Смекни!
smekni.com

Памятник усадебной культуры XIX века, усадьба ''Отрада'' (стр. 12 из 16)

В Отраде ... прежний образ жизни. В дня рожд. и именин Графа съезжалось много родственников и гостей. Граф надевал к обеду фрак с медалью 1812 г. и после представления оперы или комедии, разыгранной дворовыми на домашнем театре, сад был улиминовываем и пускался великолепный фейерверк. (с. 236)

До 1817 года семейная усыпальница была сокрыта со всех сторон сосновой рощей. Граф велел срубить все деревья, бывшия между этой усыпальницей и домом, так чтоб можно было ее видеть из дома и из парка. В парке также была срублены деревья, загораживавшия вид на Ротонду (так назывался Отрадинский фамильный склеп). (с. 240).

Нат. Влад, скончалась в Италии (Пизе) 12.08. 1819 г. Гроб ее перевезен в Отраду и положен в склеп за гробом Графини Елизаветы Ивановны и рядом с братом Графом Александром. (с. 244).

"В 1821 г. в Отраду возвратилась семья Давыдовых ... Отрада была все так же прекрасна, прорубленный лес открывал вид на усыпальницу, и местность от этого не пострадала. Кое-где однако виднелись следа упадка. Сад около дома уже не был содержим в прежней чистоте. Граф изредка ездил верхом, ходил много и бодро и всегда пешком взбирался на гору в церковь.

Для более продолжительных прогулок он садился в низенькую колясочку, которая катилась с помощью людей, сменявших друг дру­га, и им он указывал необходимые поправки, когда замечал упу­щения".

"Я гулял 2 вер. в саду перед домом ..." В 1826 г, умер ГригорийВлад. - 2 сын Гр. Влад.Григорьевич

новое завещание (с.297)

Примечание

x) С 1855 г. ему (Владим.- Петров. Давыдову) и его потомствус.присвоена по Высоч. повелении фамилия графа Орлова-Давыдова.

Граф сам давал своему внуку уроки геометрии и заставлял при себе, по правилам науки, измерять части Отрадинского парка. (с. 307)

Т.II.

"Граф Влад. Григорьевич совершил еще в 1828 г. акт, которым обеспечил состояние своих шести внучек Паниных и Давыдовых, назначив им разныя благоприобретенныя недвижимыя: имения в Ярославской­, Владимирской, Нижегородской губерниях. Относительно же главной части своего имения Граф не сделал никакого распоряже­ния. Зять его, граф Никита Петрович Панин, напоминал ему о заве­щании, как видно из письма Графа Панина 1829 года, на которое ответа Графа Влад. Григ. не последовало; но памятная записка была найдена по смерти его в его карманной книжке о том, что он должен удосужиться, чтоб разсмотреть бумаги по духовному завещанию. Из того ... можно заключить, что Граф Влад. Григ. заблагоразсудил, чтоб его имение было разделено полюбовно между наследниками, что и свершилось". (с.336,337).

т.1.

Гр. Вл. Григ, родился 8 июля 1743 г.

"... обмен верховых вотчин Графов Орловых на имения, Высочайше пожалованных им в нынешних Сибирской и Самарской губер­ниях". (с.79).

том I

Глава VI.

Вступление в общее с братьями владение имениями. Женитьба Графа Владим. Григ. ... (1768 г.).

Предки Орловых, ... были Тверские помещики. Имения ихкак родовые, оставшиеся за обменом на Высочайше пожалованныя им земли, так и самыя эти земли были несколько лет в общем владении у пяти братьев. Граф Влад. Григ. какучаствовавший в оном, был уже с 1768 года одним из небольшого числа крупных русских собственников. (с. 182).

Впоследствии он сделался единственным владельцем родового имения, которое он по-видимому особенно дорожил. Четыре старшие брата продали его младшему брату Графу Владимиру в 1782 году.

Старшие братья имели отдельные собственности.

Иван - в Симбирской губ» (Ус о лье).

Графу Григорию - в год воцарение Императр. - Гатчинская Мыза и мраморн. дворец в Петербурге.

Оба эти дара выкуплены Екатериной II после смерти Григория Ор­лова на уплату домов.

Гр. Алексей - в Сибмирской, Московской, Воронежской и др. губ.

Гр. Федору - в Симбирской губ.

Жена Влад. Григ. - Елизавета Ивановна Штакедьберг, фрейлина. (с. 183).

Путешествие Влад. Григ. по России - 1770 г. Граф обедает в Серпуховском уезде, в селе Семеновском, у Петра Федоровича Нащокина ..."

аналог: чтение Свияги у г.Свияжска. (с. 202).

х Примечание.

"... Несколько лет после (путешествия по Волге) Граф,
разводя парк свой в серпуховском имении, устроил там русло
для течения вода из двух ключей при такой тонко-исчисленной
нивеллировке, что один ручей течет в нескольких шагах разстояния в противную сторону к другому ручью и один ручеек
проведен таким образом на 1000 сажен против течения реки Лопасни, в которую она впадает. Этот фокус ( ) противен всем правилам садоводства, которое имеет целью под­ражать природе, а не идти ей наперекор; но фокус этот являет­ся именно в городе Симбирске и может быть Граф Орлов захотел воспроизвести в своем парке своеобразное течение Свияги..." (с. 211).

