Смекни!
smekni.com

Босяцкая тема в творчестве М. Горького (стр. 3 из 3)

Псевдогуманистической философии утешителей Горький всегда и неизменно противопоставлял подлинный гуманизм действия, активную волю борцов за переустройство жизни. Тяжелые картины жизни, где человек лишен прав и достоинства, вставали со страниц произведений Горького, призывая к активному сопротивлению, ниспровержению тех социальных условий, при которых столь унижен человек.

Философии утешительства, парализующей волю и творческую энергию человека, Горький противопоставлял активное деяние, воинствующую, наступательную силу пролетарского гуманизма, особенностью которого является утверждение такого общественного строя, при котором человек раскрыл бы свои творческие возможности.


5. Вместо послесловия

Горький, глубоко осознавая задачи, вставшие перед отечественной литературой в новых исторических условиях, воплотил в своем творчестве героику революционной борьбы народа. Он «крепко связал себя своими великими художественными произведениями с рабочим движением России и всего мира».

В чем сущность работы Горького в качестве воспитателя литературных кадров? На этот вопрос А. Фадеев отвечал так: «Сущность этой его работы состояла в том, что он воспитывал не голыми догматическими лозунгами, высосанными из пальцев, не пустым теоретизированием, а исходил из требований настоящей, большой жизни миллионов людей и из личного опыта каждого литератора – опыта, который он, Горький, стремился расширить, обогатить и поднять до опыта миллионов. Он вникал в самое существо, в самое сердце, плоть и ткань литературной работы каждого из нас… никто, как Горький, не умел так поощрять и окрылить литератора. И в то же время во всех его статьях – недовольство все еще низким по сравнению с требованиями времени уровнем литературы…»

Изображение героя в его общественных связях и интересах – это одна из традиций социалистического реализма, завещанных Горьким. Она легла в основу художественной типизации, открывающей перспективу многообразного новаторства. Это естественно, ибо процесс взаимоотношения человека с обществом очень разносторонен, он открывает возможность для выражения всей глубины его чувств, тогда как изображение художниками-модернистами человека-одиночки, оторванного от среды, замкнутого в своих переживаниях, обедняет его чувства и разум. Горьковский принцип раскрытия характера, формирующегося под воздействием воспитательной силы коллектива, нашел свое выражение в творчестве всех поколений советских писателей, вносящих свой оригинальный вклад в изображение положительного героя нашего времени.

Сила горьковского слова - в высокой идейности, в партийной целенаправленности.

Горький прекрасно понимал потребности времени, боролся за освоение советской литературой классических традиций, за смелое ее новаторство и умение вторгаться в жизнь и осуществлял эти принципы в своем художественном творчестве и публицистике.


Список литературы

1. Волков А.А. А.М. Горький. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1975.

2. Лихачев Д.С., Макогоненко Т.П. История русской литературы. – Л.: Наука, 1980.

3. Русская литература XIX-XX веков. – М.: Просвещение, 1992.