Смекни!
smekni.com

Конспект учебника Мамонтова Основы культурологии(М., Изд. РОУ, 1996) (стр. 4 из 4)

Общая идея элитарного подхода к истории в том и состоит, что любая духовно не связанная группа людей, толпа, по сути своей пассивна. Прогресс зависит от того, есть ли среди этой толпы личность, способная взять на себя верховенство власти и при этом быть общепризнанным авторитетом («пассионарность» Льва Гумилева).

Бердяев делал акцент на изначально (природно) иерархической структуре человечества: одни рождаются умными и талантливыми, другие – изначально без этих прирожденных качеств. И эта иерархия человеческих способностей и даров, будучи общепризнанной, безусловно даст человечеству несоизмеримо больше, чем иерархия происхождения, иерархия физической силы и должностей. В условиях демократии важная задача – сохранение и поддержание социальной дифференциации на основе реальных заслуг и талантов человека. Демократия, низвергающая любой и всякий иерархизм – это анархия.

Естественно, в условиях политизации общества, идея элитарной культуры широко используется в политических целях для достижения удобного положения для обычно узкого круга лиц. Кроме того, «власть всегда боится не тех, кто против нее, а только тех, кто выше нее» (Солженицын), а история и духовные достижения прошлого – всегда опасные конкуренты, о которых нужно говорить чем меньше, тем лучше, а если говорить, то только в выгодном ракурсе.

Причем индивидуальность духовной направленности личности – основное отличие человека от окружающего мира: «некультурный – значит несвоеобразный» (Леонтьев). Забивание индивидуальности ведет к упадку культуры.

Гуманизм в самом широком понимании – стремление к общечеловеческим ценностям: истине, добру, красоте. Личность – не только главный фундамент культуры, но еще и верховная ценность культуры, цель.

Бердяев: «личность не может быть частью чего-либо, не только общества, но и мира, она есть целое».