировые категории и разрешение противоречий оказывалось возможным в потустороннем мире. Так христианство выполняло роль компенсаторного механизма. Однако необходимо отметить, что этот механизм существенно отличался от того, который предоставлялся человеку восточными религиями. Христи­анство все же было чем-то внешним по отношению к жизни большин­ства людей: человек мог грешить и каяться. Для человека, следующего конфуцианству или буддизму, это невозможно: восточные религии - не столько система идей, сколько образ жизни. Поэтому христианство даже в Средние века меньше подавляло активность человека и стремление к улучшению своей жизни, а это создавало принципиальную возможность перестройки цивилизации.

При таких особенностях быта у каждого сословия должно было развиться собственное воззрение на все жизненные отношения, которые нашли свое отражение в литературе - основном источнике и памятнике рыцарской культуры и этики. Рыцарские эпопеи проникнуты этим исключительным духом. Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем. Она поэтизировала земные радости вопреки христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического звучания (французская "Песнь о Роланде", испанская "Песнь о Сиде") появилась рыцарская поэзия (лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии) и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды), представляющие так называемую куртуазную литературу с обязательным культом прекрасной дамы.

Рыцарский роман возник на Западе В XII в., и это было далеко не случайно. XII век не раз сравнивали с Возрождением или считали его началом. Оба эти утверждения слишком смелые и, конечно, ошибочны. Но столетие было действительно замечательным. Культурное развитие приобретает невиданный до того динамизм. Литературные направления и жанры возникают, вступают во взаимодействие, усложняются и скоро если и не приходят в упадок, то оттесняются на литературную периферию, уступая место новым направлениям и жанрам. Столь же быструю эволюцию проделывает и изобразительное искусство - от романского стиля в начале XII века к утверждению готики уже в его середине. Это было время феодальных смут, религиозного экстаза, уравнительных ересей и одновременно - небезопасных попыток рационализировать иррациональное, вычислить и измерить безмерное. На смену суровой простате, обобщенности и некоторой эстетической и этической одноцветности предшествующих столетий приходят пестрота, усложненность, многообразие. Культура Западной Европы, как и взрастивший ее феодальный строй, переживает период зрелости.

Автор куртуазного романа (romanscourtois) - это чаще всего клирик, то есть человек для своего времени ученый, состоящий на службе при очень значительном феодальном дворе (сеньор средней руки не смог бы оплачивать его долгий и утомительный труд) сам же, как правило, незнатного рода: простой горожанин или же бедный рыцарь. Среди авторов рыцарских романов особо можно выделить знаменитого Кретьена де Труа, который сочетал в своих произведениях античную традицию "шансон де жест" (chansonsdegestes) и кельтские мотивы, в том же столетии писала свои песни Мария Французская.

Рыцарская литература была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала. Какими же качествами должен обладать настоящий рыцарь? В принципе, рыцарь должен происходить из хорошего рода, иногда в рыцари посвящали за исключительные военные подвиги, кроме того, можно было - и это случалось все чаще, по мере развития городов и усиления их значения - купить эту привилегию. Но в куртуазной литературе герой непременно блистал великолепным генеалогическим древом. Рыцарь должен был отличаться красотой и привлекательностью. Его красоту обычно подчеркивала одежда, свидетельствующая о любви к золоту и драгоценным камням. От рыцаря требовалась сила, иначе он не смог бы носить доспехи, которые весили 60-80 кг. герои романов обычно проявляли еще в детстве, подобно Гераклу.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Слава требовала неустанного подтверждения, все новых и новых испытаний, поэтому рыцарь должен странствовать, пока не подвернется случай сразиться: "Раз здесь война - я тут останусь", - говорит рыцарь в одной из баллад Марии Французской. Если войны нет - он отправляется дальше, вызывая первого встречного всадника, чтобы установить иерархию,. место в которой зависит от количества и качества побежденных рыцарей. Рыцарь не может спокойно слушать о чужих успехах. Один из героев баллад Марии Французской должен был помериться силами с неизвестным соперником, весть о славе которого дошла до него, ибо - как он говорит - зависть грызет его сердце. Поединки рыцарей с закрытыми лицами служат в куртуазных романах темой трагических историй, в которых рыцарь, подняв забрало поверженного противника убеждается, что убил близкого родственника или друга (обычай закрывать лицо забралом объясняется, по мнению Монтескьё, тем, что получить удар в лицо считалось особенно позорно: ударить в лицо можно было только человека низкого звания).

При такой постоянной заботе о своем боевом престиже понятно, что от рыцаря требуется мужество. Недостаток мужества - самое тяжкое обвинение. Боязнь быть заподозренным в трусости вела к нарушению элементарных правил военной стратегии, что зачастую приводила к гибели рыцаря и его дружины.

Короли в средневековых поэмах изображались обычно не слишком героическими, даже если речь шла о таких фигурах, как Карл Великий или король Артур. Обычно король искал опоры в каком-нибудь благородном рыцаре, что возвышало достоинство этого рыцаря.

В 1020 году епископ Фюльбер из Шартра изложил обязанности рыцаря по отношению к своему сюзерену в шести пунктах. Присягнувший на верность был обязан не допускать причинения какого-либо ущерба телу сюзерена, его достоянию, чести. его интересам, не ограничивать его свободу и дееспособность. Кроме этого, вассал обязан был верно служить своему господину советами.

В CounsuetudinesFeudorum (свод ломбардского феодального права XII-XIII вв.) рассматриваются многочисленные примеры вероломства рыцаря по отношению к сюзерену (felonia), которые значительно расширяют перечень обязанностей вассала. Необходимость законодательству того времени уделять много внимания подобным деяниям говорит о том, что вассальная присяга не могла держаться только на одних словах и рыцари часто нарушали данное ими слово.

Неустанное соперничество не нарушало солидарности элиты как таковой, солидарности, распространявшейся и на врагов, принадлежащих к элите. Из литературных источников можно узнать, как принимали англичане врагов, побежденных ими в битвах при Креси и Пуатье, о совместных пирушках и состязаниях. Когда англичан в 1389 году преследует дизентерия и голод, они идут лечиться к французам, после чего возвращаются и сражение возобновляется. Примером солидарности феодалов - рыцарей может служить история подавления крупнейшего крестьянского восстания во Франции - Жакерии (1358 - 1359 годы); при этом французские и английские рыцари объединились под знаменами наваррского короля Карла Злого, не смотря на Столетнюю войну, и обратили свое оружие против восставших крестьян.

В одной из легенд простой воин хвалился, что убил благородного рыцаря из вражеского войска; его благородный командир велит повесить гордеца.

Рыцарь должен был хранить безусловную верность своим обязательствам по отношению к равным себе. Когда сын Иоанна Доброго сбежал из Англии, где он содержался в качестве заложника, Иоанн сам сдался в руки англичан вместо беглеца. Хорошо известен обычай принесения разных рыцарских обетов, которые следовало выполнять вопреки здравому смыслу (группа рыцарей поклялась не отходить с поля боя дальше определенного расстояния - девяносто рыцарей заплатили за этот обет жизнью).