Смекни!
smekni.com

Этнология Л.Н. Гумилева (стр. 2 из 3)

Каждый этнос (племя, народность, нация) имеет свою этноноосферу, которая является единым информационно-энергетическим полем, удерживающим в сфере своего влияния любого индивида своей системы, биополе которого по своей частоте соответствует его общей несущей частоте. Когда говорят, что данный человек ощущает себя булгарином, русским, чувашем, башкиром, украинцем и т.д., то возникает вопрос: почему он себя так ощущает, в чем тут причина? Когда говорят, что он считает себя русским, потому что ощущает себя им или что таково его мироощущение, то такие рассуждения ничего не объясняют не только на научном уровне, но и в обыденной жизни. Тут следует поставить другой вопрос: каковы основания таких ощущений? Старая

этнология
не могла дать ответ на этот вопрос. Учение же об этноноосфере указывает на конкретные материальные основания ощущения каждым человеком своей принадлежности к той или иной национальности. Эти основания в биополе человека, которое связано с этноноосферой конкретного этноса. Вне этноноосферы нет человека. Когда-то некоторые представители интеллигенции гордо называли себя: “Я - гражданин мира”, но от этого они не переставали быть русскими, поляками, украинцами и т.д.

Этноноосфера возникает вместе с этносом, являясь хранилищем его памяти, его информационным центром, где скапливаются все сведения, касающиеся этнической истории народа, его вероисповедания и мировоззрения, трудовых навыков и политических воззрений. Космическая энергия, концентрирующаяся в этноноосфере, организуется мыслями и чувствами людей данной национальности, образуя информационно-энергетическую систему этноса. Между этноноосферой и биополем человека идет постоянный интенсивный обмен информацией на уровне подсознания человека, но этот процесс не всегда им осознается. Информация от человека в этноноосферу поступает по всему диапазону частот его биополя, т.е. все изменения, даже мельчайшие, вызванные мыслями и чувствами человека, моментально становятся достоянием этноноосферы. Обратный процесс протекает иначе. Информация от этноноосферы к человеку поступает выборочно. Головной мозг человека как приемное устройство не воспринимает весь диапазон частот, воздействующих на его биополе, многое остается неосознанным. Его неосознанные поступки, в конечном счете также определяются этноноосферой, хотя иногда человек удивляется своим интуитивным действиям, не находя им объяснения.

Применение учения об этноноосфере с пассионарной теорией этногенеза к рассмотрению этнической истории народов ограждает историческую науку от различного рода измышлений. Отсутствие у исторической науки философско-методологической базы, разработанной на основе современных научных достижений, является той “черной дырой”, куда неожиданно исчезают старые этносы и откуда так же неожиданно появляются новые. Пассионарная теория этногенеза и учение об этноноосфере на вопрос: “Куда исчезли волжские булгары, хазары, печенеги и половцы?” - позволяют однозначно ответить: “Никуда. Волжские булгары и сейчас живут в лице поволжских татар, а потомки донских и нижневолжских булгар, печенегов и половцев проживали под именем татар еще во времена Золотой Орды, а затем влились в состав народов Восточной Европы”.

Волжские булгары после распада Золотой Орды восстановили свою государственность в полном объеме. Традиции булгарской государственности уходят своими корнями в Великую Болгарию Кубрата, существовавшую на Северном Кавказе в VП в. Свое дальнейшее развитие она получила в Волжской Булгарии, которая возникла на Средней Волге в VШ в. Сведений о том, как протекала жизнь булгар на Средней Волге в VIII-IХ вв. мало и мы можем только догадываться об этом, что вполне естественно, ибо они находились в инкубационном периоде фазы подъема, когда в этносе совершаются внутренние процессы, не всегда отмечаемые соседями и летописцами. Достоверные сведения о волжских булгар в явном периоде фазы подъема их этногенеза оставили восточные авторы начала Х в., прежде всего Ибн-Фадлан, отметивший в своих записках официальное принятие булгарами ислама в 922 г. Фаза подъема завершилась установлением централизованной власти над всей территорией Булгарии единого булгарского эмира. Правление эмира имело все атрибуты государственности феодального типа. В расширении своего ареала булгарский этнос также достиг немалых успехов. Влияние булгар простиралось на сотни километров от столицы во всех направлениях стран света.

Акматическая фаза, в которую булгары вступили в ХI в., привела к еще большему укреплению их этноноосферы на базе мусульманской культуры. Под влиянием булгар жили многие окружающие народы. Столкновение двух наиболее сильных этносов Восточной Европы - булгар и русских, которые к этому времени уже довольно надежно укрепили свой православный менталитет, - сопровождалось как военными походами друг на друга, так и многими годами мирной жизни, когда торговые, дипломатические и хозяйственные связи между этими народами приобретали устойчиво интенсивный характер. Результаты ремесленной деятельности булгар в этот период стали известными во многих не только ближних, но и дальних странах. Булгарские купцы были частыми гостями в таких странах, как Русь, Китай, Индия, странах Средней Азии, Ближнего Востока, Западной Европы. Слово “ал-Булгари” (“из Булгарии”) звучало так часто, что в Средней Азии оно не было забыто еще и в ХIХ в.

