Смекни!
smekni.com

Временная трансспектива внутренней жизни мастера (психопоэтика романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита") (стр. 4 из 4)

Одним из свойств внутреннего времени, которым наделяет Булгаков своих героев, оказывается "вневременное" состояние, охватывающее героев в моменты погружения в свой внутренний мир, свои переживания. Это состояние является определяющим тогда, когда они живут в подвале, закрывшись от внешнего мира, ощущение этого знакомого состояния приходит Маргарите во сне, когда ей дано увидеть мастера. И, наконец, оно навсегда остается с героями в их доме покоя, полученном в награду от Воланда. Булгаков организует внутренний мир своего мастера в разных пространственно-временных плоскостях, среди которых мистическое становится одним из определяющих факторов в изображении природы внутреннего времени и переживания.

Отличительная черта настоящего художника в том, что он может вжиться в мир своих героев, и тогда этот мир представляется едва ли не более реальным, чем авторский, что и становится предметом воплощения в романе Булгакова. История, угаданная мастером, обладает сверхъестественным воздействием на всех, кто соприкасается с рассказанными в ней событиями. Гений мастера, явление Воланда, цепь фантастических событий и чудесных случаев оказываются органически соединены с бытовой реальностью, что наглядно иллюстрирует булгаковскую идею органической сплоченности единения всех живых сил бытия и присутствия некоего стихийного космического разума. Булгаков знает, что события одного тысячелетия могут быть тесно связаны непрерывной цепью с событиями иного тысячелетия, ибо, согласно гностикам "земное время" в нашей земной действительности внедрено в "небесное время", в "глубину вечности", в "божественное время", является "внутренней эпохой самой вечности". [13]


[1] Булгаков М. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 8: Жизнеописание в документах. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 283

[2] Рыжов Ю. Творчество: теургия или антропоургия? // Материалы международной конференции «Русское богословие в европейском контексте: Булгаков и западная религиозно-философская мысль». Таганрог, 2006. С. 45

[3] Булгаков М. Мастер и Маргарита: Роман. Рассказы. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. (Цит: здесь и далее – А.К.)

[4] Кораблев А. Время и вечность в пьесах Булгакова (Время и вечность в пьесе Булгакова//М.А. Булгаков— драматург и художественная культура его времени. М. 1988 С. 39

[5] Кораблев А. Время и вечность в пьесах Булгакова (Время и вечность в пьесе Булгакова//М.А. Булгаков— драматург и художественная культура его времени. М. 1988. С. 55

[6] Горностай П. Творчество как форма освоения и переживания времени личности.[Электронный ресурс] М. 1990 – Режим доступа: http://mirror01.users.i.com.ua/~p_gorn/publ01.html (14 дек. 2004)

[7] См. об этом: Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект)//Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. – с. 216-230

[8] Бахтин М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. – М.: Искусство, 1986.С. 135

[9] Бахтин М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. М.: Искусство, 1986. С. 124

[10] Бахтин М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. М.: Искусство, 1986.С 136

[11] Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике//Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 245

[12] Булгаков М. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 8: Жизнеописание в документах. – СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 442

[13] Химич В. В мире Михаила Булгакова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. С. 123