Смекни!
smekni.com

Выявление значений понятий "сон" и "бессонница" в творчестве М.И. Цветаевой (стр. 2 из 2)

В жилах – мед. Кто идет?

Это – он, это – сон –

Он уймет, он отрет

Страстный пот, смертный пот.

Возможно устав от жизненных проблем («страстный пот, смертный пот»), Цветаева прибегает ко сну, т. е. к процессу творения, который успокоит ее и уймет.

Врылась, забылась – и вот как с тысяче-

футовой лестницы без перил.

С хищностью следователя и сыщика

Все мои тайны – сон перерыл.

Она писала о безнаказанности, безответственности и беззаветности снов.

«Все, не как у людей. Могу жить только во сне, в простом сне, который снится: вот падаю с сорокового сан-францисского этажа, вот рассвет и меня преследуют, вот чужой - и - сразу целую, вот сейчас убьют - и лечу. Я не сказки рассказываю, мне снятся чудные и страшные сны, с любовью, со смертью, это моя настоящая жизнь, без случайностей, вся роковая, где все сбывается...» (сентябрь1923 года).

Даже гибельные, «роковые» сны для Марины Цветаевой - творческий способ постижения мира, причащения к внутреннему пульсу жизни. Сон бескорыстен, в нем нет заранее выстроенной, обдуманной, продуманной, обеспеченной цели, то есть корысти. Это порыв жизни и потребность творчества. Сон, как его понимала Цветаева, - творчество, пророчество, предвидение, - сон - исполнение желаний. «Пишу и существую только во сне». Сон для Цветаевой - инвариант трагического, предвестие будущей реальности.

Лишь непосвященный может приписать все мистике. Ученые давно изучают особенности художественного творчества, разгадывая связи «сон - фантазия - воображение». Сон - всепроникающ, ибо основан на бессознательных, интуитивных и почти неуловимых сознанием образах. Сон - концентрация творческих способностей человека.

Марина Ивановна считала художника ответственным за все, что он делает: «Человек, творящий ответственен»: ему необходимо обладать волей «к произращению доброго, которое он знает». По ее понятиям, единственное оправдание: это не я, это моя душа, это моя бессовестная природа, потому что во сне совесть спит и проявляет себя то, что днем спрятано в тайники. Во сне можно проснуться. В искусстве проснуться нельзя — можно только прекратить записывать свои сны, если разгадать, что они во вред людям: «Всякому спящему и пишущему родной — удар узнавания. О, спящего не обманешь! Знает друга и врага, знает дверь и знает провал за дверью — и на все это: и друга, и врага, и дверь, и дыру — обречен. <...> Тщетно говорю себе: не войду в (дверь), не загляну (в окно) — знаю, что войду, еще говоря, не загляну — заглядываю. О, спящего не спасешь! Есть, впрочем, и во сне лазейка: когда будет слишком ужасно — проснусь. Во сне проснулась, в стихах — упрусь», — объясняет поэт. С точки зрения Цветаевой, так поступил Гоголь, сжегший второй том «Мертвых душ», проснувшийся от сна и предавший свое творение огню «излюбвик нашим живым душам».

Рухаешь! Как скорлупою треснувшей –

Жизнь с ее грузом мужей и жен.

Зорко как летчик над вражьей местностью

Спящею – над душою сон.

Здесь Цветаева сравнивает сон с летчиком, летающим над вражьей местностью. Возможно, этим она хочет показать, что сон оказывал на ее творчество огромное влияние.

Тело, что все свои двери заперло –

Тщетно! – уж ядра поют вдоль жил.

С точностью сбира и оператора

Все мои раны – сон перерыл!

Вскрыта! Ни щелки в райке, под куполом,

Где бы укрыться от вещих глаз

Собственных. Духовником подкупленным

Все мои тайны – сон перетряс!

В этом стихотворении «Все мои тайны – сон перерыл» и «Все мои тайны – сон перетряс» скорее всего, означает то, что сон навевает какие-то мысли, образы возможно о Родине. Сон, словно живое существо, «перерывает» и «перетряхивает» тайны. Он неуправляем и добирается до самых глубин души, где обитают раны и тайны.

В мозгу ухаб пролежан –

Три века до весны!

В постель иду, как в ложу:

Затем, чтоб видеть сны:

Сновидеть: рай Давидов

Зреть и Ахиллов шлем

Священный, - стен не видеть!

В постель иду – затем.

В этих двух четверостишиях Цветаева говорит, что устала от мира житейского, поэтому и уходит в сон, чтобы абстрагироваться от проблем и уйти в творчество, которое для нее является лучшим отдыхом.

Спать! Потолок как короб

Снять! Синевой запить!

В постель иду как в прорубь:

Вас, - не себя топить!

Здесь Цветаева сравнивает постель с прорубью, с пропастью. Странное сравнение, учитывая, что Цветаева идет в «постель», чтобы видеть сны. Очевидно, что и в этот период сны являются таким же источником идей, целых стихотворений. Но жизнь вдали России развила тоску у Цветаевой, тоску по Родине – как и любой другой человек, она скучает по своей стране. Видимо, в какой-то мере сон был и символом «былого».

Итак, интерпретировав некоторые стихотворения, мы выяснили, что сон для Цветаевой – это вовсе не физиологический процесс отдыха, а некий священный акт, путешествия души, сопоставимые с процессом творчества, в котором она абстрагируется от внешнего мира, погружаясь в иные духовные сферы.


Глава II

Бессонница

Для выявления отличий бессонницы как физиологического процесса от восприятия этого состояния М.И. Цветаевой мы вновь обратились к толковому словарю. [1; 43]

Бессонница — это расстройство сна, которое характеризуется неспособностью заснуть в течение значительного периода времени ночью.

