Смекни!
smekni.com

"Золотой жук" – литературный шедевр творчества Э. По (стр. 7 из 7)

Эдгар Аллан По принадлежит к классикам мировой литературы. Его талант многогранен. Наследие По включает прозу, поэзию, литературно-критические статьи, рецензии, а также произведения, жанр которых трудно определить, такие, например, как научно-астрономическая поэма в прозе «Эврика».

В каждой из этих областей литературы По был новатором, опередившим свою эпоху и наметившим ориентиры для развития литературы на десятилетия вперед, если оценивать шедевры По каждый в отдельности. Если же взглянуть на рассказы По в целом и оценить их в контексте эволюции американской романтической прозы, то можно сказать, что достижения Эдгара По в данной области могут быть сведены к следующим трем моментам:

а) продолжая эксперименты, начатые Ирвингом, Готорном и другими современниками, По довершил дело формирования нового жанра, придал ему те черты, которые мы сегодня почитаем существенными при определении американской романтической новеллы;

б) не удовлетворяясь практическими достижениями сознавая необходимость теоретического осмысления своего (и чужого) опыта, По создал теорию жанра, эти статьи регулярно перепечатываются во всех американских антологиях по эстетике и теории литературы.

Важным вкладом По в развитие американской и мировой новеллистики является практическая разработка некоторых ее жанровых подвидов. Его не без основания считают родоначальником логического (детективного) рассказа, научно-фантастической новеллы и психологического рассказа. В этом смысле литературными наследниками и продолжателями По следует считать А. Конан-Дойля, Агату Кристи, Ж. Верна, Г. Уэллса, С. Крейна, А. Бирса, Р. Л. Стивенсона, Г. Джеймса и многих других. Все они, кстати говоря, за исключением Генри Джеймса, признавали это «родство».

В Эдгаре По есть именно одна черта, которая отличает его решительно от всех других писателей и составляет резкую его особенность: это сила воображения. Не то чтобы он превосходил воображением других писателей; но в его способности воображения есть такая особенность, которой мы не встречали ни у кого: это сила подробностей. Попробуйте, например, вообразить сами что-нибудь не совсем обыкновенное или даже не встречающееся в действительности и только возможное; образ, который нарисуется перед вами, всегда будет заключать одни более или менее общие черты всей картины или установится на какой-нибудь особенности, част­ности ее. Но в повестях По вы до такой степени ярко видите все подробности представленного вам образа или события, что, наконец, как будто убеждаетесь в его возможности. В По если и есть фантастичность, то какая-то материальная, если б только можно было так выразиться. Видно, что он американец, даже в самых фантастических своих произведениях.


Список использованной литературы.

1. История американской литературы Под ред Н. И. Самохвалова. Учеб. пособие для студентов фак-тов иностр. яз. пед. ин-тов, ч. І. - М.: «Просвещение», 1971.— 344 с.

2. История зарубежной литературы XIX века Учеб. для филол. спец. вузов / В. Н.Богословский А. С. Дмитриев, Н. А. Соловьева и др.; Под ред Н. А. Соловьевой.— М.: Высш. шк., 1991.— 637 с.

3. История зарубежной литературы XIX века Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред Я.Н. Засурского, С.В. Тураева. – М.: «Просвещение», 1982.— 320 с.

4. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новелист и поэт: Монография. – Л.: Худож. лит.,1984. – 296 с.

5. По Эдгар Избранное: Стихотворения, Проза, Эссе: Пер. с англ./ Вступ. Статья и коммент. Г.Злобина. –М.: Худож. лит.,1984. – 704 с.

6. Райнов Б. Черный роман М., 1975, 128 с.

7. Самохвалов Н.И. Американская литература XIX века.— М.: Высш. шк., 1964.— 562 с.

8. Катеренчук Н. За скарбами Едгара По // Всесвітня література та культура в навчальних закладах України, 2002, № 1, с. 20

9. Назарець В.М. Біля витоків детективу: Едгар По і Артур Конан Дойль // Зарубіжна література в навчальних закладах, 1999, № 6, с. 53