"...из Хатунской огромном дачи Граф Алек. Григорьевич подарил Гpaфy Владимиру часть, из которой последней и устроил свою осадьбу в разстояиин, как сказано в этом письме, около 5 верст от Хатуни". (с. 298).


Усадьба Семеновское - Отрада.

Выписки из исторической записки НПО "Мособлреставрация".

В.Г. Орлов.

1762 г. - переворот, царствование Екатерины II. С 1762 г. учится за границей до 1766 г. До возвращении в Россию директор Академии наук. В середине 70-х годов XVIII в. выходит в отставку. "Неизвестно имя зодчего, составившего проект основных усадеб­ных построек".

"Усадебный дворец - сооружение оригинальное. В самой планировке его заметно смешение принципов барокко в классицизма. Центральная, прямоугольная в плане часть дворца отличается классицистическим расположением анфилад, разделенным централь­ным коридором, в то время какпланировка помещений в торцовых частях здания – свободная, даже причудливая - барочная. И в обработке фасадов чувствуется тяготение к барочному деко­ру..."

"В середине XIX в. здание дополнено двумя угловыми крыль­цами со стороны подъезда и оригинальными ротондами с лестницами и сквозными колоннадами на уровне второго этажа, украсивши­ми парковый фасад дворца ...

"Вероятно» недостроенный 8 этаж шел в проекте какое-то особое оформление, расчитанное на восприятие с дальнего рас­стояния ..."

В интерьерах - лепные карнизы, изразцовые печи, наборный паркет. Плафоны расписывал К.Брюллов.

"Расположенные в один ряд со стороны главного дворцово­го фасада флигели (XVIIIв.), службы (XVIII-XIX в.в.), а также выне­сенные вперед жилые корпуса для прислуги (II половина XIX в.), лаконичны в своем убранстве b благодаря единству декоративных мотивов хорошо вписываются в общий ансамбль служебных построек.

Со стороны паркового фасада к дворцу примыкают два симмет­рично расположенных корпуса оранжерей. Они выстроены по проектуМ.Д.Быковского, использовавшего в их архитектуре ренессансн. элементы, а в декоре — лепные и терракотовые рельефы. На плос­ких кровлях оранжерей были устроены открытые террасы ... Два павильона (конец XVIII в.), расположенные по углам дворцового комплекса со стороны парка л обращенные главными фасадами к реке.

Усадебные ограды» выполненные в XIX в. по эскизам Боссе …

Никольская усадебная церковь - в конце 1770-х годов.

Руководил строительством крепостной архитектор Бабакин.

Церковь - 2-х ярусное сооружение: из собственно церкви (с нижним теплым Владимирским прадедом) и колокольни, объеди­ненных между собой высокой, прямоугольной в плане трапезной. Алтарная часть по высоте и ширине равна трапезной, в плане прямоугольная.

"Восьмигранный световой барабан с ребристым куполом у Никольской церкви обработан пилястрами с коринфскими капителями" (оформление - близко по стилю к барокко).

«В 1835 г. архитектором Жилярди к Никольской церкви были пристроены два боковых предала. Их убранство созвучно облику всего сооружения». Аналогичные по типу ц. - храмы XVIII в, в подмосковных селах Киеве-Спасском и Свитине.

Нередкое для рубежа XVIII-XIX в.в. сочетание классицизма с псевдоготикой хозяйственных построек характерна идля Отрады: у самого шоссе, проходящего мимо усадьбы, обращает на себя внимание причудливое сооружение - бывшая кузница (конец XVIII в.).

К центральной, прямоугольной в плане части ее примыка­ют с боков две восьмигранные пристройки. Мотив стрельчатых окон дополняется стрельчатыми завершением прясел основных фасадов здания. Также прием контрастного сочетания белока­менных элементов декора с краснокирпичным фоном стен.

Этот же прием применен в декоративной обработке других хоз.построек, амбара и двух теплиц, расположенных, как и кузница, в стороне от центрального ядра усадьбы.

"Однако, несмотря на все сходство Отрада с английскими усадьбами, отрадненский парк является произведением русского паркового искусства, типичным для конца XVIII столетия".

В 1832-1885 гг. по проекту Жилярди был возведен мавзо­лей рловых «садовые затеи»- гроты, руины, беседки.

Свербеев Д.Н. Записки, т.2, с.129, 1899 г.

«Призвал я лучщего в те время архитектора, и указал он мне место на высокой горе, построить тут трехэтажный барский замок и церковь. План мне полюбился» однако исполнил я его не совсем в точности. Церковь на высокой горе, на открытом от лесов месте, построил, а для постройки дома спустился пониже, к берегу реки, между лесами... Начавши строить, я опять не послушался архитектора - вместо трех, выстроил только два этажа».

"Лучшим ш всех подмосковных соседей был граф Владлиир Григорьевич Орлов. Он не был. родовитэе других серпуховских по­мещиков .,., но всех жх прев ос ход, ш.., богатством, несравненно высоким перед всеми образованием и достоннш глубокого уваже­ния своим характером". (с. 128)

Врангель Н.Н. Венок мертвым. Сиб. 1913 г.