Бессонница – муза Цветаевой, неслучайно она именуется «певчим»: «Сон после духовного бдения свят, потому что это сон духовидицы, которая возвращается на истинный путь». Бессонница – символ «недремлющего ока души», творческой энергии, стремления к самовыражению, бессонная – постоянная характеристика лирической героини в стихах 1916 года и более поздних, свидетельство недремлющей души, которая не может сдержать дремлющие днем и разбуженные ночью стихийные творческие силы:

Ляжешь, легка лицом.

Люди поклонятся.

Буду тебе чтецом

Я, бессонница.

Время после бессонницы есть период, когда лирический герой «успокаивается» от внешнего мира, от суеты и врагов. Приятная усталость находит на героя.

После бессонной ночи слабеют руки,

И глубоко равнодушен и враг и друг.

Целая радуга – в каждом случайном звуке,

И на морозе Флоренцией пахнет вдруг.

Здесь «бессонная ночь» обозначает метания лирической героини, ее беспокойство и искания. Она говорит, что так устала и измучилась, что ей «равнодушен и враг и друг». «Целая радуга – в каждом случайном звуке» - это многообразие идей для Цветаевой, которые и родились во время «бессонной ночи».

Нынче я гость небесный

В стране твоей.

Я видела бессонницу леса

И сон полей.

«Бессонница леса» - это символ жизни. Если бы лес спал, значит и жизнь спит, либо ее вообще нет.

Бессонница! Друг мой!

Опять твою руку

С протянутым кубком

Встречаю в беззвучно-

Звенящей ночи.

А если спросят (научу!),

Что, дескать, щечки не свежи, —

С Бессонницей кучу, скажи,

С Бессонницей кучу…

В этих четверостишиях Цветаева называет бессонницу своим другом, с которым она кутит. Это состояние выматывает лирическую героиню («щечки не свежи»), но, тем не менее, поэтесса нуждается в бессоннице, потому что благодаря ей Цветаева находит новые пути реализации, как в творчестве, так и в жизни. Бессонница – это действительно друг Марины Ивановны, ведь известно, что Цветаева была сильной и волевой личностью, которая всегда находилась в поиске решения своих проблем.

Сегодня ночью я одна в ночи –

Бессонная, бездомная черница! –

Сегодня ночью у меня ключи

От всех ворот единственной столицы!

Возможно, когда Цветаева находилась в каком-то волнении, ей было близко именно это состояние бессонницы, которое можно охарактеризовать абстрагированностью от внешнего мира («я одна в ночи»). И снова лирическая героиня находится в метаниях и исканиях, потому что она опять «бессонная».

Бессонница меня толкнула в путь.

- О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль

мой! –

Сегодня ночью я целую в грудь

Всю круглую воюющую землю!

Отсюда ясно, что бессонница заставляет Цветаеву действовать, искать выходы из сложных ситуаций («бессонница меня толкнула в путь»).

Итак, бессонница для М. И. Цветаевой – это состояние беспокойства и волнения, не равное физиологическому явлению, но состояние это является позитивным моментом для поэтессы, ведь оно помогает ей не стоять на месте, а постоянно двигаться и развиваться, что немаловажно для творческой личности.


Заключение

В ходе нашего исследования мы нашли лирические тексты, в которых встречаются образы «сна» и «бессонницы», интерпретировали значения этих образов, систематизировали наблюдения над текстом и пришли к выводам:

1. Сон для М. И. Цветаевой - это вовсе не физиологический процесс отдыха, а некий священный акт, путешествие души, сопоставимый с процессом творчества, в котором она абстрагируется от внешнего мира, погружаясь в иные духовные сферы.

2. Бессонница - это состояние непокоя и стремления к идеалу, также не равное физиологическому явлению, но состояние это является позитивным моментом для поэтессы, ведь оно помогает ей не стоять на месте, а постоянно двигаться и развиваться, что немаловажно для творческой личности.

3. Кроме того, сон и бессонница не являются в контексте художественного мира Цветаевой антонимами – это два не противоположных, а совершенно разных, несопоставимых состояния творческого бытия поэтессы.

Таким образом, мы выполнили поставленные в начале работы задачи и достигли желаемой цели, подтвердив выдвинутую гипотезу.

В заключении хотелось бы сказать, что поэзия М. Цветаевой — поистине необъятный мир, который до сих пор хранит в себе тайны и загадки. Каждый, кто пытается их разгадать, открывает для себя новые грани красоты, новые высоты мысли и чувства. Надеемся, что наша работа поможет глубже проникнуть в ее мир и открыть новые аспекты ее творчества.


Библиография

1. Айзенштейн Е. К постановке проблемы «Сон в жизни и творчестве М. Цветаевой» // Wiener Slawistischer Almanach (WSA). Sonderband (Sdb.) 32 / Hrg. von A. A. Hansen-Loeve, Red. von L. Mnuchin. — Wien, 1992. — S. 121-134.

2. ЕльницкаяС. Две «Бессонницы» МариныЦветаевой // Modern Russian Literature and Culture: Studies and Texts. Vol. 32: Marina Tsvetaeva: One Hundred Years: Papers from the Tsvetaeva Centenary Symposium/ Comp. & ed. by V. Schweitzer, J.A. Taubman, P. Scotto, & T. Babyonyshev. Amherst College, Amherst, Massachusetts, 1992.

3. Марина Цветаева. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета. 1990.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 3-е издание. 1995. - С. 43, 736.

5. http://www.astrolady.ru

6. http://www.goldring.ru

7. http://www.krugosvet.ru

8. file:///c|/Inetpub