Смекни!
smekni.com

Шпора по культурологии (институт) (стр. 3 из 5)

46. Золотой век. Росс культура 2 половины 18
Культура пронизана идеями гражданственности, патриотическим пафосом, чувством общественного долга. Классицизм (ранний1760-70 г., зрелый1780-1800 г., поздний до 30-х)-использование античных канонов. Русскому классицизму присущи: идеи служения обществу, причастности личности к судьбе родины, стремление к простоте, логической упорядоченности, приверженность к анатомической правильности тела. Одновременно с ним развивались и формировались сентиментализм и романтизм. Лит-ра: Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Державин- родоначальник реализма – оды, Сумароков, Ломоносов, Тредиаковский. Появление реалистов. Херасков, Копнист- против крепостничества, аристокр. системы. Фонвизин «Недоросль», «Бригадир». Театр: 1756г.-подписан указ об образовании русского нац. театра (директор Саморуков).Актеры: Дмитриевский, Шумский, Троепольский, Жемчугова. Живопись:1757г.-академия художеств. Персонаж- живой мыслящий человек. Новые жанры: исторический (Лосенко «Владимир перед Арагнедой»), пейзажи (Алексеев, С. Щедрин), бытовой, натюрморт. Знамен: портретисты: Рокотов – главное: эмоциональное состояние человека; Левицкий, Боровиковский. Скульптура: Шубин, Ф. Щедрин, Гордеев, Козловский «Самсон раздирающий пасть льва», Фольконе «памятник Петру1». Арх-ра: классицизм: Баженов (дом Пашкова), Казаков (здание сената в Кремле). Наука: Географическое исследование страны – Беринг, Лодыгин, Капустин.
56. Охрана памятн исто . Всеросс. Общ-во
Разграничение понятий “преемственности” и ”наследования”(I- общефилософское, значимо для всех сфер жизнед-ти общ-ва, II- осознанные действия, направленные на критическую оценку оставшихся культурных ценностей). Культ. наследие – совок-сть связей, отношений и рез-тов деят-ти ч-ва на протяжении всех историч. эпох, подлеж-их критич. оценке, развитию и использ-ю. Всерос. Общ. Охр. Пам. И и К основано в 1966г. Задачи: 1- вовлек-ет в свои ряды предприятия, учреждения и т.д. 2- координирует общ-ную деят-сть в обл-ти охраны пам-ков истор. и культ-ры. 3- экспертирует проектную документацию: ген.планы, застройки, проекты охр. Памятников. 4- конролир-ет пр-во восстанов-ых работ.

Билет 29

51. Становление сов. к-ры(1917-1941)
Начало – ряд мероприятий (формирование нового типа мышления): декреты Сов. Власти (все культурные ценности - общенародная собственность) В.И. Ленин:”Искусство принадлежит народу… Оно должно быть понятно и любимо им”. Декрет СНК “О памятниках республики(воздвигать памятники выдающимся людям революции)”-12 апреля 1918 и др. Соцалистический реализм. Идеологизация культуры. В 20-е годы - Маяковский, театр - Мейерхольд, кинематограф - Эйзенштенейн. Политический плакат (Моор”Ты записался добровольцем”, Дени”На могиле контрреволяции”). В 30-е годы –расцвета сов. искусства – соц-кий реализм. Худ. – Кустодиев ”Большевик”, Греков. Портретисты – Кончаловский, Дейнека. Скульпторы – Андреев, Шадр”Булыжник – оружие пролетариата”, Мухина “Рабочий и колхозница”. Архитекторы – Щусев (Мавзолей Ленина), братья Веснины (Днепровская ГЭС). 20-30-е годы – строительство Московского метрополитена. Литераторы –Серафимович,Фадеев, Шолохов, Островский. Поэты – Маяковский, Блок, Есенин. Музыканты – Глазунов, Игумнов. Наиболее характерные черты культуры в первые годы существования сов. Власти – народность, гуманизм, патриотизм, верность большевистской идеологии, высокая идейность.
61.культура офицера пути ее повышения.
В системе подготовки офиицерских кадров инженеров спеуиалистов связиважное и место сегодня занимает эстетическое воспитание. ккаждый военнослужащий не только вооруженный защитник отечества военный спеуиалист но и гражданин. В процессе воспитания вырабатывается ориентауия личгности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их хорактере сложившимимся в донном конкретнои обществе а текже происходит приобщение к этим ценностям.Эстетическое воспитание обладает двумя основными функкциями: форимирование её творческих способностец. Эти функции и определяют место жстетического воспаитиания в общественной жизни. Красота является одним из регуляторов человеяеских взаимоотношений: благодаря красоте люди интуитивно тянуис к добру ещё до тоого как и дея добра будиъет осмысленно воспригята их моральным состаянием. Процесмс и система эстетияеского воспитания воинов представляет собой совокцпностьпринуипов иметодов средств и способов решающих задачи.Таким образом эстетическое воспитание в подразделениях ФПСИстроится на использовании общих закономерностей формирования всестороннеразвитой личности военнослужищего.