В конце акматической фазы булгарам пришлось испытать яростные военные удары монголов.

Не менее тяжелые испытания пришлось испытать булгарскому этносу в конце XIII - XIV вв., когда он вступил в фазу надлома. Потеря народом перспектив, засилье субпассионариев, для которых свои личные интересы оказались выше общенациональных, бесконечные нападения на булгарские земли золотоордынских ханов, русских князей и ушкуйников потрясали страну. Булгария распалась на ряд княжеств, среди которых на первое место стало выдвигаться Казанское княжество, слабо связанное с другими княжествами. Все эти события неблагоприятно отразились на этноноосфере булгар, резкие и сильные колебания привели ее к ослаблению.

Мысли и чувства булгар приобрели противоречивый характер, которые отразившись в этноноосфере также не способствовали ее устойчивости. Однако булгарский этнос с честью выдержал и это испытание. Сохранилась страна, хотя и расколотая, сохранился булгарский народ, который имел, хотя и ослабленную, но еще достаточно сильную для укрепления единства булгар этноноосферу.

После многих потрясений и испытаний, потерь и разрушений булгарский этнос вступил в первой половине XV в. в инерционную фазу своего этногенеза. Инерционная фаза этногенеза отложила свою печать на жизнь и деятельность булгар. Источники почти не сохранили нам сведений о событиях в самой Булгарии, она осталась в основном в записях русских летописцев как соперница Московской Руси за преобладание на Волжском пути и землях Севера, богатых пушниной.

Соперничество между Казанской Булгарией и Московской Русью продолжалось более 100 лет. Победа оказалась на стороне Москвы, которая завершила противостояние двух государств завоеванием в 1552 г. Казани, а затем и всей Булгарии. Причин падения Булгарии несколько. Одна из них - этнического характера. Русские были молодым растущим этносом, а булгары переживали свою старость. Вполне естественно, что старый этнос не смог противостоять своему молодому соседу. Этнос уже не обладал достаточным уровнем пассионарного напряжения и этноноосфера, ослабленная и расколотая, не оказала необходимого в экстремальных условиях воздействия - основная масса булгарского народа во время осады Казани не поднялась на защиту своей столицы. Позже, когда царские войска стали оккупировать земли Булгарии, народ вынужден был взяться за оружие, но было уже поздно. Тридцатилетняя борьба булгарского народа не вернула стране свободу. Так окончилась инерционная фаза этногенеза булгар.

В жизни булгарского этноса наступила фаза обскурации, в которую он вошел на рубеже XVI - XVII вв. уже в составе российского государства. Потеря государственности, гибель в пожарищах битв памятников и ценностей материальной и духовной культуры булгар, вынужденный уход их с мест, которые они обживали сотни лет, в Приуралье, в Сибирь и в Среднюю Азию, насильственное крещение, гибель пассионариев в национально-освободительной борьбе ускорили переход булгарского этноса из инерционной фазы в обскурацию. Многие отрасли ремесленной деятельности булгар, особенно работы, связанные с железом и металлами, были прекращены и забыты. Из городских жителей булгары превратились в сельское население, живущее в глухих и далеких деревнях, оторванных от полнокровной общественной и государственной жизни. Духовная жизнь была сужена до чтения и изучения Корана, историческая память с потерей летописей и книг, содержащих историю булгар, осталась лишь в устной передаче, источник которой обмелел в течение веков до такой степени, что затерялся в песках забвения. Но несмотря на все потери и унижения булгары, сохранили свою этноноосферу. Булгарский этнос дошел до фазы “спасительного”, по словам Л.Н.Гумилева, гомеостаза. Во второй половине XIX в. и особенно в начале ХХ в. отмечается небывалая до сего времени активность булгаро-татарской интеллигенции. Появляется движение ваисовцев за возрождение булгарского этноса. Булгаро-татарские пассионарии ведут активную работу как в красном движении, так и в рядах белых. С установлением Советской власти булгаро-татары восстанавливают с разрешения Москвы свою государственность в форме автономии. Перед булгаро-татарской нацией открываются широкие перспективы. Но мечтам не дано было сбыться. За годы Советской власти булгаро-татары потеряли ценностей из сокровищницы своей духовной культуры больше, чем за все века вхождения в Российскую империю. Хотя нет худа без добра, в лоне русской культуры они заняли достойное место среди других народов, дав России ученых, композиторов, художников, писателей, политиков, руководителей всех рангов, офицеров и военачальников.