Билет 5

28. К раннехристиан пер . Романский Стиль.
Низкий уровень пороизвод. сил, натур. хоз-во, феодраздробленность. 313г Константин – христианство гос. религия. Иску-во не подражает природе, появление бестелесых фигур. «Рома»- Рим. Замок – центр всей культ. жизни. Зодчество. Появление Базалики, здания формы креста. Германия центр. Церковь св. Марка в Венеции, пизанский собор, церковь Сан Миньяно дель Монте во Флоренции.
5 худ. к-ра
( искусство)–совокупность худ.ценностей области х\к: -дух-худ(жив,скульп,граф); мат-худ(дпк,дизайн); теоретическая(науки об искусстве,к-ре: эстетика,иск\вед,арх,этн) напр.разв.: -созд х\ценн,распр х\к,освоение х\к

Билет 12

30 Эпоха Возрождения. Ренесанс.
New этап в культуре. Заложены основы соврем. науки естествознания, литературы. Впервые сложилась реалистич система. Культ возрожд изучают на основе понятий ренесанс и просвещение. Возрождение – явление общества вступившего в полосу перемен, основа – переход от феодализма к капитализму. 14,15-17 века. Ренесанс в Европе – эпоха позднего возрождения. В основе – принцип гуманности, утверждение достоинства и красоты реального чел , разума, воли, творческих сил. Связь с культ античности. Микельанжело – скульптор(Собор святого Петра в Риме), Леонардо де Винчи(ученый,худ,скульпт), Микеланджело, Рафаэль(Сикстинская Мадонна), Шекспир
35 Импрессионизм, постимпресс.
Импрессионизм – передача впечатлений от окружающей природы. Уход от реалистического искуства к символизму. Обобщение, упрощение форм света. Цель – удовольствие от наблюдения, нет жизненного смысла. Растворение формы в цвете. Эдуард Мане – картины без главн. героев (обрезанные фигуры), Агюст Роден – пластика (мрамор – текучие формы).Постимпрессионизм – смещение импрессионизма к оциальному напряжению, смелое применение цветов. Ван Гог, Поль Сизан – «нервные мазки», «подсолнухи» «автопортрет», Поль Гоген – спокоствие, уравновешенность.

Билет 20

20. Марксистская теория к-ры
Материальные принципы, Маркс разработал формационный подход. К-ра – продукт деятельности. Смена к- ных типов из-за нарушения в системе, если человек перестаёт быть целью деятельности для др. человека.
43. К Руси татаро-монгольского нашествия.
Монголо-татарское иго сыграло огромную роль на развитие культуры. Междоусобица, раздробленность мешали развитию государства. Вследствие этого остановился процесс развития к., приведший к культурному застою.Лит-ра : основная тема освобождение русского народа: «слово о погибели русской земли», «повесть о разорении Рязани Батыем».Появляется новый жанр – житие (повествовательное сочинение о жизни святого). В основе – литература монахов и церкви. «житие Александра Невского» – 13 в. характерная особенность – уделение особого внимания государственным интересам. Новый жанр – былины. Циклы былин: Киевский (идея освобождения русского народа), Новгородский. Поэтические произведения : «Задонщина» - 1380 г. (прославляет победу над монголами).Медленнее всего возрождалось на Руси каменное зодчество. Только в 1292 г. около Новгорода строится первое со времен Батыева нашествия каменная церковь Николы на Липне. 1366 г. началось строительство каменного Московского Кремля.Фреска: Феофан Грек «вседержитель» церковь Спаса на Ильине в Новгороде 1378 г.

Билет 2

2.Культура как соц. Явл. Общ.
. процессы исследуются в главныхсферах деят. ч-ка: матер, соц.(полит) и дух.(наука, иск-во, лит-ра, рел) 150-200 определений(технол, деятельностные, ценностные) !подходы, опирающиеся на материалистическое и идеал. Миропонимание(И.Кант, Гегель, А.Вебер) к-ра(лат.-совершенствование)-совок. мат. и дух. ценностей, накопленных общ., характеризующихся определенным уровнем их совершенства, а также распространение их в общ. на различных ступенях его развития
25. Культура Междуречия, Др. Египта.
Междуречье(Тигр и Ефрат)VIв до н.э. памятники: клинопись (Шумерская),город Урарту, Вавилон. Башня (во славу бога Мардука)Барельеф (для изображ. Царей), наука(звездочёты).К-ра – каноничная( бог Ра), статичная, консервативная. 42 династии фараонов. Вера в загроб. Жизнь. Памятники- пирамиды, фрески, клинопись (иероглифы), храмовая архитектура (храм Амон-Ра в Карнаке, храм Рамсеса II в Абу-Симбеле) медицина (бальзомирование).

Билет 1

1. культорология
.–наука, предмет к-рой - различные стороны развития общества: мат., соц., полит., худ. К.,как наука изучает наиболее общие закономерности разв. к-ры принципы ее функционирования, связь различных культур. Курс К.всесторонне рассматривает и изучает феномен к-ры в философско-историческом и социально-культурологических аспектах. Содержание курса К. 1К. как наука: школы, направления, теории; 2 история мировой к-ры; 3 история отечественной к-ры(1др.рус,2Рос16в,3Рос19в,4соврем к-ра); 4 охрана и использование культурного наследия нашего отечества
24 Первоб К. Усл её формирования.
40 тыс. лет до н.э. завершилась биологич революция чел-ка. К-ра первобыт чел-ка: - слитность мат и духов. Влияний на чел-ка; - синкритичность (примитивность); - имперсональность (безимянность). Периоды: каменн. век(палеолит, мезолит, неолит )медный (энеолит), бронзовый и железный. Первичные (палка…) и вторич(произведён. с помощью первич) орудия труда. Дух. к-ра: язык, фитишизм (вера в сверхъестественн. Предметов), мифичность. Раскопки: пещера Ла-Форси (Франция), Ласко (Испания)- настен. живопись.Эпоха матриорхата ( женские статуэтки). Архитектура – Менгиры (верт. каменн. глыбы, место поклонения),кромлехи, дольмены. Муз. Инструмент – барабан. Ритуал. танцы – прообразы хореографии.

Билет 3